По мере изучения понятия «стилистические умения» стало ясно, что в современной методике не существует единого мнения о том, какие умения следует считать стилистическими, не разработано единой терминологии для их обозначения.
Проблема стилистических умений рассматривается в работах таких методистов, как Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Л.Л. Новосёлова. Авторы указывают, что в речевой деятельности умение – это способность выполнять какие-либо действия по заданным параметрам.
В.И. Капинос выделяет четыре основных стилистических умения. Они отражают как теоретическое овладение учащимися ведущими понятиями стилистики, так и практическое освоение ими функциональной специфики высказывания, обусловленной типовой ситуацией. В число этих умений входят следующие:
- умение определять стиль готового текста;
- производить его стилистический анализ;
- совершенствовать стиль данного текста;
- строить текст заданного стиля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стилистические умения и их виды»
Стилистические умения и их виды
По мере изучения понятия «стилистические умения» стало ясно, что в современной методике не существует единого мнения о том, какие умения следует считать стилистическими, не разработано единой терминологии для их обозначения.
Проблема стилистических умений рассматривается в работах таких методистов, как Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Л.Л. Новосёлова. Авторы указывают, что в речевой деятельности умение – это способность выполнять какие-либо действия по заданным параметрам.
В.И. Капинос выделяет четыре основных стилистических умения. Они отражают как теоретическое овладение учащимися ведущими понятиями стилистики, так и практическое освоение ими функциональной специфики высказывания, обусловленной типовой ситуацией. В число этих умений входят следующие:
- умение определять стиль готового текста;
- производить его стилистический анализ;
- совершенствовать стиль данного текста;
- строить текст заданного стиля.[1]
О.В. Колесова дает определение функционально-стилистических умений, под которыми понимает «такие учебные действия, которые осуществляются на основе совокупности знаний и характеризуются способностью различать стилистически направленный языковой материал в процессе восприятия и продуцирования речевых высказываний».[2]
О.В. Колесова выделяет две группы функционально-стилистических умений: умения, связанные с усвоением стилистически окрашенных средств языка, и умения, направленные на овладение стилистически дифференцированной связной речью. Внутри этих групп автор проводит конкретизацию, в результате которой выделяются умения по стилистике, которые необходимо формировать в процессе начального языкового образования. Назовем умения, выделяемые О.В. Колесовой:
1. Умение замечать и оценивать стилистически окрашенные языковые средства и соотносить их со сферой употребления. Данное формируется во время отработка языковых единиц и установления стилистического значения в каждом конкретном случае. Сначала дети учатся распознавать стилистические средства, а затем оценивать их в соответствии с условиями и сферы использования. Формирование этого умение связано с рецептивною деятельностью, основу которой составляет опора на языковое чутье и на сведения по стилистике.
2. Умение подбирать стилистические синонимы, замечать оттенки значения и соотносить употребление синонима с целями и задачами речи. Данное умение направлено на осознание школьниками стилистических различий синонимических единиц в зависимости от цели и задач общения. Характерной особенностью этого умения (в отличие от предыдущего, что тоже подчинено усвоению стилистической системы языка) есть реализация репродуктивной деятельности учащихся по выявлению и мотивирования различных оттенков синонимичных значений. Включение учащихся в процесс отбора и употребления необходимых синонимов (лексических, морфологических, синтаксических) или образных, эмоционально-экспрессивных средств обогащает их активный лексический запас, развивает языковое чутье.
3. Умение производить анализ готового текста (определять стиль текста и давать его терминологическое название; дифференцировать два разно стилевых отрывка; подбирать стилистически нужную концовку к заданному началу).
4. Умение создавать текст определённого стиля. Это умение - одно из важных стилистических умений. Оно требует сознательного усвоения школьниками определенной системы знаний, крайне нужной для установления стилевой принадлежности текста. Формирование его опирается на рецептивную деятельность, в результате которой устанавливается взаимосвязь между использованием нейтральных и стилистически маркированных языковых средств, а также осуществляется воздействие факторов на отбор соответствующих стилистических средств.[2]
Умение компоновать текст в соответствующем стиле речи подчинено основной целью изучения родного языка в школе - овладению речью как средством общения. Это одно из самых сложных умений, поскольку требует правильной ориентации учащихся в ситуации общения, соблюдение стилевых ограничений при отборе содержания, языковых и выразительных средств высказывания. Производительный характер отличает его от других умений, воспринимаются по сравнению с ним как чисто учебные. Формируется указанное умение в тесной связи с умениями связной речи: определять объем содержания и границы темы, подчинить изложение основной мысли, подбирать и систематизировать материал, правильно выражать мысли, что непосредственно влияет на отбор языковых средств в соответствии со стилем текста.
5. Умение совершенствовать стиль написанного (замечать и устранять несоответствия в содержании и речевом оформлении высказывания; повышать стилистическую выразительность текста). Данное умение включает в себя умение соотносить содержание и форму текста с речевой ситуацией, замечать и исправлять в нем разного типа огрехи, усиливать стилистическую выразительность высказывания. Овладению этим умением значительной мере способствует продуктивная речевая деятельность и опора на знание особенностей стилей.
О.В. Колесова подчеркивает, что формирование стилистических умений в школе должно проходить в определенной последовательности, начиная от наиболее простого умения (замечать и оценивать стилистически окрашенные языковые средства и соотносить их со сферой употребления) заканчивая самым сложным умением – умением совершенствовать стиль написанного. Именно в этом случае, как указывает О.В. Колесова, «процесс совершенствования умений проходит сложный путь, начиная от воспроизведения исходного текста и подражания образцу к достижению высшего уровня владения функционально-стилистическими умениями - созданию собственных речевых высказываний и их редактированию». [2]
Выработка умения строить высказывания в зависимости от речевой ситуации, соотнося с ней и языковое оформление, и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах общественной жизни должны стать одним из важнейших компонентов общеобразовательной подготовки учащихся по русскому языку.
Знакомство со сложной системой стилей, стилистических понятий и выполнение соответствующих упражнений имеет большое значение для овладения младшими школьниками выразительными ресурсами русского языка. Именно в начальной школе стилем речи определяется та задача, которую решают учащиеся, строя высказывание определённого стиля: разговорного, официально-делового, публицистического, научного или художественного. Требования к отбору содержания, к использованию языковых средств в каждом стиле свои, что и способствует созданию речевых высказываний.
Работа по формированию стилистических умений будет способствовать усвоению основных стилистических понятий в начальной школе (стили речи, речевые жанры, стилистическая ошибка, стилистические средства языка). А это в свою очередь даёт школьникам более полное представление о языке; они узнают, что языковые факты могут изучаться не только с фонетической, грамматической, словообразовательной точек зрения, но и с точки зрения их функционирования в определённых стилях и жанрах, то есть с учётом их предназначения в речи.
В современных программах, используемых в школе среднего звена, в 5-7 классах, в качестве особого раздела выделяется раздел «Связная речь». Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:1) текст и его признаки;2) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности;3) стили речи: разговорный, научно-деловой, художественный.
Таким образом, в современных программах заложены возможности для комплексного освоения основных сведений по стилистике, базовых при формировании умений и навыков связной речи школьников: на уроках русского языка выясняются стилистические возможности языковых средств, знание которых необходимо учащимся для правильного и цельного построения собственных произведений различной стилевой и жанровой принадлежности.
О.В. Колесова отмечает, что изучение стилистики в школе имеет и большое воспитательное значение. Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникаются любовью и уважением к русскому языку. Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по стилистике предполагает необходимость обращения к образцовым произведениям, что даёт реальную возможность использовать их в воспитательных целях. [2]
Таким образом, в процессе стилистической работы в школе важно формировать у учащихся умения владеть не только нормами литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных его стилей. Если владение системой знаний создаёт основу для понимания богатства языка, то владение системой стилистических умений даёт учащимся возможность сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.
Литература:
Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. 2-е изд. М.: ЛИНКА-пресс, 1994. С. 173.
Колесова О.В., Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. педагогич. наук / — URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-rechi-mladshikh-shkolnikov-na-funktsionalno-stilisticheskoi-osnove (дата обращения 07.11.2021)
Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 2000. - 210с.