kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Послании «Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» еще раз подтвержден социальный заказ общества, который заставляет нас пересмотреть цели образования в целом. Н.А.Назарбаев подчеркивает, что «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».[2,  c. 5]

До последнего момента целью обучения была выработка ЗУНов, теперь востребован новый тип личности, обладающий различными компетенциями: социальной, коммуникативной, информационной и компетенцией реализующей желание учиться всю жизнь. Компетентностный подход предусматривает, что знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных вне школы. Сегодня идет большой поток информации, сельский школьник имеет доступ к интернету, телевизор есть в каждом доме. Происходит рост самосознания учащегося, учитель уже не является единственным источником знаний. Именно поэтому, мы должны учить работать с информацией, уметь ее интегрировать, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, учить и работать в сотрудничестве. Учащиеся на каждом уроке должны задавать себе вопросы «Что я знаю?», «Что я узнал нового?», «Как изменились мои знания?», «Что я буду с этим делать?». Они должны учиться активно воздействовать на собственную судьбу.

Термин «критическое мышление» используется в педагогической среде не один десяток лет. Но что же это такое? Я нашла множество определений термина «критическое мышление», изучила  таксономию Бенджамина Блума. Поняла, что это мышление «высшего порядка» - высшего в том смысле, что оно находится на последней, высшей ступени иерархии познавательных способностей по его системе. Критическое мышление необходимо  формировать с первых шагов жизни каждого человека. Можно ли найти одно определение, которое бы давало единственно правильный ответ на вопрос «что такое критическое мышление?»  Философ Мэтью Липман, задавшийся целью систематизировать мыслительные процессы, которые «борются за право» считаться критическими, вынужден был признать, что «список этот бесконечен, ибо, по существу, является перечнем всех интеллектуальных возможностей человечества».

Зачем  мы, сельские учителя, должны учить детей критическому мышлению?  Почему критическое мышление и формирование ключевых компетенций тесно связаны? Что даст критическое мышление моим ученикам?

«Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, для развития преподавания и обучения в Казахстане» [1, с.154). Исходя из данного положения, пройдя уровневые курсы, я сформулировала следующую цель: развивать критическое мышление у учащихся, и у себя. Почему? А может достаточно  развивать критическое мышление только у моих учеников?   Программа по этому вопросу говорит, что «Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.» [1,  с. 154]. Какие навыки критического мышления должна я развивать у себя? Во–первых, мне надо научиться  критически оценивать собственную практику работы. Во – вторых, эффективно оценивать учащихся, для развития обучения. В-третьих, использовать дифференцированный подход в преподавании и обучении учеников различных возрастных категорий. Таким образом, я определила цели не только для учащихся, но и для себя.

Что я конкретно могу использовать на уроках?

•          сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;

•          оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;

•          сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;

•          пересмотр предположений и гипотез по мере обогащения опыта.

Например: опираясь на данные рекомендации, используя инструментарий критического мышления - «мозговой штурм» на стадии вызова, учащиеся 5 класса при изучении темы «Происхождение человека» получили  задания:  первая группа должна обсудить предположения о происхождении человека; вторая группа объяснить, в каком порядке  должны располагаться карточки  «человек разумный», «человек умелый», «человек прямоходящий». Учащиеся выдвинули свои гипотезы, которые, после изучения нового материала были пересмотрены. Это задание учило учащихся анализировать то, что они уже знают. Они нашли «отправную» точку, обменивались своими мнениями, что мотивировало их к дальнейшей работе. Все, в том числе и слабые ученики, активно включились в обсуждение. Учащиеся рассуждали,  участвовали в диалоге, аргументировали свою точку зрения. Обсуждение и диалог, как подходы к  развитию критического мышления, формируя коммуникативную компетенцию, являются наиболее предпочтительными, благодаря познавательному потенциалу. Проблемные вопросы типа «Почему Золотой человек стал символом Казахстана?» играют особую роль, и надо на каждом уроке организовывать диалогическое обучение, через постановку вопросов, просмотра видеоматериалов, обсуждение статей, где нет однозначных ответов. «В ходе диалога ученикам представляются альтернативные перспективы и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания». [1, с. 156].

Надо учить детей правильно выражать свои мысли. Поэтому я решила использовать на всех уроках алгоритмы аргументации,  клише,  для того, чтобы добиваться полных ответов учащихся «Я думаю…», «Проанализировав.», «Я пришел к выводу на основе …». Постоянно на уроках  задаю вопросы:  - «Почему этот вопрос важен?», « Как вы узнали, что.?»,  «Какие предположения привели вас к такому заключению?», «Каков источник вашей информации?»,  «О чем говорилось в.?».

На стадии осмысления новой информации, я не раз сталкивалась с тем, что есть учащиеся, которые не могут «адекватно использовать текст»[3, с.2 ]. Именно такими словами  «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016г.» оценивает момент, когда учащиеся, прочитав текст, не могут выбрать главное. Без сформированных навыков критического мышления нам не преодолеть этих трудностей. Работа в группе или паре развивает критическое мышление, через вовлечение в совместные действия по постижению смысла и знаний. «Возрастающее количество современных исследований подтверждают, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог, аргументацию» [1,с. 156].

Стадия осмысления играет очень важную роль в усвоении нового материала, для поддержания интереса, надо обязательно разнообразить формы на каждом уроке, поддерживать, оценивать достижения учащихся, так как, необходима обратная связь, иначе не будет идти дальнейшее развитие. Я использую приемы: ИНСЕРТ на средней и старшей ступени обучения, «арабскую грамоту», «бортовой журнал», «кластер» и другие.

Критическое мышление проявляется в развитии таких навыков, как «приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

•          Наблюдение;

•          Анализ;

•          Вывод;

•          Интерпретация» [1, с157].

Таким образом, учащиеся знакомятся с информацией, определяют ключевые слова и моменты, сравнивают, анализируют и синтезируют материал.

Через последний этап урока, рефлексию, критическое мышление  должно проходит «красной нитью». Используя «лестницу успеха», учащиеся определяют, на каком этапе они  находятся, настикерах отмечая свои успехи  и затруднения. Эти задания развивают критическое мышление по отношению к себе, помогают в дальнейшем проводить самооценивание и взаимооценивание работы на уроках. Таким образом, критическое мышление неоценимо  при формировании ключевых компетенций, таких как социальная, коммуникативная, информационная и компетенция, реализующая желание учиться всю жизнь. В условиях инклюзивного образования школы Казахстана играют особую, очень важную роль в овладении школьниками навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации [2, c. 5]. И мы, учителя ХХI века, должны брать на себя ответственность за будущее наших учащихся, а значит за будущее страны.

В заключении я хочу обратиться к словам Роя Маршала: «Будущее теперь принадлежит сообществам, которые организуют себя для обучения … нациям, которые хотят высоких доходов и полной занятости, необходимо развивать политику, которая усиливает получение знаний и навыков [мышления] каждым, а не только избранными.».

Литература

  1. Руководство для учителя.  Третий (базовый) уровень.  АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана

17января 2014. Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее.

  1. «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016г.»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ. »

РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ.

Чернышова ИринаВикторовна

КГУ «Александровская средняя школа»,

район М.Жумабаева,Северо – Казахстанская область.



Түйін

Сани түрғыдан ойлау Қазақстандағы білім беруді дамыту үшін маңызды болып табылатын қазіргі ең басты педагогикалық түсініқ. Бұл модуль окушылардың да, мұғалімдердің де сыни тұрғыдан ойлауды дамытуды саналы жене оймен кабылдауын көздейді.[1, c. 49]

Summary

Critical thinking is a leading contemporary pedagogical concept important to the development of teaching and learning in Kazakhstan. This topic encourages and supports the adoption of a more conscious and deliberate approach to developing critical thinking in both pupils and teachers.[1, c. 254]



Образование должно давать не только знания,

но и умение их использовать в процессе

социальной адаптации.

Н.А.Назарбаев

В Послании «Казахстанский путь 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» еще раз подтвержден социальный заказ общества, который заставляет нас пересмотреть цели образования в целом. Н.А.Назарбаев подчеркивает, что «результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».[2, c. 5]

До последнего момента целью обучения была выработка ЗУНов, теперь востребован новый тип личности, обладающий различными компетенциями: социальной, коммуникативной, информационной и компетенцией реализующей желание учиться всю жизнь. Компетентностный подход предусматривает, что знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных вне школы. Сегодня идет большой поток информации, сельский школьник имеет доступ к интернету, телевизор есть в каждом доме. Происходит рост самосознания учащегося, учитель уже не является единственным источником знаний. Именно поэтому, мы должны учить работать с информацией, уметь ее интегрировать, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, учить и работать в сотрудничестве. Учащиеся на каждом уроке должны задавать себе вопросы «Что я знаю?», «Что я узнал нового?», «Как изменились мои знания?», «Что я буду с этим делать?». Они должны учиться активно воздействовать на собственную судьбу.

Термин «критическое мышление» используется в педагогической среде не один десяток лет. Но что же это такое? Я нашла множество определений термина «критическое мышление», изучила таксономию Бенджамина Блума. Поняла, что это мышление «высшего порядка» - высшего в том смысле, что оно находится на последней, высшей ступени иерархии познавательных способностей по его системе. Критическое мышление необходимо формировать с первых шагов жизни каждого человека. Можно ли найти одно определение, которое бы давало единственно правильный ответ на вопрос «что такое критическое мышление?» Философ Мэтью Липман, задавшийся целью систематизировать мыслительные процессы, которые «борются за право» считаться критическими, вынужден был признать, что «список этот бесконечен, ибо, по существу, является перечнем всех интеллектуальных возможностей человечества».

Зачем мы, сельские учителя, должны учить детей критическому мышлению? Почему критическое мышление и формирование ключевых компетенций тесно связаны? Что даст критическое мышление моим ученикам?

«Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, для развития преподавания и обучения в Казахстане» [1, с.154). Исходя из данного положения, пройдя уровневые курсы, я сформулировала следующую цель: развивать критическое мышление у учащихся, и у себя. Почему? А может достаточно развивать критическое мышление только у моих учеников? Программа по этому вопросу говорит, что «Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.» [1, с. 154]. Какие навыки критического мышления должна я развивать у себя? Во–первых, мне надо научиться критически оценивать собственную практику работы. Во – вторых, эффективно оценивать учащихся, для развития обучения. В-третьих, использовать дифференцированный подход в преподавании и обучении учеников различных возрастных категорий. Таким образом, я определила цели не только для учащихся, но и для себя.

Что я конкретно могу использовать на уроках?

• сбор и группировку таких доказательств, как картины, фотографии, запись воспоминаний;

• оценку основных источников и постановку соответствующих вопросов о них;

• сравнение и обсуждение основных источников с ситуативными выводами и временными обобщениями;

• пересмотр предположений и гипотез по мере обогащения опыта.

Например: опираясь на данные рекомендации, используя инструментарий критического мышления - «мозговой штурм» на стадии вызова, учащиеся 5 класса при изучении темы «Происхождение человека» получили задания: первая группа должна обсудить предположения о происхождении человека; вторая группа объяснить, в каком порядке должны располагаться карточки «человек разумный», «человек умелый», «человек прямоходящий». Учащиеся выдвинули свои гипотезы, которые, после изучения нового материала были пересмотрены. Это задание учило учащихся анализировать то, что они уже знают. Они нашли «отправную» точку, обменивались своими мнениями, что мотивировало их к дальнейшей работе. Все, в том числе и слабые ученики, активно включились в обсуждение. Учащиеся рассуждали, участвовали в диалоге, аргументировали свою точку зрения. Обсуждение и диалог, как подходы к развитию критического мышления, формируя коммуникативную компетенцию, являются наиболее предпочтительными, благодаря познавательному потенциалу. Проблемные вопросы типа «Почему Золотой человек стал символом Казахстана?» играют особую роль, и надо на каждом уроке организовывать диалогическое обучение, через постановку вопросов, просмотра видеоматериалов, обсуждение статей, где нет однозначных ответов. «В ходе диалога ученикам представляются альтернативные перспективы и предлагается рассмотреть точку зрения другого человека способами, стимулирующими развитие и углубление их собственного концептуального понимания». [1, с. 156].

Надо учить детей правильно выражать свои мысли. Поэтому я решила использовать на всех уроках алгоритмы аргументации, клише, для того, чтобы добиваться полных ответов учащихся «Я думаю…», «Проанализировав...», «Я пришел к выводу на основе …». Постоянно на уроках задаю вопросы: - «Почему этот вопрос важен?», « Как вы узнали, что..?», «Какие предположения привели вас к такому заключению?», «Каков источник вашей информации?», «О чем говорилось в..?».

На стадии осмысления новой информации, я не раз сталкивалась с тем, что есть учащиеся, которые не могут «адекватно использовать текст»[3, с.2 ]. Именно такими словами «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016г.» оценивает момент, когда учащиеся, прочитав текст, не могут выбрать главное. Без сформированных навыков критического мышления нам не преодолеть этих трудностей. Работа в группе или паре развивает критическое мышление, через вовлечение в совместные действия по постижению смысла и знаний. «Возрастающее количество современных исследований подтверждают, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждение, диалог, аргументацию» [1,с. 156].

Стадия осмысления играет очень важную роль в усвоении нового материала, для поддержания интереса, надо обязательно разнообразить формы на каждом уроке, поддерживать, оценивать достижения учащихся, так как, необходима обратная связь, иначе не будет идти дальнейшее развитие. Я использую приемы: ИНСЕРТ на средней и старшей ступени обучения, «арабскую грамоту», «бортовой журнал», «кластер» и другие.

Критическое мышление проявляется в развитии таких навыков, как «приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания, с учетом контекста, и применение соответствующих критериев для принятия решения. Включенные навыки критического мышления могут быть описаны как:

• Наблюдение;

• Анализ;

• Вывод;

• Интерпретация» [1, с157].

Таким образом, учащиеся знакомятся с информацией, определяют ключевые слова и моменты, сравнивают, анализируют и синтезируют материал.

Через последний этап урока, рефлексию, критическое мышление должно проходит «красной нитью». Используя «лестницу успеха», учащиеся определяют, на каком этапе они находятся, настикерах отмечая свои успехи и затруднения. Эти задания развивают критическое мышление по отношению к себе, помогают в дальнейшем проводить самооценивание и взаимооценивание работы на уроках. Таким образом, критическое мышление неоценимо при формировании ключевых компетенций, таких как социальная, коммуникативная, информационная и компетенция, реализующая желание учиться всю жизнь. В условиях инклюзивного образования школы Казахстана играют особую, очень важную роль в овладении школьниками навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации [2, c. 5]. И мы, учителя ХХI века, должны брать на себя ответственность за будущее наших учащихся, а значит за будущее страны.

В заключении я хочу обратиться к словам Роя Маршала: «Будущее теперь принадлежит сообществам, которые организуют себя для обучения … нациям, которые хотят высоких доходов и полной занятости, необходимо развивать политику, которая усиливает получение знаний и навыков [мышления] каждым, а не только избранными.».

Литература

  1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

  2. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана

17января 2014. Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее.



  1. «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012- 2016г.»
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чернышова Ирина Викторовна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179643

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Роль развития критического мышления в формировании личности школьника."
    ["seo_title"] => string(69) "rolrazvitiiakritichieskoghomyshlieniiavformirovaniilichnostishkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "323852"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462246455"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов  колледжа"
    ["seo_title"] => string(73) "kompietientnostnyipodkhodvovnieurochnoidieiatielnostistudientovkolliedzha"
    ["file_id"] => string(6) "320973"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461179793"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Аспекты компетентностно-ориентированного урока (статья). "
    ["seo_title"] => string(59) "aspiekty-kompietientnostno-oriientirovannogho-uroka-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "125090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414909055"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства