Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Копняева Марина Ивановна
Воспитатель
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
я/сад №4 «Березка»
Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста
в процессе игровой деятельности»
«…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
К.Д. Ушинский
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
Но наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. Поэтому я стараюсь постоянно побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя языка, и, конечно же, обогащению словаря.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на: активный и пассивный.
- Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.
- Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Поэтому главной задачей, которую я ставлю перед собой, это: обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.
У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому я стараюсь объяснить ребенку понимание уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.
Считаю, что очень важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь детей. С этой целью я стараюсь сделать так, чтобы оно было закреплено и воспроизведено в речи, и вошло в словарь в сочетании с другими словами.
Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего, игре, речь ребенка становится произвольной и целенаправленной.
Из практики работы по теме творческого поиска «Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» я заметила, что большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые театрализованные игры.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через театрализованную игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду и семейном кругу, служит обогащению и активизации словаря ребенка, и развитию его творческих способностей.
В них активная речь стимулируется за счет расширения словарного запаса, помимо этого совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Кроме этого в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Кроме театрализованных игр, для обогащения словаря дошкольников я использую в своей работе сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Одна из первых форм детской игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, а я всячески побуждаю детей обращаться ко мне с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре я сопровождаю рассказом о содержании действий: «Это кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?»
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая взрослого, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, а играя, все действия обозначает словом.
В сюжетно-ролевой игре я стараюсь дать качественную оценку действию: («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращаю внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия, и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей, взрослый поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. В ходе таких дидактических играх ребенок знакомится с окружающим миром, что способствует его общему и речевому развитию.
В своей практике я использую все виды дидактических игр, так как они развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение речевого материала.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
Таким образом, игра выступает как одно из самых важных средств воспитания и развития.
Считаю, что в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, потому что развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»»
Копняева Марина Ивановна
Воспитатель
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
я/сад №4 «Березка»
Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста
в процессе игровой деятельности»
«…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
К.Д. Ушинский
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.
Но наряду с общим влиянием на весь ход психического развития ребенка, игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. Поэтому я стараюсь постоянно побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, формированию грамматического строя языка, и, конечно же, обогащению словаря.
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на: активный и пассивный.
- Пассивный словарь - слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет.
- Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет.
Поэтому главной задачей, которую я ставлю перед собой, это: обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе.
У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому я стараюсь объяснить ребенку понимание уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.
Считаю, что очень важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь детей. С этой целью я стараюсь сделать так, чтобы оно было закреплено и воспроизведено в речи, и вошло в словарь в сочетании с другими словами.
Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего, игре, речь ребенка становится произвольной и целенаправленной.
Из практики работы по теме творческого поиска «Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром» я заметила, что большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые театрализованные игры.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через театрализованную игру. Они не выносят разнообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают веселых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду и семейном кругу, служит обогащению и активизации словаря ребенка, и развитию его творческих способностей.
В них активная речь стимулируется за счет расширения словарного запаса, помимо этого совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Кроме этого в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Кроме театрализованных игр, для обогащения словаря дошкольников я использую в своей работе сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Одна из первых форм детской игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, а я всячески побуждаю детей обращаться ко мне с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре я сопровождаю рассказом о содержании действий: «Это кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?»
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая взрослого, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, а играя, все действия обозначает словом.
В сюжетно-ролевой игре я стараюсь дать качественную оценку действию: («Я глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращаю внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия, и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. В ходе дидактических игр развивается речевая активность детей, взрослый поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. В ходе таких дидактических играх ребенок знакомится с окружающим миром, что способствует его общему и речевому развитию.
В своей практике я использую все виды дидактических игр, так как они развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение речевого материала.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
Таким образом, игра выступает как одно из самых важных средств воспитания и развития.
Считаю, что в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, потому что развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}