Методическая рекомендация "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"
Методическая рекомендация "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Цель: формирование элементов произвольности психологических процессов у дошкольников во всех видах деятельности.
Задачи:
Развивать внеситуативно – деловую форму общения со сверстниками.
Организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
5 – 6 летний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка с взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать, – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения.
Дошкольник чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими, ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки. У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении выполнять практические действия и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке, зависят от педагога. Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия. Популярность ребенка в коллективе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных дошкольников, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку. Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В действиях ребенка проявляют с попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех, и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.
Все эти методы и приемы дети с удовольствием принимают в форме сюжетно – ролевой игры (приложение № 1), так как ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении, творческая активность, а ведущая функция – воображение.
В данной методической разработке рассматриваются актуальные проблемы психологического развития детей дошкольного возраста, приведен конспект занятия по эмоционально – психологическому развитию ребенка, которое может быть использовано с дошкольниками родителями, психологами, воспитателями ДОУ и педагогами дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Городской» им. С.А.Шмакова г. Липецка
«Особенности психологического развития
детей дошкольного возраста»
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Диогенова Инна Николаевна
г. Липецк, 2018 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Это возрастной период, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Цель: формирование элементов произвольности психологических процессов у дошкольников во всех видах деятельности.
Задачи:
Развивать внеситуативно – деловую форму общения со сверстниками.
Организовать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.
Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
5 – 6 летний ребенок становится самостоятельным, он независим от взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка с взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно знать, – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители выступают для ребенка как образец поведения.
Дошкольник чутко воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков. Умением сравнивать себя с другими, ребенок овладевает к старшему дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки. У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в умении выполнять практические действия и моральные качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой и критерии, которые использует дошкольник при самооценке, зависят от педагога. Дети, имеющие высокую самооценку чувствуют себя в детском коллективе увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению агрессивности и высокомерия. Популярность ребенка в коллективе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности малоактивных дошкольников, которые не пользуются популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить уверенность в себе и самооценку. Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с внешней деятельностью.
В старшем дошкольном возрасте дети с интересом ищут и находят смешное в небылицах, в путаницах и очень любят сочинять сами. В действиях ребенка проявляют с попытки изобразить смешные движения. Чем ребенок старше, тем чаще его привлекает юмор ситуации. Смех у старших дошкольников вызывают необычная окраска, форма, величина предметов. Дети любят шуточные игры, шалости, которые не обходятся без смеха, а старшие дошкольники сами придумывают их в своих рассказах и изображают на рисунках о самом смешном. Вызывают и детский смех, и нравственные пороки, недостатки (трусость, жадность, хвастовство). Одушевление знакомых предметов чаще всего воспринимается детьми как комическое. Этим приемом дети и сами пользуются, пытаясь изобразить смешное.
Все эти методы и приемы дети с удовольствием принимают в форме сюжетно – ролевой игры (приложение № 1), так как ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении, творческая активность, а ведущая функция – воображение.
В данной методической разработке рассматриваются актуальные проблемы психологического развития детей дошкольного возраста, приведен конспект занятия по эмоционально – психологическому развитию ребенка, которое может быть использовано с дошкольниками родителями, психологами, воспитателями ДОУ и педагогами дополнительного образования.
Приложение № 1.
Методическая разработка занятия «С чего начинается дружба?»
Возраст участников: 4– 6 лет
Продолжительность занятия: 25 минут
Цель: развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков.
Задачи:
Формировать благоприятный психологический настрой детей.
Воспитывать дружелюбие, сопереживание, доброжелательное отношение друг к другу.
Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.
Учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией.
Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.
Тип занятия: учебное занятие с элементами познавательного, речевого, художественно – эстетического, физического развития.
Оборудование: красные и желтые карандаши, плакат с изображением солнца, магнитофон, запись фонограммы с песней из мультфильма «Крошка Енот» В. Шаинского и М. Пляцковского «От улыбки станет всем светлей», клубок, пиктограммы эмоций.
План занятия:
Вводная часть – 7 мин.
Игра «Давайте поздороваемся»
Игра «Ты и я»
Сообщение темы занятия – 2 мин.
Основная часть – 14 мин.
Пословицы и поговорки о дружбе
Игра «Паутина добрых слов»
Игра «Солнечные лучики»
Игра «Узнай настроение»
Подведение итогов – 2 мин.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть всех здоровыми и с хорошим настроением. А теперь, давайте поздороваемся. Когда вы приходите на занятия, что вы говорите друг другу?
Дети: «Здравствуй!», «Привет!», «Добрый день!»
Игра «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по кабинету и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок – здороваться за руку;
2 хлопка – здороваться плечиками;
3 хлопка – здороваться спинками.
П.: Молодцы, ребята! А теперь давайте сядем на свои места. Как вы думаете, мы все с вами одинаковые? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем в одном городе, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я буду говорить задания, а вы движениями на него отвечать. Слушайте меня внимательно!
Игра «Ты и я».
П.: Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.
Поднимите руки верх, кто делает зарядку.
Поставьте руки на пояс те, кто любит гулять на улице.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости и.т.д.
П.: Молодцы! Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас объединяет!
(Приходит СМС – сообщение).
П.: Ребята, нам пришло сообщение от Кота Леопольда. Он опять поссорился с мышами, и просит вас помочь их помирить. Вы согласны? Чтобы помирить их, нам нужно выполнить несколько заданий. Но, сначала скажите мне, вы дружные ребята? С чего начинается дружба? Как ведут себя друзья?
Д: Помогают друг другу в беде, умеют разделить радость, не смеются над недостатками друг друга, дать правильный совет, не обманывают друг друга, умеют признавать свои ошибки и.т.д.
П.: А какого цвета дружба? Какого она запаха? С чем можно сравнить крепкую дружбу?
Д: С солнышком, песней, с ясным днем, железом и.т.д.
П.: Молодцы, ребята! Мне бы очень хотелось, чтобы мыши услышали наш разговор, потому, что только дружные ребята могут им помочь. И первое задание – это пословицы о дружбе, о друге. Какие вы знаете пословицы?
Д: (с помощью педагога)
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Друг познается в беде.
Друга ищи, а нашел береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Человек без друга, что дерево без корней.
П.: Молодцы! Вот вы, сколько знаете пословиц, и первое задание вы выполнили. А теперь давайте встанем в большой круг и выполним второе задание.
Игра «Паутина добрых слов».
П.: У меня есть «клубочек дружбы», который вы будете передавать по кругу. Тот, у кого клубок обматывает ладошку и с добрыми словами передает его другому.
П.: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Вы прошли 2 задание, потому, что было очень приятно слышать столько добрых слов и настроение от этого стало веселым, радостным и солнечным. Посмотрите, как солнышко вам улыбается. (Педагог показывает рисунок солнца без лучей). Только чего – то не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков! Вот сейчас вы и дорисуете лучики. Каким цветом можно нарисовать лучики? Черным? Синим?
Д: Красным, желтым.
П.: Правильно, потому, что солнышко всегда теплое и нам нужны теплые цвета.
Игра «Солнечные лучики».
П.: Вот и 3 задание у нас позади. Настроение стало солнечным, как наше солнышко. Ребята, а как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Посмотрите на доску. Здесь картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился, и попробуйте изобразить эту эмоцию на своем лице. Давайте поиграем.
Игра «Узнай настроение».
(Приходит СМС – сообщение).
П.: Ребята, Кот Леопольд и мыши помирились. Значит, мы справились и с последним заданием. А что нам помогло? Правильно! Дружба! Вы показали хороший пример, как должны вести себя настоящие друзья. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, потому, что дружба начинается с улыбки! (Дети берутся за руки и исполняют песню «От улыбки станет всем светлее»). До свидания!
Литература:
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений 5 – е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2011 г.
Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения, 2003 г.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога/ Серия «Психологический практикум» - Ростов н/Д.: Феникс, 2004 г.