Психология общения преподавателя с обучающимися предполагает определенные принципы и ограничения. Вжными являются такие моменты, как исключение возможности унижения достоинства подростка, умение учителя наблюдать, внимательно выслушать, проявить гибкость в поведении, умение быть другом для подростка, соблюдение культуры общения, и т.д.
В содержании речевого посыла педагога должно быть не более семи смысловых единиц, т.к. это - предел способности достаточного глубокого восприятия у подростка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Из практики педагогического общения"»
Из практики педагогического общения.
Психологию общения педагога кратко можно заключить в следующие тезисы:
Исключение унижения достоинства подростка.
Умение наблюдать, слушать.
Поведенческая гибкость.
Умение быть другом.
Талант общения.
Творческая самоактуализация.
Культура речевого воздействия.
В общении с учащимися следует помнить, что в содержании речевого посыла должно быть не более семи смысловых единиц, большее количество мозг не способендостаточно глубоко воспринимать (или воспринимать вообще).
Для наиболее быстрого установления контакта следует знать несколько несложных, но достаточно эффективных правил.
Во-первых, речевое общение начинается с улыбки. Далее следует выбор дистанции:
а) 0 – 0,5м – интимная, комфортная;
б) 0, 5 – 1,2м – личностная;
в) 1,3 – 3, 7м – рулевая (начальник и подчиненные);
г) 3,7 - - публичная (митинг).
Затем определяется пространство общения, куда входят:
а) плоскость общения (быть с подростком на одном уровне, речь должна быть без оценок );
б) язык тела (прикосновение, - интонация, - высота звука, - цвет, - запах);
в) язык самооценки.
Основное правило общения: общение без «не»
Известно, что востребованность и профессиональная пригодность той или иной личности во многом определяются самооценкой, имея ввиду, в свою очередь, что:
самооценка = успех / желание
В свою очередь, самооценка зависит от следующих факторов:
согласие с самим собой;
взаимоотношение с окружающими;
способность ставить цели и добиваться их.
Важную роль в общении с учащимися играет т.н. бесконфликтное общение, суть которого состоит в следующем:
избегать слова, которые оценивают и ограничивают развитие подростка (следует подчеркивать не свою оценку – «хорошо» или «плохо», а свое отношение – «как мне приятно» или «как мне не приятно);
гнев – без оскорблений;
вместо похвалы и наград лучше описывать свои чувства;
уметь не вовлекаться эмоционально в настроение партнера по общению;
выслушивать любого партнера по общению с его переживаниями.
Для диагностики самооценки существуют самые разнообразные тесты, я в своей педагогической практике использую три следующих: «Дерево» (авторы Кох и Юнг), «Дом» и «Несуществующее животное».
Инструкция для этих тестов такова: чистые листы бумаги, простые графические карандаши, тишина, тестируемые сидят по одному.
Значение имеет размер изображения, расположение рисунка на листе, характер изображения кажущихся второстепенными деталей, внимание к мелочам.
Известны также тесты, основанные на предпочтении того или иного цвета, имея ввиду тот факт, что выбор цвета нередко связан с настроением, функциональным состоянием и наиболее устойчивыми чертами личности.
Характеристика того или иного цвета:
черный – застенчивость и пугливость;
зеленый – потребность в безопасности;
оранжевый – чувствительность и враждебность одновременно;
пурпурный – сильная потребность власти;
красный – наибольшая чувствительность, нужда в теплоте со стороны окружающих;