kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников»

(из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ гимназии № 24 города Ставрополя

Малоштановой Инны Викторовны)

 

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение  современного качества образования. Образовательная школа должна   формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Для решения заявленной задачи, как учитель начальных классов, стараюсь сделать процесс обучения  развивающим и увлекательным. Старое дидактическое правило « Учить детей учиться » никогда не было так актуально, как сейчас. Школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать её выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

Работая в начальной школе с детьми по уровню подготовленности к школе и интеллекту разными, я постоянно искала в нашей психолого-педагогической литературе ответ на вопрос: « Как научиться формировать внимание младших школьников?» Этот вопрос стоял передо мной так остро потому, что некоторые мои ученики часто как бы отсутствовали на уроке, мне было трудно управлять процессом обучения.

Ответ на свой вопрос я нашла у психолога П.Я.Гальперина, который доказал, что « всякое внимание есть контроль », а поэтому « чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность».

Большинство, учеников считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя, а дома - родителей и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Исходя из этого, я поставила себе задачу : выработать у каждого учащегося не просто привычку, а потребность проверки своей работы.

 В своей педагогической деятельности постоянно использую разнообразные и ищу новые эффективные формы педагогического контроля, самоконтроля, взаимоконтроля  учащихся.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет мне объективно оценивать получаемые ими знания, умения,  навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Также контроль позволяет увидеть свои собственные удачи и недоработки, что считаю очень важным критерием своей работы.

Педагогический контроль имеет большое образовательное и воспитательное значение.

 Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения младших школьников в активную творческую деятельность.

 Во-первых, цель контроля связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала–уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой начального обучения. Во – вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам  самоконтроля и взаимоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В – третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

На уроках я помогаю моим ученикам оформить свои знания, выразить их в устной или письменной ре­чи. До тех пор пока знания не выражены в речи — устной или письменной, они не могут быть сознательно усвоены, не могут стать прочными. Следовательно, контроль помогает, прежде всего, осмысливанию и закреплению знаний.  Также, я обращаю внимание на правильность знаний, их действенность и полноту, последовательность и грамотность их изложения и в этих направлениях осуществляю совершенствование знаний уча­щихся. Считаю, что контроль содействует развитию мышления, памяти, речи. В конечном счете, контроль знаний, умений, навыков учащихся содействует повышению качества учебной работы уча­щихся и  учебного процесса в целом.

На своих уроках  активно применяю следующие формы самоконтроля и взаимоконтроля:

·        Учебное комментирование написания текста (решения задачи, примера и т.д.)

·        Саморедактирование работы

·        Приём «нескольких вариантов ответа»

·        «Самоконтроль по собственной инициативе»

·        «Разноцветные поправки»

·        Сопоставление своей работы с готовым образцом

·        Использование плана ответа

·        Приём «доказательств»

·        Приём «поиска своего способа решения задачи»

·        Карты взаимоконтроля

·        Взаимная проверка устных ответов, письменных работ и др.

 Начинаю развивать навыки самоконтроля  уже с первых дней обучения детей в школе и провожу эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления младших школьников.

.Прежде всего обучаю предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задачи и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи стараюсь поощрять и "провоцировать" текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор  средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др. На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся  нацеливаю после выполнения  самостоятельной работы.

 Роль взаимного контроля и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, взаимное уважение. Взаимный контроль помогает мне осуществлять проверку знаний учащихся. Убеждена, что взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и очень нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения. Взаимоконтроль предлагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению одноклассника, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что применяемые на уроках  формы самоконтроля и взаимоконтроля, приводят к концентрации внимания всех учащихся, формируют в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дают возможность слабым ученикам лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создают ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дают прекрасную возможность на каждом уроке осуществлять связь учителя и учеников.

Сегодня, переживая изменения в образовательной среде, пришло осознание того, что детей нужно учить по-новому, чтобы обеспечить им успешную адаптацию в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что какими бы прочными и обширными не были знания ученика, во взрослой жизни на него обрушится лавина задач и проблем. Поэтому, главной своей задачей -  считаю помочь своим воспитанникам на начальном этапе жизненного пути развить способность к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроля собственной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников. »

«Педагогический контроль, самоконтроль, взаимоконтроль как факторы успешности учебной деятельности младших школьников»

(из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ гимназии № 24 города Ставрополя

Малоштановой Инны Викторовны)



Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования. Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Для решения заявленной задачи, как учитель начальных классов, стараюсь сделать процесс обучения развивающим и увлекательным. Старое дидактическое правило « Учить детей учиться » никогда не было так актуально, как сейчас. Школьная реформа подняла процесс управления учением на качественно новый уровень: научить ученика самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью т.е. научить его умению планировать предстоящую деятельность, организовывать её выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

Работая в начальной школе с детьми по уровню подготовленности к школе и интеллекту разными, я постоянно искала в нашей психолого-педагогической литературе ответ на вопрос: « Как научиться формировать внимание младших школьников?» Этот вопрос стоял передо мной так остро потому, что некоторые мои ученики часто как бы отсутствовали на уроке, мне было трудно управлять процессом обучения.

Ответ на свой вопрос я нашла у психолога П.Я.Гальперина, который доказал, что « всякое внимание есть контроль », а поэтому « чтобы сформировать внимание, мы должны, наряду с основной деятельностью, дать задание проверить её, указать для этого критерий и приёмы, общий путь и последовательность».

Большинство, учеников считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя, а дома - родителей и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят это делать. Исходя из этого, я поставила себе задачу : выработать у каждого учащегося не просто привычку, а потребность проверки своей работы.

В своей педагогической деятельности постоянно использую разнообразные и ищу новые эффективные формы педагогического контроля, самоконтроля, взаимоконтроля учащихся.

Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет мне объективно оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Также контроль позволяет увидеть свои собственные удачи и недоработки, что считаю очень важным критерием своей работы.

Педагогический контроль имеет большое образовательное и воспитательное значение.

 Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения младших школьников в активную творческую деятельность.

 Во-первых, цель контроля связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала–уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой начального обучения. Во – вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам самоконтроля и взаимоконтроля,  формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В – третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

На уроках я помогаю моим ученикам оформить свои знания, выразить их в устной или письменной ре­чи. До тех пор пока знания не выражены в речи — устной или письменной, они не могут быть сознательно усвоены, не могут стать прочными. Следовательно, контроль помогает, прежде всего, осмысливанию и закреплению знаний. Также, я обращаю внимание на правильность знаний, их действенность и полноту, последовательность и грамотность их изложения и в этих направлениях осуществляю совершенствование знаний уча­щихся. Считаю, что контроль содействует развитию мышления, памяти, речи. В конечном счете, контроль знаний, умений, навыков учащихся содействует повышению качества учебной работы уча­щихся и учебного процесса в целом.

На своих уроках активно применяю следующие формы самоконтроля и взаимоконтроля:

  • Учебное комментирование написания текста (решения задачи, примера и т.д.)

  • Саморедактирование работы

  • Приём «нескольких вариантов ответа»

  • «Самоконтроль по собственной инициативе»

  • «Разноцветные поправки»

  • Сопоставление своей работы с готовым образцом

  • Использование плана ответа

  • Приём «доказательств»

  • Приём «поиска своего способа решения задачи»

  • Карты взаимоконтроля

  • Взаимная проверка устных ответов, письменных работ и др.

 Начинаю развивать навыки самоконтроля уже с первых дней обучения детей в школе и провожу эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Считаю, что систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления младших школьников.

.Прежде всего обучаю предварительному (подготовительному) самоконтролю, который проводится до начала выполнения задания, то есть на ориентировочном этапе. Он необходим ученику для того, чтобы убедиться в верном понимании цели, учебной задачи, требований учителя. Ученику надо подсказать, что сделать это он может, задавая педагогу вопросы, уточняя у него условия задачи и исходные данные, а также проверяя готовность своего рабочего места. На исполнительском этапе самостоятельной деятельности, в процессе решения учебной задачи стараюсь поощрять и "провоцировать" текущий (коррективный) самоконтроль учащихся. Специфическими действиями этого вида самоконтроля являются слежение, сравнение промежуточных результатов с заданным эталоном, фиксация расходуемого времени, выбор средств достижения цели и способов решения учебной задачи и др. На заключительный (констатирующий) самоконтроль учащихся нацеливаю после выполнения самостоятельной работы.

Роль взаимного контроля и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить. Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, взаимное уважение. Взаимный контроль помогает мне осуществлять проверку знаний учащихся. Убеждена, что взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и очень нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения. Взаимоконтроль предлагает внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению одноклассника, работать спокойно, не мешая другим, проявлять доброжелательность и готовность в оказании помощи тому, кто в этом нуждается.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что применяемые на уроках формы самоконтроля и взаимоконтроля, приводят к концентрации внимания всех учащихся, формируют в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дают возможность слабым ученикам лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создают ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дают прекрасную возможность на каждом уроке осуществлять связь учителя и учеников.

Сегодня, переживая изменения в образовательной среде, пришло осознание того, что детей нужно учить по-новому, чтобы обеспечить им успешную адаптацию в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает. Поэтому очевидно, что какими бы прочными и обширными не были знания ученика, во взрослой жизни на него обрушится лавина задач и проблем. Поэтому, главной своей задачей - считаю помочь своим воспитанникам на начальном этапе жизненного пути развить способность к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроля собственной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Малоштанова Инна Викторовна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130136


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства