kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Познавательное  развитие детей дошкольного возраста»

     В дошкольном возрасте восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

Остановимся на них более подробно.                               

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.  Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

     Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

      В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений. В дошкольном возрасте восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

     Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними.

     В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее:

–  восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

– зрительное восприятие становится одним из ведущих:  воспринимая      предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму,

величину (освое­ние сенсорных эталонов);

– совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос­ледовательность событий.

     Внимание. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

     Внимание – это психический процесс, условием которого является успешное осуществление любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

     В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2– 3 предметами, оно становится более устойчивым. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

     В 4 – 5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.

     Развитие произвольного внимания связано  с развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.  

     Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

– значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

– складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

– внимание становится опосредованным;

–  появляются элементы послепроизвольного внимания.

     Память.  Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль  начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление.

      У младших дошкольников память непроизвольная. Ре­бенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

     В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает    интеллектуальный характер;

– словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

–  формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

– по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

     Мышление. Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

      Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мыш­ления тем не менее является наглядно –образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.  Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет­ские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен­ка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру­гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави­симости от этого строить свое собственное поведение.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

– ребенок решает мыслительные задачи в представлении – мышление становится внеситуативным;

– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

– возникают попытки объяснить явления и процессы;

– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

     Воображение. Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

    Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого бедностью, смутностью и схематичностью образов. Ведь в основе образов воображения лежит комбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры.

     Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.     

     Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование.  Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

     Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

     Развитие речи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

– расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

– феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и

языковых структур;

– убывание эгоцентризма детской речи;

развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

– развитие функций речи:

— речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется – от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа не удовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;

– речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения [8, с 214].

     Таким образом, дошкольный возраст сенситивен для развития психических познавательных процессов.

Список литературы:

  1. Абрамова,  Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.
  2. Выготский, Л. С.Психология развития человека. –  М.: Смысл, 2010. –360 с.
  3. Урунтаева,  Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия,   2011. – 336 с.
  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»»

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

Остановимся на них более подробно.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте. Ощущение и восприятие составляют процессы чувственного познания.

Восприятие – это отражение предметов, явлений, процессов и совокупности их свойств в их целостности при непосредственном воздействии этих предметов и явлений на соответствующие органы чувств.

В отличие от восприятия ощущение отражает лишь отдельные свойства предметов и явлений. В дошкольном возрасте восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее:

– восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

– зрительное восприятие становится одним из ведущих: воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму,

величину (освое­ние сенсорных эталонов);

– совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос­ледовательность событий.

Внимание. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Внимание – это психический процесс, условием которого является успешное осуществление любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2– 3 предметами, оно становится более устойчивым. Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).

В 4 – 5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.

Развитие произвольного внимания связано с развитием речи, пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели, а также с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия.

Развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

– значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;

– складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

– внимание становится опосредованным;

– появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память. Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно – образное мышление.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ре­бенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:

– преобладает непроизвольная образная память;

– память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

– словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

– складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

– формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

– по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Мышление. Мышление – это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мыш­ления тем не менее является наглядно –образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Дет­ские вопросы – показатели развития любознательности. На умственное развитие ребенка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребен­ка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свой­ства мышления, позволяющего стать на точку зрения дру­гих людей, предвосхитить их будущее поведение и в зави­симости от этого строить свое собственное поведение.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

– ребенок решает мыслительные задачи в представлении – мышление становится внеситуативным;

– освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

– детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

– появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

– ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

– возникают попытки объяснить явления и процессы;

– экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

– складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Воображение. Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого бедностью, смутностью и схематичностью образов. Ведь в основе образов воображения лежит комбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры.

Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

– воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

– оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

– ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

– воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Развитие речи. Речь – это процесс общения, опосредованный языком. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Основные направления речевого развития в дошкольном возрасте:

– расширение словаря и развитие грамматического строя речи;

– феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и

языковых структур;

– убывание эгоцентризма детской речи;

развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

– развитие функций речи:

— речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется – от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа не удовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;

– речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения [8, с 214].

Таким образом, дошкольный возраст сенситивен для развития психических познавательных процессов.


Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2013. – 672 с.

  2. Выготский, Л. С.Психология развития человека. – М.: Смысл, 2010. –360 с.

  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 336 с.

  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2012. – 352 с.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М.: Педагогика, 2010. – 304 с.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Автор: Пудеева Екатерина Алексеевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265632

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_i"
    ["file_id"] => string(6) "351284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_1"
    ["file_id"] => string(6) "351285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Семинар на тему: "Реализация образовательных областей через различные виды деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(157) "sieminar-na-tiemu-riealizatsiia-obrazovatiel-nykh-oblastiei-chieriez-razlichnyie-vidy-dieiatiel-nosti-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "142417"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418294921"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА» "
    ["seo_title"] => string(125) "konsul-tatsiia-dlia-piedagogov-rol-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-dlia-poznavatiel-nogo-razvitiia-dietiei-ranniego-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "115706"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412090662"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества» "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-pozitivnykh-ustanovok-k-razlichnym-vidam-truda-i-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "169506"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423415133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства