ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Суть поиска решения учебной проблемы проста :учитель помогает ученикам «открыть » новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие» : побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.
ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ.
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя , поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
1) побуждения к выдвижению гипотез;
2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;
3) побуждения к проверке гипотез;
4) принятия предлагаемых учениками проверок;
Рассмотрим эти действия.
Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза ,которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.
Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т. е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана , диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе .Подсказка- намек на искомое знание- каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.
Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу ( «неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую ( «молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашино: словом «так» и кивком головой.
Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную ( «это не так, потому что». Проверка гипотезы может быть либо устной , либо практической. В первом случае аргументация приводится посредствам рассуждения, а во втором- добывается а практической ( в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.
При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?» .Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.
При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.
Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий .Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».
Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблице.
Таблица4. Побуждающий к гипотезам диалог.
Структура
Побуждение к выдвижению гипотез
Побуждение к проверке гипотез (устной)
Побуждение к проверке гипотез (практической)
Общее побуждение
К гипотезам :Какие есть гипотезы?
К аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему?
К плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу?
Подсказка
К решающей гипотезе
К аргументу/контраргументу
К плану проверке
Сообщение
Решающей гипотезы
Аргумента/ контраргумента
Плана проверки
Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая- и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы ( и ошибочные, и решающая )выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.
При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так» ,учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения ( «Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение- проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.
При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения ( «Какие есть гипотезы ?».Отреагировав на первую- обычно ошибочную- гипотезу нейтральным словом «так,»учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще будут гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь- решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.
ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ.
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему ( логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами , подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще. Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы : побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то , что ты открыл сам. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и , следовательно, в развивающем эффекте. .Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.
Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса- воспроизведению знаний , решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется : во- первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во- вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалога.
i.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И УЧИТЕЛЯ.
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования , поскольку является:
результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников ,воспитание активной личности;
здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер , т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
Таким образом, противоречие между объективной необходимостью проблемно- диалогического обучения и фактическим его отсутствием в реальной школьной практике ставит задачу массового освоения педагогами технологии проблемного диалога.
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» указанная задача решается таким образом, что в учебно- методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями ,учитель может подготовить т успешно провести проблемно- диалогический урок.