kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Технология поиска решения учебной проблемы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

 

 

Суть поиска решения учебной проблемы проста :учитель помогает ученикам «открыть »  новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие» : побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.

 

                                

 

 

                                ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ.

 

 

 

                  Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя , поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

 

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия  выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок;

 

Рассмотрим эти действия.

 

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза ,которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.

 

                  Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру.  Он начинается с общего побуждения, т. е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана , диалог  продолжается подсказкой к решающей гипотезе .Подсказка- намек на искомое знание- каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу ( «неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую ( «молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашино: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную ( «это не так, потому что». Проверка гипотезы может быть либо устной , либо практической. В первом случае аргументация приводится посредствам рассуждения, а во втором- добывается а практической ( в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

                При  устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?» .Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам  сообщает аргумент или контраргумент.

                При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

                Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий .Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

                Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблице.

 

                 Таблица4. Побуждающий к гипотезам диалог.

 

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез (устной)

Побуждение к проверке гипотез (практической)

Общее побуждение

К гипотезам    :Какие есть гипотезы?                 

К аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/контраргументу

К плану проверке

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки

 

Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая- и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы ( и ошибочные, и решающая )выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

                   При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так» ,учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения ( «Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение- проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.

                   При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения ( «Какие есть гипотезы ?».Отреагировав на первую- обычно ошибочную- гипотезу нейтральным словом «так,»учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще будут гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты  и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному.  В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь- решающая. В других случаях возможна одна проверка   всех гипотез сразу.                                                                                                       

 

                       

 

 

 

 

 

ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ.

 

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему ( логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами , подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.           Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы : побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то , что ты открыл сам. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и , следовательно, в развивающем эффекте. .Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

                   Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса- воспроизведению знаний , решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется : во- первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во- вторых, предложить ученикам  сформулировать тему урока. Задание на формирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалога.

i. 

                           

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА    И УЧИТЕЛЯ.

 

                Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования , поскольку является:

                    результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников ,воспитание активной личности;

                    здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

                    Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер , т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

                    Таким образом, противоречие между объективной необходимостью проблемно- диалогического обучения и фактическим его отсутствием в реальной школьной практике ставит задачу массового освоения педагогами технологии проблемного диалога.

                    В рамках Образовательной системы «Школа 2100» указанная задача решается таким образом, что в учебно- методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями ,учитель может подготовить т успешно провести проблемно- диалогический урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "Технология поиска решения учебной проблемы." »

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.



Суть поиска решения учебной проблемы проста :учитель помогает ученикам «открыть » новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие» : побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.




ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ.




Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя , поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:


1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок;


Рассмотрим эти действия.


Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза ,которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.


Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т. е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана , диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе .Подсказка- намек на искомое знание- каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу ( «неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую ( «молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашино: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную ( «это не так, потому что». Проверка гипотезы может быть либо устной , либо практической. В первом случае аргументация приводится посредствам рассуждения, а во втором- добывается а практической ( в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?» .Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий .Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблице.


Таблица4. Побуждающий к гипотезам диалог.


Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез (устной)

Побуждение к проверке гипотез (практической)

Общее побуждение

К гипотезам :Какие есть гипотезы?

К аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/контраргументу

К плану проверке

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки


Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая- и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы ( и ошибочные, и решающая )выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так» ,учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения ( «Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение- проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.

При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения ( «Какие есть гипотезы ?».Отреагировав на первую- обычно ошибочную- гипотезу нейтральным словом «так,»учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще будут гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь- решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.







ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ.


Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему ( логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами , подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще. Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы : побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то , что ты открыл сам. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и , следовательно, в развивающем эффекте. .Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса- воспроизведению знаний , решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется : во- первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во- вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалога.




ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И УЧИТЕЛЯ.


Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования , поскольку является:

результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников ,воспитание активной личности;

здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер , т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

Таким образом, противоречие между объективной необходимостью проблемно- диалогического обучения и фактическим его отсутствием в реальной школьной практике ставит задачу массового освоения педагогами технологии проблемного диалога.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» указанная задача решается таким образом, что в учебно- методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями ,учитель может подготовить т успешно провести проблемно- диалогический урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
статья "Технология поиска решения учебной проблемы."

Автор: Казанцева Наталья Сергеевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проблемный урок. Статья. "
    ["seo_title"] => string(24) "probliemnyi-urok-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169247"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423390455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства