Методическая разработка урока по биологии «БИОЦЕНОЗЫ»
Методическая разработка урока по биологии «БИОЦЕНОЗЫ»
Тема урока: "БИОЦЕНОЗЫ".
Цели урока:
Образовательные
-раскрыть общие особенности организации БИОЦЕНОЗОВ (СТРУКТУРУ, ВИДОВОЙ СОСТАВ, ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КОМПОНЕНТОВ БИОЦЕНОЗА,)
Развивающие
- продолжить развивать понятия о многообразии живых организмов;
-продолжить развитие у школьников основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные
-сформировать убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране и бережном отношении;
-продолжить развивать умение слушать и слышать других, воспитывать уважение к мнению товарищей.
Задачи урока:
Создать условия развития:
Личностных компетенций: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметных компетенций: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
осуществлять сравнение, классификацию;
выдвигать гипотезы и делать вывод об их верности на основании полученных в процессе исследования фактов;
представлять конкретное содержание и сообщать его как в письменной, так и в устной форме;
планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их в новых ситуациях.
Предметных компетенций: формирование у учащихся умений:
выделять отличительные признаки продуцентов,
консументов и редуцентов.
Ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений планировать предстоящую деятельность, находить способы решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контроля достигнутого;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группе;
- социально - трудовых посредством умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного совершенствования через проведения личностной рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущая педагогическая идея – реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Материалы и оборудование: таблицы биоценозов леса и водоёма, презентация «биоценозы», листы самооценивания для каждого учащегося, задания по группам на цветных листах, наглядный материал.
-раскрыть общие особенности организации БИОЦЕНОЗОВ (СТРУКТУРУ, ВИДОВОЙ СОСТАВ, ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КОМПОНЕНТОВ БИОЦЕНОЗА,)
Развивающие
- продолжить развивать понятия о многообразии живых организмов;
-продолжить развитие у школьников основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные
-сформировать убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране и бережном отношении;
-продолжить развивать умение слушать и слышать других, воспитывать уважение к мнению товарищей.
Задачи урока:
Создать условия развития:
Личностных компетенций: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметных компетенций: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
осуществлять сравнение, классификацию;
выдвигать гипотезы и делать вывод об их верности на основании полученных в процессе исследования фактов;
представлять конкретное содержание и сообщать его как в письменной, так и в устной форме;
планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их в новых ситуациях.
Предметных компетенций: формирование у учащихся умений:
выделять отличительные признаки продуцентов,
консументов и редуцентов.
Ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений планировать предстоящую деятельность, находить способы решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контроля достигнутого;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группе;
- социально - трудовых посредством умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного совершенствования через проведения личностной рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущая педагогическая идея – реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Материалы и оборудование: таблицы биоценозов леса и водоёма, презентация «биоценозы», листы самооценивания для каждого учащегося, задания по группам на цветных листах, наглядный материал.
-раскрыть общие особенности организации БИОЦЕНОЗОВ (СТРУКТУРУ, ВИДОВОЙ СОСТАВ, ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КОМПОНЕНТОВ БИОЦЕНОЗА,)
Развивающие
- продолжить развивать понятия о многообразии живых организмов;
-продолжить развитие у школьников основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные
-сформировать убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране и бережном отношении;
-продолжить развивать умение слушать и слышать других, воспитывать уважение к мнению товарищей.
Задачи урока:
Создать условия развития:
Личностных компетенций: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметных компетенций: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
осуществлять сравнение, классификацию;
выдвигать гипотезы и делать вывод об их верности на основании полученных в процессе исследования фактов;
представлять конкретное содержание и сообщать его как в письменной, так и в устной форме;
планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их в новых ситуациях.
Предметных компетенций: формирование у учащихся умений:
выделять отличительные признаки продуцентов,
консументов и редуцентов.
Ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений планировать предстоящую деятельность, находить способы решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контроля достигнутого;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группе;
- социально - трудовых посредством умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного совершенствования через проведения личностной рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущая педагогическая идея – реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Материалы и оборудование: таблицы биоценозов леса и водоёма, презентация «биоценозы», листы самооценивания для каждого учащегося, задания по группам на цветных листах, наглядный материал.
-раскрыть общие особенности организации БИОЦЕНОЗОВ (СТРУКТУРУ, ВИДОВОЙ СОСТАВ, ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КОМПОНЕНТОВ БИОЦЕНОЗА,)
Развивающие
- продолжить развивать понятия о многообразии живых организмов;
-продолжить развитие у школьников основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные
-сформировать убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране и бережном отношении;
-продолжить развивать умение слушать и слышать других, воспитывать уважение к мнению товарищей.
Задачи урока:
Создать условия развития:
Личностных компетенций: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметных компетенций: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
осуществлять сравнение, классификацию;
выдвигать гипотезы и делать вывод об их верности на основании полученных в процессе исследования фактов;
представлять конкретное содержание и сообщать его как в письменной, так и в устной форме;
планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их в новых ситуациях.
Предметных компетенций: формирование у учащихся умений:
выделять отличительные признаки продуцентов,
консументов и редуцентов.
Ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений планировать предстоящую деятельность, находить способы решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контроля достигнутого;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группе;
- социально - трудовых посредством умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного совершенствования через проведения личностной рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущая педагогическая идея – реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Материалы и оборудование: таблицы биоценозов леса и водоёма, презентация «биоценозы», листы самооценивания для каждого учащегося, задания по группам на цветных листах, наглядный материал.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по биологии «БИОЦЕНОЗЫ» »
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №129»
Методическая разработка урока по биологии
«БИОЦЕНОЗЫ»
для учащихся 7-х классов
Учитель : КОКОТКО ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Тема урока: "БИОЦЕНОЗЫ".
Цели урока:
Образовательные
-раскрыть общие особенности организации БИОЦЕНОЗОВ (СТРУКТУРУ, ВИДОВОЙ СОСТАВ, ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ КОМПОНЕНТОВ БИОЦЕНОЗА,)
Развивающие
- продолжить развивать понятия о многообразии живых организмов;
-продолжить развитие у школьников основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;
Воспитательные
-сформировать убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране и бережном отношении;
-продолжить развивать умение слушать и слышать других, воспитывать уважение к мнению товарищей.
Задачи урока:
Создать условия развития:
Личностных компетенций: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
Метапредметных компетенций: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
осуществлять сравнение, классификацию;
выдвигать гипотезы и делать вывод об их верности на основании полученных в процессе исследования фактов;
представлять конкретное содержание и сообщать его как в письменной, так и в устной форме;
планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;
делать выводы, умозаключения;
давать оценку полученным результатам и применять их в новых ситуациях.
Предметных компетенций: формирование у учащихся умений:
выделять отличительные признаки продуцентов, консументов и редуцентов.
Ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений планировать предстоящую деятельность, находить способы решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контроля достигнутого;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группе;
- социально - трудовых посредством умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного совершенствования через проведения личностной рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала.
Ведущая педагогическая идея – реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Материалы и оборудование: таблицы биоценозов леса и водоёма, презентация «биоценозы», листы самооценивания для каждого учащегося, задания по группам на цветных листах, наглядный материал.
Цель: формирование у учащихся знаний: о биоценозе как устойчивой системе; о биоценозах естественных и искусственных; об обязательных компонентах биоценоза: продуцентах ,консументах, редуцентах создать условия для возникновения проблемной ситуации, связанной с затруднением установить, кто же победит в битве гигантов, опираясь на свои первоначальные знания по теме.
В конвертах изображения различных видов животных, растений, грибов, бактерий.
Учитель. Проведите классификацию предложенных живых организмов.
- на основании каких признаков вы классифицировали данные организмы?
- какие названия можно дать выделенным группам?
Дополнение учителя о биоценозах.
- давайте сформулируем тему нашего урока.
Учитель: как вы думаете ,как можно сформулировать цели нашего урока?
Что нам предстоит изучить? С чем познакомиться?
Учитель: ребята! К вам с просьбой обращаются детки 5а класса. Они сейчас изучают диких животных и их очень интересует вопрос-кто победит в битве гигантов -белый медведь или варан?
-начинаем искать ответы на поставленные вопросы:
-термин «биоценоз»появился в 1877г.впервые его предложил немецкий биолог Карл Август Мёбиус для обозначения группы живых организмов ,постоянно встречающихся вместе, при наличии одинаковых условий существования.
- Процесс познания природы очень интересен.-
Какие могут быть биоценозы?
-есть наука биоценология-которая изучает состав биоценозов,закономерности образования их,приспособленность к условиям ,имеющимся на данной территории.
Учитель -давайте же посмотрим структуру биоценозов.
-идёт рассказ о видовом составе
Учитель--следующий структурный компонент биоценоза- это ярусность .она может быть пространственной
- и временной
Учитель -как долго могут существовать биоценозы?
-каким образом жизнь животных связана с растениями?
-т.е. Растения –производители органического вещества- продуценты
-
а каково значение животных в жизни растений?
-животные растительноядные-потребители органического вещества-консументы первого тпорядка
-плотоядные- консументы второго порядка
-идёт рассказ о редуцентах с показом на слайдах
-но совместное и длительное существование продуцентов, консументов, редуцентов возможно только при соблюдении определённых соотношений между их численностью. В естественных биоценозах происходит саморегуляция
Чтение правил. Организация рабочего места.
-рассматривают картинки и слайд с различными педставителями природы.
-учащиеся распределяют живые организмы на группы.
-на основании принадлежности к различным природным сообществам
Учащиеся высказывают мнение, что тема урока связана с изучением природных сообществ.
запись в тетради -тема «биоценозы»
Высказывают свои мысли:
-раскрыть понятие «биоценоз),
-познакомиться с видами биоценозов,
-изучить структуру биоценоза,
-определить причины устойчивости биоценозов,
-узнать -какие взаимоотношения существуют между компонентами биоценоза.
-прочитать в тексте параграфа объяснение термина
и на слайде презентации.
-запись в тетради.
-рассматривают фотографии биоценозов на
следующем слайде
-ответ -естественные и искусственные.
-запись термина в тетрадь.
-смотрят слайды с видовым составом тундры, леса, тропического леса.
-высказывают своё мнение о устойчивости биоценоза.
-работают с таблицами на доске (биоценоз дубравы и озера)
- на слайде- биоценоз
учащиеся рассказывают о ярусах(этажах)
-сравнивают биоценозы в разное время года, в разные сезоны и т.д.
Высказывают свои мысли:
О устойчивости биоценозов
И от чего она зависит:
- видовое разнообразие
-ярусность пространственная
-ярусность временная
Предполагаемые ответы:
- это дом и кров для животных.
-источник кислорода
-необходимая пища для растительноядных
-рассматривают слайд.-
-делают запись в тетради
Предполагаемые ответы
-одни производят перекрёстное опыление
-другие способствуют распространению семян и спор
-при дыхании выделяют углекислый газ, а растения его используют при фотосинтезе
-рассматривают слайды с консументами первого и второго порядка.
-делают запись в тетради
-делают запись в тетради
Работа в группах.
ІІІ этап. Исследование.
Цель: создать условия для выявления процесса саморегуляции в водном биоценозе, для сравнения естественных и искусственных биоценозов.
Раздает рабочие листы для группы и , тексты.
- работая в группе, вы изучаете определенный вопрос о биоценозах, доказывая их устойчивость
Первая группа:
-выясняет кто является продуцентами,консументами и редуцентами в водном биоценозе.
-как происходит регуляция численности особей в водоёме.
Вторая группа
- выясняетхарактеристику искусственных биоценозов,способен ли к длительному существованию,какие существуют связи? Количество видов, есть ли ярусность? Может ли существовать без помощи человека?
Третья группа сравнивает .
Естественный и искусственный биоценозы
Каждая группа заполняет рабочий лист.
Учащиеся работают в группах. В зависимости от уровня сформированности умения планировать свои действия одним группам даётся план работы.
Задание:
1прочитайте текст.
2 найдите продуцентов
3выявите консументов и редуцентов
2.определите как происходит ррегуляция численности особей в биоценозе? .
3.оформите материал в рабочем листе.
4.сделайте вывод по результатам работы.
другие самостоятельно определяют план своей работы.
IV этап. Обмен информацией
Цель: создать условия для представления результатов работы, свободного обмена мнениями.
Создает условия для комфортного психологического состояния отвечающих, организует порядок отчетов( напоминает о правилах работы).
Задает корректирующие вопросы,
Оценивает ответы каждой группы.
Ученики представляют результаты групповой познавательной деятельности, и свои выводы другим ученикам.
Задают уточняющие вопросы.
Пишут отчёты в рабочих листах.
Vэтап. Организация и связывание информации
Цель: создать условия для систематизации полученных данных, формулирования и обоснования общего вывода.
Какая проблема возникла в начале урока?
- как происходит регуляция численности особей в водоёме?
-характеристика искусственного биоценоза
-сравниваем естественный и искусственный биоценозы
-где вам могут пригодиться полученные знания на уроке?
_ о не способности к длительному существованию без помощи человека и т,д,
-высказывают свои мнения: для понимания бережного отношения к природе, _для правильного выращивания культурных растений на собственном участке.
VІ подведение итогов работы в группах. Рефлексия.
Цель: создать условия для рефлексии собственной мыслительной деятельности, понимания значимости темы, сделать выводы о значении биоценозов
- На все ли вопросы мы ответили?
-что мы узнали о биоценозе?
-кто же победит в битве гигантов? Как мы ответим 5 а классу?
-какое значение имеют биоценозы?
-какова их роль в жизни человека?
-как человек должен относиться
к биоценозам ,занимаясь хозяйственной деятельностью?
Оздоровительный момент-зарядка
Оздоровительно-закрепляющая гимнастика
1 все встали.
мы в лесу.мы все берёзки, сосенки.мы все любим свет
-тянемся тянемся к свету..ручки вверх на носочках
2-а теперь мы рябинки ,яблоньки дички, мы ниже берёзок и сосен,, живем без яркого света—
Опускаемся на ярус ниже
3- а теперь мы птички невелички, снуём по веткам и ищем вкусных насекомых-
Махи руками. Хватательные движения
4 а теперь мы зайчики, лисички-в какой ярус мы опустимся и т.д.
Каждая группа анализирует ответы.
-
Победителей не будет,т.к. Белый медведь и варан живут в разных биоценозах и встретиться они не могут.
-высказывают свои мнения.
VI Применение знаний
Цель: создать условия для контроля и самоконтроля усвоения нового материала.
-учитель раздаёт листы самооценивания
- обьясняет как будут работать
Предлагаю применить знания о строении
биоценозов, полученные на уроке с практической стороны.
Учитель--берём листы самооценки и постараемся выполнить задания
Задание №1 --решить задачу: в небольшом водоёме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии. белые планарии , большой прудовик,гидры,циклопы. Обьясните,можно ли этот водоём считать биоценозом. Приведите не менее трёх доказательст.
Проверяем себя. У кого такие ответы , ставим себе 5,у кого два верных ответа ставим 4.у кого один верный ответ ставим-3.
Задание №2-составьте цепи питания по картинке на слайде.
Учитель.- проверьте себя
- задание №3 игра -кто лишний? Почему?
-1 аист,лиса,лягушка.
2- и т.д. Несколько заданий
Задание №4
-в печатной тетради на странице 133- задание №5
Задание №5
Выполните задание №7 на странице 133 в печатной тетради..
Оценивать буду я.
-учащиеся подписывают листы самооценки
-выполняют задания
Задание на слайде
-предполагаемые ответы:
Нельзя т.к
1—отсуствуют продуценты
2-отсуствуют редуценты
3-отсуствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.
-учащиеся сверяют свои ответы с ответами на слайде и ставят
оценки в листы самооценивания
- учащиеся составляют цепи питания.
-учащиеся сравнивают свои ответы с ответами
- на слайде и оценивают себя в листе самооценки.
-учащиеся пишут ответы ,(лиса-т.к. Живёт в лесном биоценозе.
-сравнивают свои ответы с ответами на следующем слайде и ставят себе оценки в листы самооценивания.
-выполняют задания , сравнивают со слайдом- проверь себя и выставляют оценки в листы самооценки.
VIIІ этап. Подведение итогов работы на уроке .Рефлексия
.- оцените ваши знания о биоценозах после изучения темы.
- произошли изменения?
-благодаря чему это произошло?
что вас удивило? и что узнали нового?
1.закончите фразу:
лучше всех на уроке работал…
ещё мне бы хотелось узнать о….
знания, полученные на уроке, я могу использовать в…
2.выберите цвет своей работы: зеленый
(я был активен на уроке), жёлтый (я чувствовал себя неуверенно, работал мало), красный ( у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома. и отметьте этот цвет в листах самооценки,
учитель выставляет и комментирует выставленные оценки
-Да, на 2-3 ступеньки поднялись выше.
- Определили сами тему урока, цель работы;
- Спланировали свою деятельность.
- Провели сравнение, сделали анализ.
- Благодаря совместной работе в группе дали ответ на поставленную цель урока.
-высказывают свои мнения.
-Учащиеся отмечают цвет в листах самооценки и сдают листы самооценки учителю.
VII этап. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Цель: создать условия для обобщения и закрепления новых знаний, умения их практического применения.
Учащимся предлагается повторить материал в тетради, прочитать текст учебника стр 268-272 ( обязательное задание); Задание по выбору: составить на оценку «3» 5 вопросов и ответов по параграфу, на «4» 10 и на «5» 15 вопросов и ответов; составить викторину; ребус по биоценозам; подыскать поговорки; подготовить материал о необычных представителях биоценозов( интересные растения или животные); составить опорный конспект по теме.
Записывают домашнее задание.
Задают уточняющие вопросы.
Список литературы:
Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). – М.: Педагогическое общество России, 2011.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2011.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.- М.: Вита – Пресс, 2010.