Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание системы работы с одаренными детьми»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
Алматинский областной филиал
Тема: Создание системы работы с одаренными детьми
Выполнила: Евтушевская Наталья Сергеевна
г.Талдыкорган СШГ №12
Проверила: Адыбаева Л.Д.
Алматы, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………….2
Актуальность проблемы…………………………………………………….3
Цели и задачи программы…………………………………………………..4
Условия реализации программы…………………………………………..5
5. Описание программы………………………………………………………6
5.1 Ожидаемые результаты……………………………………………………. 6
5.2 Критерии оценки результатов……………………………………………..6
5.3 Формы и способы организации опытной работы ………………………..7
6. Список используемой литературы………………………………………….10
1
1. ВВЕДЕНИЕ
Одаренность – этоодаренность, которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.
Одаренные дети – этодети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).
Одаренность интеллектуальная – это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.
Одарённость творческая – этотакое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми.
2
2. Актуальность проблемы
В современном казахстанском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей очевидно не только в учебной среде, но и в обществе в целом. Проблема одарённости раскрывается в целом ряде научных исследований. Одарённый ребёнок, в отличие от одарённого взрослого – несформированная личность, будущее которого неопределённо и способности должны открыться. Поэтому необходимо разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, так как их интеллектуальные и творческие достижения имеют не только личностный, а социальный смысл.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования РК. Развитие одарённого ребёнка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, быть способным к выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремиться выйти за её пределы.
3
3. Цели и задачи программы по развитию одаренных детей
Цель:
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся через образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Задачи:
Создать банк данных "Одаренный ребёнок".
Организовать специальное психолого-педагогическое пространство для возможности интеллектуального и творческого проявления одаренных детей.
Подготовить квалифицированные кадры для работы с одаренными детьми.
Провести мероприятия по научному, методическому и информационному обеспечению проекта.
Сформировать творческую среду в школе для развития одаренности детей и подростков.
Сформировать у интеллектуально развитых учащихся устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности.
Оформить и распространить полученный опыт.
Однако для достижения поставленной цели необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а также содержание обучения и воспитания на каждой ступени образования с учётом реализации принципа преемственности при организации образовательной деятельности с младшего школьного возраста до выпуска из 11 класса. Поэтому работы с одарёнными детьми на разных ступенях будет проводится на следующих этапах:
Этапы реализации программы:
подготовительный ( организационный)
основной (реализация опытной работы)
завершающий (аналитический)
4
4. Условия реализации программы
1.Функционирование научного общества учащихся, в которых занимаются дети с повышенными интеллектуальными способностями (7-11 классы)
Результат: исследовательские и творческие работы обучающихся представляются на разных уровнях МАН, «Дарын», олимпиады.
2.Поддержка творческого потенциала учащихся через факультативные и кружковые занятия (учащиеся 1-9 классов).
Результат: активное участие в конкурсах детского творчества на разных уровнях.
3.Развитие и закрепление интеллектуальной и творческой одарённости в процессе дополнительных индивидуальных занятий с обучающимися.
Результат: участие обучающихся в предметных олимпиадах на разных уровнях.
4.Разработка и действие системы дополнительного образования, включающая различные кружки и секции для детей с признаками творческой и специальной одарённости (к музыке, рисованию, декоративно-прикладному искусству, спорту.) в школе разработка и действие системы дополнительного образования, включающая различные кружки и секции.
Результат: обучающиеся – призёры, дипломанты, участники Международных, Республиканских, областных и городских конкурсов.
Таким образом, программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательного учреждения» предусматривает комплексное решение обозначенных проблем и позволит определить оптимальный путь создания системы работы с одарёнными детьми возрастного диапазона от 7 до 17 лет.
5
5 Описание программы
В среднем и старшем звене:
развитие интеллектуальной и творческой активности обучающихся;
формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной и творческой деятельности;
развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности;
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в школе.
5.1 Ожидаемые результаты.
Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью.
Создание системы работы с одаренными детьми.
Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
4. Разработка и апробация новых образовательных программ для работы с одаренными детьми.
5. Повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми в различных областях знаний.
Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
5.2 Критерии оценки результатов.
Результативность реализации программы будет оцениваться следующим образом:
Качественная оценка:
-результаты опроса родителей;
-выполнение рабочего плана реализации программы, достижение конкретных ожидаемых результатов;
6
Количественная оценка:
количество созданных инновационных программ, прошедших утверждение на методическом совете;
охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
увеличение количества призеров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;
количество выступлений, отчётов, публикаций педагогов школы по данной проблеме;
количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (педагогических советов, методических объединений, творческих отчётов, круглых столов, мастер-класс и т.д.).
5.3 Формы и способы организации опытной работы.
Специалисты творческой группы будут разрабатывать, организовывать и проводить тематические мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми; отрабатывать методики и программы; осуществлять методическое и информационное обеспечение программы и другое.
Реализация проекта будет проходить в несколько этапов:
Первый этап– подготовительный (организационный)
Работа на данном этапе включает в себя: создание необходимой нормативно-правовой и материально-технической базы; формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития, заключение договоров с учреждениями дополнительного образования.
Второй этап – основной (реализация опытной работы)
Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися.
На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми. На данном этапе предусмотрена реализация следующих направлений:
Координационное направление:
Нормативно - правовое обеспечение опытной работы.
Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком.
7
Кадровое направление:
Определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми.
Создание программы дальнейшего повышения квалификации педагогов гимназии по овладению современными технологиями и методиками работы с одаренными детьми.
Повышение квалификации педагогов работающих с одарёнными детьми на разных уровнях.
Организация на базе школы психолого – педагогического сопровождения детей с повышенным интеллектуальным развитием и высоким творческим потенциалом.
Создание творческой группы, реализующей цель программы.
Научно- исследовательское направление:
Проведение диагностики одаренных детей.
Диагностика условий обучения и развития одаренных детей в среднем и старшем звеньях.
Создание банка данных одаренных детей.
Научно-методическое направление:
Пополнение библиотечного фонда школы литературой по обучению и развитию одарённых детей.
Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.
Адаптация и модификация образовательных программ, а также разработка и апробация инновационных программ, направленных на удовлетворение образовательных потребностей одарённых детей.
Создание авторских методических материалов для работы с одаренными детьми.
Создание на сайте школы странички «Одарённость – это актуально».
Экспериментальное направление:
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Организация экспериментального обучения с использованием образовательного ресурса Интернет - школы «Педагоги.kz» для углубленного изучения отдельных предметов.
8
Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Третий этап – завершающий (аналитический)
На данном этапе планируется проанализировать результаты экспериментальной работы, представить результаты и опыт работы среди педагогической общественности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации программы, пути их решения и составить перспективный план – программу дальней работы в этом направлении, издание методических материалов, отражающих опыт проведённой работы.
Мероприятия данного этапа:
Представление педагогической общественности результатов экспериментальной работы через проведение тематических мероприятий (педагогических советов, методических объединений, круглых столов, мастер-класс и т.д.)
9
6. Список используемой литературы
Одаренность. Словарь-справочник по педагогике. В.А. Мижериков. М.:ТЦ Сфера, 2004.
Психология одаренности детей и подростков. Н.С.Лейтеса. М.:Академия,2000.
Одаренные дети. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. М.:Прогресс, 1991.
Внимание: одаренные дети. Гильбух Ю. З. М.: Знание, 1991.