Статья "Культура речи педагога - как основа педагогического мастерства"
Статья "Культура речи педагога - как основа педагогического мастерства"
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего поколения, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Речевой этикет – одна из составных частей этикета преподавателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Культура речи педагога - как основа педагогического мастерства"»
Культура речи педагога – как основа педагогического мастерства
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
Адольф Дистервег
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания, так как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего поколения, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Речевой этикет – одна из составных частей этикета преподавателя, его речь несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. Поэтому педагогу очень важно знать и соблюдать правила речевого этикета и культуры речи.
В ситуации перехода системы образования на новые образовательные стандарты соблюдение правил речевого этикета преподавателя особенно актуален. Ведь теперь мы должны не просто дать готовые знания, а научить добывать их. И задача педагога – создать необходимые психологические условия для самореализации обучающихся. А это прежде всего вежливое и уважительное обращение с ними, признание его ценности как личности, стремление избегать ситуаций, которые могут показаться неловкими и обидными. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы установить контакт доброжелательного и доверительного общения, создать атмосферу тепла и уважения, что поможет дать обучающемуся то чувство «социальной защищенности», которое, как утверждают психологи, необходимо для нормальной жизни в обществе.
Что же такое «Культура речи»? Профессор Скворцов Л.И. дает определение, согласно которому культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка, а так же умение использовать выразительные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. К культуре речи предъявляют такие требования, как соответствие литературно-языковым, рече-стилистическим и ситуационным нормам, а также качество содержания высказывания. Конечно, нормы такого развитого литературного языка, как русский язык, - это явление сложное и многоаспектное, и, наверное, невозможно запомнить все языковые нормы, но вполне возможно не делать грубых ошибок, не нарушать нормы в подготовленных выступлениях, совершенствовать свои познания в этой области. Существуют некоторые правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызвал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
Типичными нарушениями речевого этикета в речи преподавателей являются:
1. Использование единиц со сниженной стилистической окраской, слов-паразитов;
2. Злоупотребление словами, с отрицательной эмоционально-оценочной окраской;
3. Излишняя категоричность высказываний;
4. Навешивание ярлыков;
5. Ошибки в применении обращений;
При характеристике коммуникативного поведения преподавателя очень важны такие свойства, как тон речи, манера обращаться к обучающимся и отвечать им, оправданность использования оценочных суждений, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих сказанному. В книге В.В. Соколовой «Культура речи и культура общения» приводятся слова А.С. Макаренко о том, что очень важно, каким тоном говорит педагог; что одну и ту же фразу можно произнести пятьюдесятью способами.
Однако применение теоретических сведений о речевом этикете и правилах культуры педагогического общения на практике вызывает определенные трудности. Различные мелкие недоразумения и ссоры, ежедневные конфликты, внезапные кризисные ситуации требуют со стороны преподавателя верной и действенной реакции. Иногда педагоги срываются на повышенный тон или даже на крик, объясняя это тем, что преподаватель – «тоже человек». «Тоже человек» – не оправдание; такого рода поведение – признак его профнепригодности. Исследователи подчеркивают, что «важно стремиться взвешивать каждое свое слово, понимать, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека».
Высшим уровнем проявления педагогического мастерства является уважительное отношение к личности, внутренняя вежливость, деловой тон в отношениях, повышенная чувствительность и умение найти оптимальную форму общения, уравновешенность и самообладание, искренность, естественность, быстрота ориентировки, доброжелательность, требовательность, принципиальность без упрямства, деликатность, которая помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с обучающимися.
В заключение хочется сказать, что культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной деятельности. Знание требований к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование – это залог успешной работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения.