kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самовоспитание – это работа человека над собой с целью изменения своей личности. Никакая воспитательная работа не достигнет своей цели, если она не найдет у самого человека поддержки и ответных усилий, направленных на самовоспитание.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"»

Роль учителя в процессе самовоспитания школьников

Самовоспитание – это работа человека над собой с целью изменения своей личности. Никакая воспитательная работа не достигнет своей цели, если она не найдет у самого человека поддержки и ответных усилий, направленных на самовоспитание.

Зачатки самовоспитания можно обнаружить уже у ребенка в виде самоисправления поступков. Но ребенок еще не осознает личностных качеств, поэтому он лишь стремится изменить конкретные формы своего поведения. Благодаря оценке старших, ребенок знает, за какие поступки его одобряют, а за какие – порицают. Исправить свое поведение его побуждает неосознанное желание стать «хорошим». Но осознание им своей личности наступает лишь в подростковом возрасте.

Подросток стремится к самостоятельности, ограждая свою жизнь от вмешательства взрослых. Это касается прежде всего взаимоотношений с товарищами, стремление к самостоятельности в учебе, отказ от помощи и проявления недовольства при попытках взрослых контролировать его жизнь. Для подростка становятся характерными слова: «я уже не маленький», «я сам решаю», «не вмешивайтесь в мою личную жизнь».

Хотя подросток и пытается утвердить свою самостоятельность, у него еще нет опыта умения соотнесения. Осознание подростком своих качеств, стремление стать более самостоятельным в жизни, недовольство своими недостатками, препятствующими утверждению в коллективе, способствует включению подростка в самовоспитание. Однако установление связи между оценкой конкретных поступков и оценкой личности ограничивают возможности подросткового самовоспитания. Мотив поступков подростка обычно таков: «Я так сделал, - значит, я стал смелым».

Низкий уровень осознанности самовоспитания подростков и их впечатлительность в этом возрасте приводят к тому, что дети-подростки оказываются не в силах самостоятельно направлять самовоспитание.

Задача учителей и воспитателей состоит в том, чтобы учитывать стремление подростков к самостоятельности, не относиться к ним, как к маленьким детям, не ограничивать их права и не навязывать свое мнение по поводу решения тех или иных проблем. Нельзя допускать того, чтобы подросток, в попытках утвердить у себя желаемое качество личности, опускал руки, разочаровывался и перестал работать над собой. Не следует забывать, что главное в организации самовоспитания – воспитание у детей потребности к самоусовершенствованию. Важно донести до подростков, что побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворенность собой, стремление к новому; но, с другой стороны, необходима вера в себя и в помощь других.

К переходу в юношеский возраст у школьников формируются некоторые предпосылки дальнейшего осознания процесса самовоспитания. Юноши стремятся найти и осмыслить свое реальное место в мире. Это стремление способствует повышению его интереса к познанию как внешнего, так и внутреннего мира.

Надо отметить, что старшеклассники достигают достаточно высокого уровня самосознания. Они способны критически оценить себя и соотнести свои качества с качествами другого человека. Стремление к самоутверждению создает благоприятную почву для их самовоспитания. Почти все они отдают себе отчет в пользе самовоспитания, чтобы стать лучше и избавиться от некоторых недостатков.

Большинство детей юношеского возраста стремятся воспитать у себя общественно значимые качества личности, но в некоторых случаях в искаженном свете представляют поведение волевого и решительного человека. По их мнению, закалять свою волю и характер можно упорно не сознаваясь в своем поступке, держать себя вызывающе со взрослыми, отстаивать свое мнение, даже если оно противоречит истине.

Осознание старшеклассниками своей взрослости и роли, которую они призваны сыграть в общественной жизни, таит в себе большие возможности для самовоспитания. Важно укрепить их потребность работать над собой систематически и целеустремленно, добиваясь поставленной цели. Большинство юношей и девушек стремятся занять позицию взрослого человека. А на деле оказывается так, что лишь немногие имеют четкое представление о правильных способах работы над собой. Необходимо создать им условия для проявления инициативы, творчества, полезных начинаний как в школьной жизни, так и в домашних условиях. На учителя возлагается роль организатора и руководителя самовоспитания.

Таким образом, сущность самовоспитания состоит в осознанном самоизменении личности. Причем, каждому возрасту в соответствии с присущим ему уровнем осознанности личности и возрастной позицией свойственны определенные особенности самовоспитания. Мобилизовать внутренние силы школьника, пробудить желание стать лучшим – одна из главнейших задач воспитательного и педагогического процесса. Тесная взаимосвязь воспитания и самовоспитания – важнейшее условие успеха в формировании личности.



Использованная литература

  1. Богословский В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов/ В.В.Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградова. – Москва: Просвещение, 1981. – 383 с.

  2. Гатауллин М.М. Исцеление души. – Уфа: Китап, 2004. – 152с.

  3. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. /Под ред. В.В.Давыдова. – Москва: Педагогика, 1979. – 152 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему "Роль учителя в процессе самовоспитания школьников"

Автор: Сафина Эльза Виловна

Дата: 06.04.2021

Номер свидетельства: 577628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Самосовершенствование личности в воспитании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(70) "samosoviershienstvovaniie-lichnosti-v-vospitanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "209950"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431344854"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Особенности проведения родительских собраний  в старших классах "
    ["seo_title"] => string(71) "osobiennosti-proviedieniia-roditiel-skikh-sobranii-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "180680"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425226034"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(126) "piedaghoghichieskii-kontrol-samokontrol-vzaimokontrol-kak-faktory-uspieshnosti-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415821284"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства