В настоящее время в нашем обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией детей - сирот вообще и детей - детей с недостатками развития в частности. Раньше в условиях планового развития хозяйства большинство учеников по окончании школы - интерната устраивались в жизни по четко действующей системе: школа - интернат, трудоустройство, получение жилья. Данная ситуация в условиях рыночной экономики переросла в социальную драму. Важное значение имеет формирование у детей с нарушением в развитии адекватной самооценки и осознания перспектив будущей жизни. Данный тип учащихся до поступления в школу часто рос в условиях, где воспитывающая среда практически отсутствовала. Единственное воспитательное и коррекционное воздействие может оказать только школа. Значит выбранная нами общешкольная тема, над которой мы работаем на уроках и во внеурочное время, является очень актуальной: «Системная работа по социализации детей - инвалидов коррекционно- образовательном учреждении. как залог их успешной адаптации в обществе». Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, о формировании у молодежи определенных знаний и умений, о способности применять эти знания на практике.
С. Выготский говорил: « Среда воспитывает человека. Путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды.»
Воспитание это целенаправленное управление процессами развития личности, с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для её развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация, массовое обнищание семей, снижение уровня жизни. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост семей злоупотребляющих алкоголем, отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы, являются причинами различных отклонений в развитии наших детей, а последствия для детей очень тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы у детей, делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
Судьбы воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов, наверное, редко бывают счастливыми. Но и этим детям нужно дать образование, нужно научить их жить, нужно помочь им стать нужными обществу, найти в нем свое место после выхода из школы-интерната.
На долю учителя в процессе воспитания выпадает активная роль - лепить, кроить и резать элементы среды, сочетать их самым разным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая ему нужна. Наши дети, в основном ведомые, им свойственно подражание, нотации и беседы бесполезны. Значит вся школьная жизнь, каждый педагогический акт должны служить делу воспитания и коррекции психофизических недостатков учащихся. Воспитательная среда начинается с порога школы, с приветствия педагога, с вопроса о настроении ребенка о его самочувствии. Дети, привыкая к такому общению, сами пытаются выразить свои чувства: пожелать здоровья, поинтересуются делами. Общение педагогов между собой - яркий пример для подражания. Общаясь, мы даем пример для подражания детям, при этом мы все надеемся, что они вырастут чуткими и доброжелательными к людям. Но не всегда наши надежды сбываются, все зависит от своеобразного социокультурного развития аномального ребенка. Оно состоит в том, что имея недоразвитие высших психических функций в качестве вторичной надстройки над основным дефектом, он выпадает из механизма межличностных групповых взаимодействий, что в свою очередь замедляет, искажает дальнейшее его личностное и интеллектуальное развитие.
Л.С.Выготский пишет : « Из- за дефекта у ребенка возникает ряд особенностей, которые препятствуют нормальному развитию коллективного общения, сотрудничества и взаимодействия этого ребенка с окружающими людьми. Выпадение из коллектива или затруднение социального развития, в свою очередь, обуславливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка. Насколько практически безнадежно бороться с дефектом и его непосредственными последствиями, настолько законна, плодотворна и многообещающа борьба с затруднениями в коллективной деятельности».
Одним из способов влияния и изменения социальной среды, посредством изменения членов этой среды, является воспитание. У каждого воспитания есть свои собственные цели, даже у каждого периода могут быть свои и в чем бы они ни выражались, они всегда будут формулировать известные стороны и характер того поведения, которое воспитание хочет вызвать по жизни. Только такие цели воспитания могут иметь реальное значение в выборе и направлении воспитательного процесса, ибо только они могут давать правило для отбора нужных воспитательных воздействий и правильного их комбинирования в стройную педагогическую систему.
Но воспитание не может осуществиться без социальной основы. Рассматривая человека как социальное существо, хочется обратить внимание, что личность не может развиваться вне общества и с другой стороны, не может существовать реального общества не состоящего из индивидуумов.
Рассмотрение личности и ее жизненных потребностей составляет основу социального воспитания. Все психическое развитие зависит от наличия или отсутствия практической адаптации, т.е. социального опыта. Для развития социальных отношений положительно необходимы контакты с определенным окружением. Отдельная личность при этом должна научиться приспосабливаться и развивать качества, которые не смогли бы получить должного развития в условиях жизни вне общества. Организованное и относительно закрытое окружение в условиях интерната не способствует приобретению социального опыта. Воспитанникам необходимо обеспечивать занятия вне школы, "выводящие" их в открытый мир. Еще Л.С. Выготский говорил, что школа-интернат это и хорошо и плохо.(Пример)
Есть две основных формы, позволяющие этим детям вступить в более широкое окружение: спорт, молодежное и детское движение. Эти две формы стимулируют не только улучшенное физическое развитие, но и развитие личности и повышение нравственного уровня. Необходимо дать возможность каждому возрасту прилагать наибольшие усилия и приобретать более широкий социальный опыт, которого ребенок может достичь, благодаря своей деятельности.
Социальная жизнь – есть организация людей, каждый из которых в отдельности осознает свою ответственность в отношении общественного порядка и выполняет в рамках этой организации свои функциональные обязанности. Необходимо готовить окружение, где может быть развит все более широкий социальный опыт, приобретаемый под чутким руководством и обеспечивающий рост силы характера и нравственности, расцвет индивидуальных качеств людей.
Известно, что социализация осуществляется как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга других воздействующих факторов семейного и не семейного общения, искусства, средств массовой информации, коммуникации и др.)
Если речь идет о ребенке с нарушением интеллекта, воспитывающимся в специальном ( коррекционном) общеобразовательном учреждении, то именно здесь должны быть созданы условия максимально содействующие расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Из этого и вытекает
Задачи: - укреплять здоровье, формировать здоровый образ жизни и экологическую культуру воспитанников, воспитывать волевые качества; - формировать нравственно- эстетические понятия как основу успешной социализации в обществе; - формировать элементы национально- патриотического сознания, основные понятия правовых отношений; - осуществлять профориентацию воспитанников, трудовое воспитание, формировать основные экономические представления; -формировать основные способы мыслительной деятельности -содействовать творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации; -совершенствовать методическое мастерство педагогов, способных компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания детей.