kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Технология поиска решения учебной проблемы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

 

 

Суть поиска решения учебной проблемы проста :учитель помогает ученикам «открыть »  новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие» : побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.

 

                                

 

 

                                ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ.

 

 

 

                  Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя , поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

 

1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия  выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок;

 

Рассмотрим эти действия.

 

Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза ,которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.

 

                  Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру.  Он начинается с общего побуждения, т. е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана , диалог  продолжается подсказкой к решающей гипотезе .Подсказка- намек на искомое знание- каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу ( «неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую ( «молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашино: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную ( «это не так, потому что». Проверка гипотезы может быть либо устной , либо практической. В первом случае аргументация приводится посредствам рассуждения, а во втором- добывается а практической ( в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

                При  устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?» .Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам  сообщает аргумент или контраргумент.

                При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

                Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий .Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

                Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблице.

 

                 Таблица4. Побуждающий к гипотезам диалог.

 

Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез (устной)

Побуждение к проверке гипотез (практической)

Общее побуждение

К гипотезам    :Какие есть гипотезы?                 

К аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/контраргументу

К плану проверке

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки

 

Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая- и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы ( и ошибочные, и решающая )выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

                   При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так» ,учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения ( «Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение- проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.

                   При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения ( «Какие есть гипотезы ?».Отреагировав на первую- обычно ошибочную- гипотезу нейтральным словом «так,»учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще будут гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты  и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному.  В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь- решающая. В других случаях возможна одна проверка   всех гипотез сразу.                                                                                                       

 

                       

 

 

 

 

 

ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ.

 

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему ( логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами , подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще.           Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы : побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то , что ты открыл сам. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и , следовательно, в развивающем эффекте. .Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

                   Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса- воспроизведению знаний , решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется : во- первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во- вторых, предложить ученикам  сформулировать тему урока. Задание на формирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалога.

i. 

                           

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА    И УЧИТЕЛЯ.

 

                Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования , поскольку является:

                    результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников ,воспитание активной личности;

                    здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

                    Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер , т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

                    Таким образом, противоречие между объективной необходимостью проблемно- диалогического обучения и фактическим его отсутствием в реальной школьной практике ставит задачу массового освоения педагогами технологии проблемного диалога.

                    В рамках Образовательной системы «Школа 2100» указанная задача решается таким образом, что в учебно- методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями ,учитель может подготовить т успешно провести проблемно- диалогический урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья "Технология поиска решения учебной проблемы." »

ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.



Суть поиска решения учебной проблемы проста :учитель помогает ученикам «открыть » новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие» : побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.




ПОБУЖДАЮЩИЙ К ГИПОТЕЗАМ ДИАЛОГ.




Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя , поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:


1) побуждения к выдвижению гипотез;

2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

3) побуждения к проверке гипотез;

4) принятия предлагаемых учениками проверок;


Рассмотрим эти действия.


Побуждение к выдвижению гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать предположение, истинность или ложность которого должна установить проверка. Та гипотеза ,которая выдержит проверку и станет искомым знанием, называется решающей, остальные – ошибочными.


Побуждающий к выдвижению гипотез диалог имеет «сужающуюся» структуру. Он начинается с общего побуждения, т. е. призыва к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы, предположения?». Если общее побуждение не помогло и решающая гипотеза не высказана , диалог продолжается подсказкой к решающей гипотезе .Подсказка- намек на искомое знание- каждый раз придумывается заново. Если не срабатывает и подсказка, учитель завершает диалог сообщением решающей гипотезы.

Принятие выдвигаемых учениками гипотез. При побуждающем диалоге существует опасность оценочно отреагировать на высказываемые учениками предположения: отвергнуть ошибочную гипотезу ( «неправильно», «не так», «нет») и похвалить за решающую ( «молодец», «верно»). Однако учительская оценка гипотезы лишает шаг проверки всякого смысла. Поэтому реагировать на гипотезы школьников следует эмоционально неокрашино: словом «так» и кивком головой.

Побуждение к проверке гипотез. Смысл проверки состоит в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную ( «это не так, потому что». Проверка гипотезы может быть либо устной , либо практической. В первом случае аргументация приводится посредствам рассуждения, а во втором- добывается а практической ( в том числе экспериментальной) работе. Побуждающий к проверке гипотез диалог тоже имеет «сужающуюся» структуру: от общего побуждения через подсказку к сообщению.

При устной проверке диалог побуждает учеников непосредственно к аргументации. При этом общее побуждение осуществляется репликой: «Согласны с гипотезой? Почему?» .Если общее побуждение не срабатывает, вводится подсказка, наталкивающая на довод за или против гипотезы. В крайнем случае учитель сам сообщает аргумент или контраргумент.

При практической проверке диалог стимулирует школьников к выработке конкретного плана действий. Общее побуждение осуществляется репликой: «Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать?». Подсказка намекает на план. Если не срабатывает и подсказка, план действий в готовом виде предлагает учитель.

Принятие предлагаемых учениками проверок. При побуждающем к проверке гипотез диалоге ученики могут предложить ошибочную аргументацию или неверный план действий .Учителю необходимо отреагировать на них принимающей репликой: «Так. Кто думает иначе?».

Представим вышесказанное о побуждающем к гипотезам диалоге в виде таблице.


Таблица4. Побуждающий к гипотезам диалог.


Структура

Побуждение к выдвижению гипотез

Побуждение к проверке гипотез (устной)

Побуждение к проверке гипотез (практической)

Общее побуждение

К гипотезам :Какие есть гипотезы?

К аргументу/ контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему?

К плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу?

Подсказка

К решающей гипотезе

К аргументу/контраргументу

К плану проверке

Сообщение

Решающей гипотезы

Аргумента/ контраргумента

Плана проверки


Порядок выдвижения гипотез на уроке. Существует два варианта выдвижения гипотез на уроке: последовательный и одновременный. В первом случае сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая- и так вплоть до появления решающей гипотезы. Во втором случае все гипотезы ( и ошибочные, и решающая )выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка. Рассмотрим особенности побуждающего диалога при названном порядке выдвижения гипотез.

При последовательном варианте диалог начинается с общего побуждения («Какие есть гипотезы?»), после чего учащиеся в большинстве случаев высказывают ошибочную догадку. Отреагировав на нее нейтральным словом «так» ,учитель переходит к проверке, которая начинается с общего побуждения ( «Вы согласны?» или «Как эту гипотезу проверить?») и движется по «сужающейся» схеме к контраргументу. Затем диалогический цикл «выдвижение- проверка» повторяется снова до тех пор, пока не будет выдвинута и проверена решающая гипотеза.

При одновременном варианте диалог начинается с общего побуждения ( «Какие есть гипотезы ?».Отреагировав на первую- обычно ошибочную- гипотезу нейтральным словом «так,»учитель продолжает побуждение репликой «Какие еще будут гипотезы?» до тех пор, пока не будет высказана решающая гипотеза. После того как все гипотезы выдвинуты и зафиксированы, начинается их проверка, которая может быть организована по-разному. В одних случаях по поводу каждой гипотезы разворачивается побуждающий диалог, причем сначала проверяются ошибочные гипотезы, а в последнюю очередь- решающая. В других случаях возможна одна проверка всех гипотез сразу.







ПОДВОДЯЩИЙ К ЗНАНИЮ ДИАЛОГ.


Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему ( логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формированию нового знания. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее. Иными словами , подводить учеников к новому знанию можно, так или иначе проработав звено постановки проблемы либо пропустив его вообще. Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы : побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то , что ты открыл сам. Различие методов в характере учебной деятельности школьников и , следовательно, в развивающем эффекте. .Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

Обеспечив «открытие» знания любым из названных методов, переходим к следующим этапам учебного процесса- воспроизведению знаний , решению задач или выполнению упражнений. При этом необходимо помнить, что в случае постановки учебной проблемы в форме вопроса требуется : во- первых, вернуться с вновь «открытым» знанием к вопросу и ответить на него; во- вторых, предложить ученикам сформулировать тему урока. Задание на формирование темы урока также обязательно при подводящем без проблемы диалога.




ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА И УЧИТЕЛЯ.


Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования , поскольку является:

результативной- обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников ,воспитание активной личности;

здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер , т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.

Таким образом, противоречие между объективной необходимостью проблемно- диалогического обучения и фактическим его отсутствием в реальной школьной практике ставит задачу массового освоения педагогами технологии проблемного диалога.

В рамках Образовательной системы «Школа 2100» указанная задача решается таким образом, что в учебно- методические комплекты технология проблемного диалога уже заложена. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями ,учитель может подготовить т успешно провести проблемно- диалогический урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
статья "Технология поиска решения учебной проблемы."

Автор: Казанцева Наталья Сергеевна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "презентация на тему «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования» "
    ["seo_title"] => string(162) "priezientatsiia-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-odna-iz-form-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-sposobstvuiushchaia-povyshieniiu-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402640506"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "«Педагогическое мастерство: формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(125) "piedaghoghichieskoie-mastierstvo-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "151064"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420629278"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование самостоятельной учебно - познавательной деятельности "
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-samostoiatiel-noi-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "119452"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413435959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства