статья "Формирование экологической компетенции учащихся"
Статья "Формирование экологической компетенции учащихся"
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2.Экологическая проблематика в курсе географии …………………………......................................................................................7
1.3Формирование экологической компетентности.
Проектная деятельность как одна из форм…………………………………..8
глава II.
Опыт проектной деятельности………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………….14
приложение ……………………………………………презентация
ВВЕДЕНИЕ
Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Задача учителя – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время экологическая грамотность людей является важнейшим условием развития современного общества. В связи с этим проблема экологического образования подрастающего поколения становится одной из главных задач школы. Задача современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определённый объём знаний по экологии, но и в том, чтобы способствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Сегодня в образовании приоритетным становится компетентностный подход.
В образовательные стандарты введено понятие «компетентность».
Компетенция — круг вопросов, в которых кто- нибудь хорошо осведомлен. (С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка. – М., 2008).
Компетенции – это знания, умения, навыки по определенным предметам, наполняющие смыслом (обслуживающие) образовательную компетентность.
Компетентность - это способность успешно проявлять компетенции в различных ситуациях.
Школьная география это единственный предмет, который изучает экологические проблемы на трёх уровнях (глобальном, региональном, локальном). Экологическая осведомлённость (компетентность) базируется на знаниях и умениях, приобретённых в школе. Школьное образование, формирующее экологические знания, умения, навыки и культуру, мировоззрение учащихся, закладывает основы осознанного, целесообразного природопользования, деятельностно - ценностного отношения к окружающей среде. Учебная география должна способствовать достижению цели подготовки выпускников школы к самостоятельной деятельности в быстро меняющейся окружающей географической действительности.
Приобретённая экологическая компетентность- это надёжный ориентир для понимания проблем окружающей среды.
Основополагающие признаки геоэкологической образованности, компетентности выпускника средней школы представляются следующими:
Осознание пространственно- временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально- экономических, техногенно- природных, техногенных процессов, объектов;
Умелое применение знаний и навыков в субъектно- объектной деятельности, в том числе природопользовании с учётом хозяйственной целесообразности и экологических требований в геопространственной реальности;
Умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности окружающей среды для выработки личностной ценностно- поведенческой линии в сфере жизнедеятельности;
Формирование географически и геоэкологически разумного отношения учащихся к окружающей среде - важнейшая задача школьного воспитания и образования ХХI века.
Глава I
Школа была и остаётся главным источником по «выращиванию» экологически образованной личности.
1.1.Экологическая компетентность
Рисунок 1. «Экологическая компетентность» и область выстраивания экологического образования.
Экологическая компетентность - такое качественное образование личности, которое заключается в неразрывном единстве её экологической направленности и экологического опыта работы в качестве субъекта природоориентированной деятельности. Ядром формирования экологической компетентности является единая система « человек- природа- хозяйство- окружающая среда»
В процессе формирования экологической компетенции учащиеся переходят из одного уровня в другой. Это даёт возможность построить обучение более свободно с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Таблица 1.Уровни формирования экологической компетенции.
№
Название уровня
Требования
1
Начальный уровень
Усвоение основных понятий и терминов. Раскрывающих основные признаки и свойства экосистем
2
Уровень элементарной экологической компетенции
Определение уровня и закономерностей экосистем своей местности: школа- пришкольный участок- микрорайон- город- регион; экология живых организмов и их сообществ; экология человека
3
Продуктивный уровень
Ориентация в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владение здоровым образом жизни
4
Ориентация в закономерностях функционирования экосистем разного ранга, владение здоровым образом жизни
Ориентирование в особенностях структуры и специфических проблемах классической экологии, экологии человека, глобальной и социальной экологии, обоснование путей устойчивого развития и возможных способов их реализации
5
Профессионально - достаточный уровень
Обеспечение экономически устойчивого развития человека на основе развития личности, приобщения к здоровому образу жизни
6
Высший творческий уровень
Творческое решение экологических проблем
1.2.Экологическая проблематика в курсах географии
VI класс
Природа и человек.
VII класс
Взаимодействие природы и общества. Значение природных условий в жизни людей. Изменение природы под воздействием деятельности человека.
VIII класс
Человек и природа. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в Казахстане. Региональная экологическая обстановка.
IX класс
Человек и природа. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий. Экологическая обстановка в Казахстане и его регионах.
VIII класс-IX класс региональный компонент (География Западно-Казахстанской области)
Современное состояние природы и её охрана
X класс
Взаимодействие общества и природы. Экологический фактор размещения производства. Население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и окружающая среда. Охрана окружающей среды и экологические проблемы крупных районов мира. Глобальные экологические проблемы.
Существует множество способов формирования экологической компетенции:
Экологический мониторинг
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Практические работы на местности
Экскурсии
Экологическая тропа
Природоохранная деятельность
а) изготовление кормушек
Б) посадка саженцев
в) экологические субботники
Г) установка природоохранных табличек
1.3. Формирование экологической компетенции. Проектная деятельность как одна из форм.
В Рубежинской школе в 10 классе проводится прикладной курс «Геоэкология Казахстана». Актуальность и важность проводимого курса в том, что он вооружает учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками по экологии. Основной целью курса является повышение уровня экологического образования, воспитания у учащихся понимания взаимозависимости человека и природы.
Учителем географии Калининой А.А. в 2012 году была создана авторская программа прикладного курса «Основы экологической токсикологии». Данный курс разработан для учащихся 11 класса. Основным требованием к содержанию данного курса является изучение основных классов токсичных веществ и их превращений в окружающей среде, а также таких понятий как доза, концентрация, время действия, токсический эффект; прогнозирование эколого-токсикологических ситуаций. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с основными разделами: токсикометрии, токсикокинетики, токсикодинамики, подходами к диагностике и лечению интоксикаций, оказанием первой помощи при отравлениях.
В настоящее время повсеместно возрождаются школьные лесничества. Прежде всего, школьное лесничество — это объединение школьников, увлечённых единым делом — изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам.
Работа школьного лесничества — это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся. В этом случае традиции сплачивают старших и младших учеников в единый коллектив, быстрее формируется неформальное общение, каждый находит свое место в деле охраны природы. В то же время экологическое объединение способствует индивидуальному развитию и становлению личности не только самостоятельно думающей и действующей, но и согласовывающей свои действия с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей и способной оказать поддержку своим товарищам.
Школьное лесничество было создано в Рубежинской СОШ - детсад в 2009-2010 учебном году при Январцевском государственном учреждении по охране лесов и животного мира (Рубежинское лесничество).Учащиеся знакомятся с правилами по технике безопасности и производственной безопасности в лесном хозяйстве, выезжают в лес для ознакомления со способами тушения пожара (под руководством лесничего), для сбора семян клена, очистки лесополос от сухих веток, прополки от сорняков. Члены школьного лесничества помогают лесникам в составлении различной технической документации (акты о лесонарушениях). Для этого учащиеся внимательно ознакомляются с экологическим кодексом, основными понятиями и терминами в лесном хозяйстве.
Эффективность экологического образования в школе может быть обеспечена за счет включения в процессы обучения таких форм и методов, которые ставят школьников в положение исследователей и первооткрывателей. В этой связи, особой перспективностью выделяется метод проектов.
Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению и направлен на решение какой-то проблемы. Личностная ориентация достигается в нём, во-первых, за счет «продуктивной природы» проектировочной деятельности, выраженной в субъективной новизне «продукта», получаемого в результате ее выполнения. Во-вторых, метод проектов обеспечивает постановку проектанта в субъективную позицию в обучении, в авторскую позицию, что лежит в основе развития компетентности.
Глава II
Опыт проектной деятельности.
В Рубежинской СОШ-детсад в 2006 году создано научное общество учащихся. С января 2010 года руководителем НОУ «Звезда» является Калинина А.А.
На данный момент в НОУ функционируют 2 направления: гуманитарное (секция «краеведение») и естественно - научное (секции «Зоология», «Охрана окружающей среды и здоровья человека»). В дальнейшем необходимо активизировать работу по другим направлениям.
В рамках научного общества учащиеся нашей школы исследуют историю села Рубежка, дают экологическую оценку.
С 2010 года Калинина А.А. практикует в своей работе использование проектного метода обучения, который позволяет привести в систему информацию, которая накапливается у любого учителя. Примером систематизации исследовательской работы учащихся может явиться создание экологического проекта.
В 2010 годубыла подана заявка на регистрацию научных проектов. Учитель биологии и географии Калинина А.А. и учащиеся 10 класса Кунту В, Кириленко Н. начали работу над проектом «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» в секции «Охрана окружающей среды и здоровья человека». Уже в летнее время авторами проекта производился отбор проб воды из реки Рубежка, почвы с участков возле автодороги, на расстоянии 500 м от нее и на территории, используемой арендаторами под овощные культуры.
В сентябре участники проекта производили подсчет транспортных средств на мосту реки Рубежка для определения загрязнений, производимых автотранспортом. Кроме этого, в этом месяце производили пробоотбор зеленой массы в этом же районе. После сбора информации, в начале октября, проводилась работа над защитой рефератов по заданной тематике для участия в I , школьном, этапе научных соревнований. Авторы научного проекта в ноябре принимали участие во II этапе, предоставляя на рассмотрение проект со всеми требованиями к его оформлению.
В декабре в учебном центре дополнительного образования «Дарын» проходил областной тур научных соревнований, где учащиеся 10 класса Рубежинской СОШ-детсад защищали свой проект, заранее пройдя теоретическую подготовку и составив презентацию со слайдами. В результате проект «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» занял III место в Западно-Казахстанской области в соответствующей секции.
Авторы научного проекта приняли участие в I туре республиканского этапа, проходившего в виде тестирования по профилирующему предмету (биологии). Кириленко Н. набрала 66 балла, Кунту В.- 64 балла. По результатам набранных баллов научный проект был направлен на предварительную экспертизу.
В январе-феврале 2011 года Аймурзиева М.,ученица 10 класса, и учитель географии Калинина А.А. начали работу над новым проектом «Консерванты: польза, вред или необходимость?» на научно-практическую конференцию «Шаг в науку» в секции «Медицина». В сентябре участница проекта вместе с руководителем НОУ изучали виды пищевых добавок, степень изученности их среди населения села Рубежка, проводили анкетирование. В октябре Аймурзиева М. определила качественный состав сухариков, чипсов и соков. На следующем этапе произвели определение содержания консервантов в различных продуктах. Завершающим этапом послужило создание памятки для покупателя. В ноябре подана заявка на участие в заочном конкурсе научных проектов в учебном центре дополнительного образования «Дарын».
ймурзиева М. также представила свою работу на школьной конференции, а затем на районном и областном этапе по защите научных проектов. Автор проекта заняла II место в Западно-Казахстанской области в секции «Охрана окружающей среды и здоровья человека». Проект был направлен на республиканскую экспертизу.
Представляю Вашему вниманию экологический проект Кириленко Н., Кунту В. «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» (2010 год) и экологический проект Аймурзиевой М.(2011 год)
Тема проекта «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» включена в систему моей работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся и охватывает все основные направления исследовательской работы учащихся:
-исследование природы родного края;
-экология человека;
-охрана природы;
-восприятие окружающей среды.
В рамках проекта «Комплексная экологическая оценка села Рубежка» эффективно интегрируются предметы естественного, математического и технологического циклов. Сбор информации по данному проекту может происходить на уроках и во время самостоятельной подготовки учащихся. Анализ, обработка и систематизация материалов по данному проекту может быть выполнена во время внеурочных занятий.
Разнообразие целей и методик достижения целей проекта позволяет адаптировать его задания к разновозрастным особенностям ребенка (от младшего до старшего школьного возраста), обладает большим воспитательным эффектом, создавая условия для развития всесторонне развитой личности.
Начальный этап планирования работы над проектом предполагает подготовку рефератов и сообщений по темам. Учащиеся собирают необходимые по теме данные, анализируют их, пытаются объяснить, обсуждают результаты. Очень полезна и интересна учащимся процедура проведения исследования проб воды, почвы, растительности с использованием различных методик.
С целью пропаганды научной работы среди других учащихся, в апреле, на внеклассной конференции «Земля - наш общий дом» (к Всемирному Дню Земли), учащимся 8-10 классов были представлены научные проекты Кириленко Н., Кунту В., Аймурзиевой М.
О работе научного общества нашей школы говорилось на заседании методического объединения ЕМЦ, с докладом на августовской конференции 2011 года, статья «Место научного общества учащихся в учебно-воспитательном процессе», в которой описаны этапы исследовательской работы, цели, задачи, формы и направления работы ученического научного общества. (Журнал «История Казахстана: преподавание в школе» в №4(98),2011 г., журнал «География в школах и ВУЗах Казахстана», №3(39),2011 г.).
Если мы хотим, чтобы в нашей стране талант имел возможность расцветать, развиваться и совершенствоваться, то необходимо организовывать работу с учащимися как можно раньше в школьном НОУ. Одна из главных ступеней этого процесса - организация и деятельность НОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа по осуществлению задач экологического образования и воспитания даёт существенные результаты. Она готовит учеников к жизни, помогает ставить цели, реагировать на изменение ситуации, благодаря приобретённым знаниям, умениям и навыкам позволяет успешнее адаптироваться к условиям изменяющейся окружающей среды.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения:
организационные;
креативные;
работы с информацией:
пользования средствами информации;
анализа и отбора информации, её преобразования, передачи;
работы в коллективе;
ведения диалога;
представления себя.
Какую бы впоследствии профессию не выбрали наши ребята, они навсегда сохранят в своей душе любовь к родному краю, бережное отношение к природе
Нам очень хочется видеть своих продолжателей не просто умными, грамотными людьми, но и неравнодушными, активными, гуманными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Астафьева Л.С. Экологическая химия. Москва,2006.
Макоедова А.А. Экологизация образовательного процесса как основа формирования экологической компетентности школьников / А.А. Макоедова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск. – 2007. – № 3. – C. 292-301. (0,8 п.л.).
Ниязбекова А.Б.,Чуб Т.И. Экологическая экспертиза и нормирование.Уральск,2007.
Пахомова Н. Учебный проект, его возможности. Учитель. 2000, №4.