kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»

     Деятельность ведущая – одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе, которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития.

      По мнению известного детского психолога Д.Б. Эльконина, игра – это  особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна в сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений.

     Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу» – писал  Д. Б. Эльконин.                                                                                                                             

     Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так,  девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, укладывает спать свою «дочку».

     Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность, например, режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали.

     Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

     Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил, жестко контролируется другими детьми.  У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2 – 3 становятся любимыми.  

     Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно – ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно – ролевой игры являются строительные игры и игры – драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводят с помощью ролей и игровых действий.   

     Другая группа игр –  это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Строительные игры расширяют представления детей об окружающем рукотворном мире, способствуют приобретению  коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков.  

     Подвижные игры не только  развивают основные движения и формируют двигательные качества, они оказывают огромное влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно –волевой сферы личности.

     В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка.

     Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Главная цель любой дидактической игры – обучающая. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Таким образом, игра – не просто любимое занятие детей, это веду­щий вид деятельности дошкольников.  Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения,  приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, а так же основы рефлексивного мышления – способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Игра способствует развитию чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность). Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого дей­ственного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

Список литературы:

  1. Выготский, Л. С.Психология развития человека. –  М.: Смысл, 2010. –360 с.
  2. Урунтаева,  Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия,   2011. – 336 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»»

«Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»

Деятельность ведущая – одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе, которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития.

По мнению известного детского психолога Д.Б. Эльконина, игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна в сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений.

Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу» – писал Д. Б. Эльконин.

Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет – та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Так, девочка, выполняя роль мамы, кормит, купает, укладывает спать свою «дочку».

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность, например, режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил, жестко контролируется другими детьми. У старших дошкольников количество выполняемых ролей расширяется примерно до 10, из которых 2 – 3 становятся любимыми.

Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно – ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно – ролевой игры являются строительные игры и игры – драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводят с помощью ролей и игровых действий.

Другая группа игр – это игры с правилами, специально созданные взрослыми в воспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Строительные игры расширяют представления детей об окружающем рукотворном мире, способствуют приобретению коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков.

Подвижные игры не только развивают основные движения и формируют двигательные качества, они оказывают огромное влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно –волевой сферы личности.

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Главная цель любой дидактической игры – обучающая. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Таким образом, игра – не просто любимое занятие детей, это веду­щий вид деятельности дошкольников. Через игру ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, а так же основы рефлексивного мышления – способности анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями. Игра способствует развитию чувств, эмоциональной саморегуляции поведения, развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания. Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности (рисование, конструирование, учебная деятельность). Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого дей­ственного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.



Список литературы:

  1. Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.

  2. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.

  3. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья «Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста»

Автор: Пудеева Екатерина Алексеевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Статья: “Воспитание волевых качеств у детей дошкольного возраста” "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-vospitaniie-volievykh-kachiestv-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "243617"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445775953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Познавательное  развитие детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(57) "statiapoznavatielnoierazvitiiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265632"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450004889"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая рекомендация "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_riekomiendatsiia_osobiennosti_psikhologhichieskogho_razvitiia_d"
    ["file_id"] => string(6) "455201"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517925251"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_formirovaniia_navykov_beskonfliktnogo_vzaimodeistviia_u_detei_starsh"
    ["file_id"] => string(6) "546890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587036923"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_formirovaniia_navykov_beskonfliktnogo_vzaimodeistviia_u_detei_star_1"
    ["file_id"] => string(6) "557551"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600167694"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства