«Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»
Предмет: История и культура Санкт-Петербурга
Программа: автор – Л. К. Ермолаева
Класс: 8
Номер урока: № 22
Тема урока: «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»
Цель: создать условия для знакомства учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко,
Задачи:
Образовательные:
1. Выявить особенности и характерные признаки барокко в различных видах искусства: архитектура, используя информационно-коммуникативные технологии
2. Расширить знания учащихся об искусстве 17-18 века, актуализация ранее полученных сведений о стиле барокко как явлении культуры XVII-XVIII вв. в основных его проявлениях в архитектуре.
Воспитательные:
Формирование вкуса и ценностного отношения к явлениям культуры прошлого.
Развивающие:
-
Развитие кругозора учащихся, умения видеть взаимосвязь между видами искусства во времени и пространстве. Учить прослеживать характер эпохи в различных видах искусства.
-
Развитие у учащихся способностей к анализу произведений искусства.
-
Содействовать осознанию учащимися личной мотивации к изучению предмета «История и культура Санкт-Петербурга», посредством рефлексии итогов занятия.
Оборудование урока:
-
Рабочая тетрадь
-
Компьютерная презентация
Дидактические единицы:
-
волюты,
-
пилястры,
-
теламоны,
-
маскароны,
-
барокко,
Используемые технологии:
-
Образовательное путешествие с элементами игротренинга.
-
Информационно – компьютерные технологии (презентация)
Форма работы: фронтальная, групповая работа
Домашнее задание:
-
Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»
Технологическая карта урока
№ п/п
Время
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся, ответы учащихся
Предметные результаты
УУД
1
2 мин.
Приветствие
Приветствие
2
Мотивация
Игротренинг: Под спокойную классическую музыку учитель проводит экскурсию вдоль Невы» (элемент психологического игротренинга)
Какие здания оказались для вас узнаваемы?
Какое впечатление на вас произвела архитектура Петербурга?
Почему часто архитектуру называют «Музыка, застывшая в камне» ?
Слушая музыку и слова учителя, ученики составляют визуальный образ знакомых им зданий:
-
Летний дворец Петра, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор.
-
Красивая, разная, неповторимая
-
Если включить фантазию, то действительно можно услышать музыку, только она на минутку остановилась и ждёт…
Понятия:
Летний дворец Петра, Зимний дворец, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор.
Коммун.УУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познав.УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
3
5
Сообщение темы урока
«…Но пред красой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады…»
Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт 17 века Жорж де Сюдери. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым стилем, рождённым в Европе, но нашедшем своё продолжение в Петербурге. Название этого стиля - барокко.
ЗАПИЬ темы в тетрадь со слайда презентации.
Барокко – стиль первых десятилетий Петербурга.
Существует несколько версий происхождения термина:
от итальянского “baruecco” – жемчужина неправильной формы;
от итальянского barocco – причудливый, странный;
Понятия:
стиль,
барокко,
Регулятив.УУД:
воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя
4
15
Знакомство с новым материалом
Работа с презентацией: Эпоха барокко – одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Родина барокко – Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса – основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.
Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.
Не случайно барокко уходит от ясности и простоты, предпочитая геометрической строгости, прямой линии изысканную кривую; упорядоченному движению - вихреобразное; локальному цвету – мерцающие, меняющиеся под воздействием светотени золотистые тона.
Петровское барокко возникло в результате совместного творчества ряда приглашённых Петром западноевропейских архитекторов, в основном итальянских и французских. Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием. Петербургское барокко еще называли «Петровский манир» – Петр стремился отойти от традиций Византии в архитектуре и перейти на европейский стиль градостроительства. Для этого в Санкт-Петербург были приглашены многие талантливые и известные архитекторы того времени - Д. Трезини, Ж-Б. Леблон, А. Шлютер, Г. Маттарнови. На смену исконно русским «пятиглавым» храмам пришли церкви с роскошной внешней и внутренней отделкой.
В то же время первые (в основном деревянные) здания города не несли стилистической нагрузки — шла затяжная Северная война. Строилась крепость, порт, верфь, а вокруг них на скорую руку возникали казармы, дома для офицеров, торговые ряды, слободы.
Значительное влияние оказывала немецкая и голландская рациональная, но сдержанная в формах архитектура. Поэтому здания петровского барокко отличались от современного ему итальянского и французского барокко.
В этот период в городе строились в основном простые и внешне незатейливые здания. Лепнина, колоннады, портики практически не применялись.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: Характерные черты барокко:
-
масштабность, контрастность, обилие декора,
-
напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности,
-
стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера (увеличение размеров помещений с помощью зеркал, высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы);
-
совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли).
ЗАПИСЬ: Отрезок времени, в течение которого преобладало петровское барокко, датируется 1703-1740 годами.
ЗАПИСЬ с презентации: Отличительные особенности Петровского барокко: Архитектуре петровского барокко свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная планировка фасадов. Здания отличают простота, рациональность, спокойный лаконичный вид.
Понятия:
барокко, «Петровский манир»,
волюты,
пилястры,
теламоны,
маскароны,
лепнина, колоннада,
портик
Регулятив.УУД:
умение ставить учебные цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо узнать по данной теме), воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя.
Познав.УУД: умение работать с невербальными (визуальными) источниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; развитие логических действий (анализ, синтез, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Лич.УУД: смыслообразование (развитие познавательного интереса)
4
15
Выступление экскурсоводов
Предлагаем детям провести виртуальную образовательную экскурсию.
Организуется обсуждение.
Презентация учениками, заранее подготовленных образовательных экскурсий: Петропавловский собор, Кикины палаты, Меньшиковский дворец (Приложение № 2)
Коммун.УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение вести диалог на конструктивной основе
Познав.УУД: умение работать с невербальными (визуальными) источниками; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; развитие логических действий (анализ, синтез, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование), осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Лич.УУД: смыслообразование (развитие познавательного инетерса)
5
5
Обобщение, подведение итогов урока
? Появилось ли что-то действительно новое в архитектуре с рождением стиля барокко
? В разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно выделить в следующем:
«…Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь».
6
3
Домашнее задание
Заполнить таблицу «Характеристика эпохи барокко»
Характеристика эпохи барокко
Эстетическая программа (главные задачи искусства)
Основные представители
Тематика произведений
Особенности изображения в архитектуре