kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываюся приёмы применения технологии проблемно-диалогического обучения на уроках физики, которая помогает обучающимся самостоятельно открывать знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках физики»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ФИЗИКИ


21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ученик живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен человек, который не только много знает и умеет, но прежде всего человек, обладающий приёмами учения, умеющий организовывать собственную учебную деятельность, готовый к самообразованию, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата, способный принимать самостоятельные решения.

В современном обществе меняются приоритеты образования. Формирование творческой личности одна из главных задач в концепции модернизации образования. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности.

В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая помогает обучающимся самостоятельно открывать знания.

Автор этой технологии Мельникова Елена Леонидовна, лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент (г. Москва).

«…Проблемный диалог – главное дело моей жизни. Это два десятка лет исследований, сотни лекций по всей стране, тысячи открытых уроков и конспектов. В живом контакте с учительством наращивались крупные блоки технологии и оттачивались мелкие ее детали. Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране, находит новых сторонников и несет свой позитив всем: и тем, кого обучают, и тем, кто обучает».

«Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем».
Лоренс Питер (американский педагог)

Проблемно-диалогическое обучение многократно представлялось педагогической общественности на разных уровнях: как научное понятие, технология обучения, методика урока. Проблемно-диалогическое обучение целенаправленно реализуется Образовательной развивающей системой «Школа 2100».

Проблемно-диалоговое обучение - это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, проблемно-диалоговое обучение базируется на психологии творчества. В её основе лежит: проблемное обучение, диалоговое и психология творчества.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог. Это вопросы учителя, побуждающие учеников высказывать различные версии решения проблемы. Такой диалог развивает творческое мышление, максимально близок к жизненным ситуациям, опирается на уже известные ученикам знания и понятия. В таком диалоге легко отклониться от темы и сложно рассчитать время на уроке.

Подводящий диалог. Это цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. Подводящий диалог развивает логическое мышление, ведёт к нужному результату коротким путём, просчитывается во времени, но в меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у учеников удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ученика, то может не получиться проблемной ситуации, и ученик останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

        Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у учеников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.


      Примерный алгоритм подготовки проблемно-диалогического урока:

  • отобрать минимум – новые знания данного урока;

  • поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений);

  • спроектировать постановку проблемы: цели, вопроса, темы урока (плюс версии решения);

  • наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирования поиска решения;

  • обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами;

  • спланировать выражение решения проблемы;

  • подготовить задания на применение нового знания.


традиционный урок

проблемно-диалогический урок

Тема: «Сегодня мы будем изучать…»


Постановка проблемы: «С одной стороны…», «Что нас удивляет…», «В чем затруднение…», «Какой вопрос возник…», «Что надо узнать?»

Объяснение учителя: «Слушайте внимательно…»

Поиск решения: «Определите сами…», «Как можно ответить…»

Заучивание материала: «Выучите…», «Перескажите, повторите…»

Творчество: «Придумай схему..», «Закончи…», «Продолжи…»,

«Сформулируйте сами…»


На сегодняшний день основная цель обучения – научить каждого за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Я работаю в системе традиционного обучения. Признавая урок в качестве основной формы обучения, постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Особое место в моей педагогической деятельности занимает   технология проблемно-диалогического обучения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством диалога с учителем.

На любом этапе урока применяю диалог.

На уроках физики привожу ситуации из повседневной жизни, как для подведения к теме урока, так и в качестве повторения.

Например, в быту, на производстве применяем переменный ток какого напряжения? А от какого напряжения работает ваш мобильный телефон? Тогда, почему же его включаем в розетку?

Наиболее характерный для преподавания физики способ создания проблемно-диалоговой ситуации – использование физического эксперимента.

Например, при изучении темы: «Явление электромагнитной индукции» ставлю проблему. Электрический ток порождает магнитное поле. А может ли в свою очередь магнитное поле порождать электрический ток? И ученикам предлагается проверить это на опыте, имея магнит, катушку и гальванометр. Когда они добиваются желаемого результата, перед ними возникает очередная проблема: «Почему только движущийся через катушку магнит порождает в ней электрический ток?». Ответить на этот вопрос ученики уже не могут. Это и использую, отмечая неполноту их знаний.

Рассмотрение природы магнетизма начинаем с повторения сведений о свойствах магнитного поля. Ещё раз выясняем с учениками, что магнитное поле существует лишь вокруг движущихся электрических зарядов и действует только на движущиеся заряды. Затем на опыте показываю, что источником магнитного поля служит также постоянный магнит. Почему? Выдвигаю проблему, требующую от учеников сопоставления рассматриваемых явлений и получения ответа на вопрос: «Что является источником магнитного поля, образующегося вокруг постоянного магнита?».

Очень эффективно использовать на уроках отрывки из художественных произведений, в которых ярко описаны те или иные события, явления, вызывающие интерес и побуждающие их к мыслительной деятельности.

Например, тему «Дисперсия света» начинаю с того, что читаю отрывок из рассказа А.И.Куприна «Чёрная молния». Написано: «Глубокой зимою, в день ужасного мессианского землетрясения, утром часов 10-11 на совершенно безоблачном небе вдруг расцвела радуга. Она обоими концами касалась горизонта, была необыкновенно ярка и имела ширину градусов сорок пять, а в высоту - двадцать-двадцать пять». После этого ставятся проблемные вопросы: «Почему на небе появляется радуга?», «Можно ли наблюдать радугу зимой?», «Почему радуга имеет именно такую форму, как описано в рассказе?». И только после объяснения новой темы, ученикам предлагается самостоятельно ответить на эти вопросы.

В некоторых случаях проблемная ситуация может быть создана вопросами, касающимися физических явлений, наблюдаемых ими в природе: «Как объяснить образование радужных полос, наблюдаемых в тонком слое керосина на поверхности воды?», «Чем обусловлена окраска мыльного пузыря, крыльев стрекоз, бабочек?». Объяснить учащиеся этого не могут. Формулируется название новой темы, изучение которой позволит им узнать причины указанных физических явлений.

Кратковременная работа с текстом перед началом изучения раздела: «квантовая физика». Проблемные вопросы: что означает слово «квант» и как зародилась квантовая физика.

Тема, над которой я работаю это «физика и здоровье». Поэтому при изучении материала обязательно ставлю вопрос: «Как влияет на организм человека….?». Выношу на самостоятельное изучение. При наличии времени на следующем уроке ученики выступают. Но не зачитывают весь текст, а выступают тезисно.


При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке. Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
2. Отсутствие внимания учителя к ученику (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт.)

3. Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.

4. Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.


Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:
- ни одна из реплик не должна остаться без ответа;

- учебный диалог ограничен во времени;

- если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;

- учебный диалог требует полных ответов;

- учебный диалог требует предварительной подготовки.


Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является:

результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей учеников, воспитание активной личности;

здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учеников за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний;

общепедагогической – реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.


Есть, конечно, и «подводные камни» в технологии:

- эту технологию удачно можно использовать только в сильных классах, с высокой культурой общения;

- можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность изучаемых явлений;

- на последующих уроках нужно обращать внимание на развитие монологической речи учеников, на отработку «открытых» знаний, иначе возможна слабая отработка практических умений и навыков;

- необходимо больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением.


Результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи.

Технология проблемно-диалогического обучения:

  • для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками;

  • для учителя - ключ к успеху и творчеству;

  • для ученика - интересный и понятный урок;

  • для образования - реализация развивающего обучения;

  • для методиста - универсальная педагогическая технология;

  • для директора - конкурентоспособность коллектива;

  • для завуча - единая методическая тема школы;

  • для педвуза - новое содержание лекций.


Технология проблемно-диалогического обучения формирует такие ключевые компетенции:

  • способность организовывать свою деятельность;

  • способность результативно мыслить и работать с информацией;

  • самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей чувств и ценностей и отвечать на этот выбор;

  • способность общаться и взаимодействовать с людьми.


Такой урок очень напоминает наши жизненные ситуации. Этот урок формирует и наши жизненные компетенции. Как же мы решаем проблемы в жизни?

1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?».

2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.

3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания).

4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

«Только в диалоге развивается способность мыслить.

В беседе, спрашивании создаются условия

для взаимодействия понимающих сознаний».

М. М. Бахтин.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках физики

Автор: Сухоносенко Ирина Анатольевна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства