Находясь в постоянном поиске лучших методов обучения, я пробовал технологию Шаталова, проектную технологию и частично использовал компетентностно-ориентированное обучение, и вот познакомившись, решил использовать на своих уроках технологию проблемно-диалогического обучения. Согласно различным источникам, будь то интернет или обычная литература, можно с уверенностью сделать вывод о том, что именно методы проблемного диалога способствуют активному усвоению нового материала. Использование этой технологии подразумевает то, что дети на моих уроках будут самостоятельно искать решения поставленной перед ними проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Диалогическое обучение"»
«Диалогическое обучение»
Я каждый день, беру для себя большую порцию новой и полезной информации. Каждая такая порция заставляет задуматься и пересмотреть свои стереотипы в образовательной деятельности. Вот и сегодня изучив тему о диалоговом обучении, я всерьез задумался: «А правильно ли я веду урок!» Придя на урок, начинаю подготавливать класс к рабочей обстановке, потом объявляю тему урока, сообщаю цели, спрашиваю о том, кто и как сделал домашнее задание, вспоминаю о том, что было на прошлом уроке, как бы закрепляя полученные знания и, в конце концов, начинаю объяснять новую тему или фронтально спрашивать класс по пройденным темам, вытягивая у них через силу нужный ответ, а порой и вовсе отвечаю за них.
Такой подход не правильный, он построен по принципу «Я говорю – ты молчишь», бесконечный учительский монолог, и не даст нужных результатов, так как я сам выполняю все функции вместо учащихся. Ведь от того они у нас и ленятся учиться, так как я сам «добываю, прожевываю и ложу в рот нужную информацию» где им остается лишь только ее проглотить. Нет, так я никогда не добьюсь нужных мне результатов, никогда дети не будут знать мой предмет. Хотя, выпускники нашей школы, уже обучаясь в ВУЗах, и говорят при встрече: «Огромное вам спасибо, за то, что мы знаем информатику!», казалось это то, ради чего ты работаешь, но это лишь ежегодные, единичные случаи, а хотелось, чтобы мой предмет знали все мои ученики.
Находясь в постоянном поиске лучших методов обучения, я пробовал технологию Шаталова, проектную технологию и частично использовал компетентностно-ориентированное обучение, и вот познакомившись, решил использовать на своих уроках технологию проблемно-диалогического обучения. Согласно различным источникам, будь то интернет или обычная литература, можно с уверенностью сделать вывод о том, что именно методы проблемного диалога способствуют активному усвоению нового материала. Использование этой технологии подразумевает то, что дети на моих уроках будут самостоятельно искать решения поставленной перед ними проблемы. Новые знания теперь не я им буду давать в готовом виде, а они сами самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Ведь хорошо усвоят и запомнят лишь только то, что узнали сами и выразили по-своему. На таких уроках мои ученики будут больше думать, развивать и формировать свое мышление и речь. Будут активно проявлять инициативу, и учиться отстаивать собственную позицию.
Ознакомившись с литературой, которую нам раздал тренер, и различных источников интернета я понял то, что если я хочу построить урок с использованием методов диалога, очень важно чтобы присутствовали такие факторы, как:
Терпимость к мнениям своих учеников и отсутствие категоричности с моей стороны;
Уделять внимание к каждому ученику;
Умение быть хорошим слушателем;
Задавать только те вопросы, которые не предполагают односложных ответов;
Согласно методике в начале урока я должен перед учениками создать проблемную ситуацию или, по крайней мере, объявить два противоречащих друг другу факта. После этого посредством диалога или беседы между учениками или учеником и учителем они должны сформулировать проблемный вопрос или тему урока. В процессе того, как ученики и я будем осуществлять диалог, учащиеся будут актуализировать имеющиеся у них знания, а также определять, что они не знают для решения поставленной проблемы и в процессе ее решения они так же узнают для себя новые знания.
При изучении проблемно-диалогического подхода, осознал то, что не маловажным фактором на уроке, является то, как учитель осуществит постановку проблемных вопросов в классе. Зачастую составление вопроса осуществляется по форме ИОД (инициатива – ответ – действие) и разделяются на два типа: закрытые, т.е. низкого уровня и высокого уровня. Тут хотелось отметить то, что на моих уроках используются в основном вопросы низкого уровня, а такие вопросы ориентированы только на запоминание и отработку навыка. И из этого видно, что в своей практике мне нужно чаще использовать вопросы именно высокого уровня, так как они вырабатывают в ученике умение применять, анализировать, расширять и оценивать новую полученную информацию, а так же формулировать свои вопросы так, чтобы они соответствовали потребностям обучения каждого ученика, так как они развивают критическое мышление, умение учиться друг у друга, уважение к идеям других учеников.
В общем, могу сказать, что использование диалога и бесед через проблемную ситуацию, это ключ, открывающий путь к успеху и творчеству.