Просмотр содержимого документа
«Сущность проектного метода»
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом МЕТОД ПРОЕКТОВ, система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Если задачей преподавателя является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий студента и преподавателя, а на том, каким путем был достигнут результат.
Сегодня метод проектов широко известен и активно применяется во многих учебных заведениях. Применение проектного метода в качестве педагогической технологии позволяет эффективно решать 4 важнейших образовательных задачи:
1. Осваивать предмет, т.е., получать определенные программой знаний и умения
Главная особенность метода проектов состоит в самостоятельном приобретении знаний студентами: поиске, анализе и отборе материалов из многих предметных областей необходимых для решения практических задач.
Однако, при использовании проектного метода, допускаются серьезные ошибки. Эти ошибки можно разделить на 2 большие группы:
А. Ошибки, связанные с применением самого метода проектов
Б. Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта.
А. Ошибки, связанные с применением самого метода проектов
1. Непонимание смыла и значения проектной деятельности для образования, т.е. сохраняется прежняя традиционная технология обучения, направленная на освоение студентами заложенной в программе совокупности знаний, умений и навыков. В этом случае отношение к проектированию можно охарактеризовать, скорее, как к кружковой деятельности, а не ключевой педагогической технологии.
2. Имитация проектной деятельности. Очень часто идет подмена основной задачи, фактически происходит традиционное изучение тематического материала (с различными вариациями), который затем оформляется в виде «проекта». Таким образом, из проектного метода исключается проектная технология, остается ее имитация.
3. Смешение понятий «проект» и «научное исследование», «проект» и «коллективное мероприятие», «проект» и «социологическое исследование», «проект» и «деловая или ролевая игра» и т.д. Проект – это совершенно определенное понятие и вид деятельности
Б. Ошибки, связанные с разработкой и реализацией проекта
1. Недостаточно внимания уделяется поиску и выбору стоящих идей. Проект разрабатывается для решения проблемы. Задача – найти проблему, которая будет по-настоящему значима для студента, так, чтобы ее успешное решение было для него действительно важно. В этом случае высокий мотивационный потенциал обеспечит вовлеченность, активность, заинтересованность, ответственность, находчивость, настойчивость в овладении новым материалом, необходимым для эффективного решения проблемы.
2. Однотипная стратегия проекта. Использование однотипных проблем и привычных решений для учебного процесса ограничивает потенциал проектирования, лишает его творчества, инновационности, открытий, снижает мотивацию студентов и преподавателя. Новые проблемы, новые цели, новые решения открывают простор для творчества, для активных действий, для полной вовлеченности студента в самостоятельный поиск и движение по новому интересному и важному для него пути к собственным победам. Для поиска и выбора новых вариантов решения даже известных проблем тоже существуют эффективные и простые инструменты.
В основе большинства этих ошибок лежит недостаточная подготовка преподавателя в использовании проектного метода (как дидактического инструмента), с одной стороны, а, с другой - пробелы в знаниях, касающихся непосредственно проектной деятельности.
Главная особенность метода проектов состоит в самостоятельном приобретении знаний студентами: поиске, анализе и отборе материалов из многих предметных областей необходимых для решения практических задач.