«Кто начинает с уверенности, заканчивает тем, что усомнится, а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью…»
Фрэнсис Бэкон
Тема: Создание ситуации уверенности в себе на уроках в начальных классах по ФГОС
Тема уверенности в себе актуальна для современного общества, которому нужны образованные, нравственные, предприимчивые успешные люди, готовые к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их последствия. Для восприятия такого человека необходимо изменить сам процесс обучения повернуть его лицом к ребенку. Многочисленные исследования показывают, что для учащихся разных возрастов важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. В наше время как показывают исследования, наблюдения основной проблемой процесса обучения, является то, что многие дети застенчивы, не уверены в себе, с заниженной самооценкой: они особенно нуждаются в психологической поддержке учителя, на всех этапах продвижения к результату при малых их успехах. Ребенок, испытывающий положительные эмоции по поводу своего успеха, будет и впредь стремиться к успеху, будет стараться вновь пережить, закрепить приятную ситуацию успеха.
А так как во многих школах отсутствуют психологи, все ложится на плечи учителей и классных руководителей.
Уверенность - это как тропинка к успеху, поэтому мы подняли эту тему, пытаемся ее разработать, и считаем немаловажной.
Главное в воспитании уверенности – это научить ребенка ставить перед собой цели и добиваться их; научить адекватно, оценивать свой успех в каждой из видов деятельности.
Основная мотивация педагога будет заключаться в том, чтобы помочь каждому ребенку стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаться при этом уверенным в себе и своем успехе.
В информационном обществе главным стали не знания, а умения их добывать и уверенно пользоваться ими. В каждом начинании ребенка нужно поддерживать не отвергать категорично его точку зрения (пусть она даже будет и неверной),чтобы не убить уверенность в себе, а вселить уверенность в том, что верный ответ или путь будет найден, и простимулировать поиск верного направления.
«Поддержите любой успех ребенка, его продвижение к лучшему!»
Наша цель преодолеть внутреннюю неуверенность ребенка в процессе обучения.
Задачи:
- способствовать успешной и адекватной самооценке детей, основываясь на уверенности в себе.
- помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он как и каждый человек, уникален и неповторим.
-способствовать формированию уверенности в себе и своих силах;
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках.
Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию уверенности.
Большое внимание созданию ситуаций уверенности уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные меры.
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация уверенности стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации уверенности он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Создание ситуаций уверенности, по мнению Г.А. Цукермана , приводит к сотрудничеству учителей с учащимися.
На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация уверенности.
Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; он должен помнить что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности.
Эффективное овладение материалом возможно лишь при умелой организации учебных форм сотрудничества детей и учёта особенностей проведения урока через создание на уроке ситуации уверенности.
Что для этого делаю я как педагог:
Подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что вы все напишите правильно!»
Подбадривает, если у них что-то не получается, или они допускают ошибки.
Использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам.
Каковы же способы и приёмы создания ситуации успеха?
Способы и приемы создания ситуации успеха:
Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.
Снятие чувства страха. То есть создание домашней, положительной атмосферы на уроке.
Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.
Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
Похвала ребенка выполнившего все верно без ошибок, так же провозглашение достоинств ребенка выполнившего задание с ошибками.
Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
Интерпретирование недостатка, как достоинства.
Педагогическое внушение(через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и дает импульсы к действию.
Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.
Вселение веры ребенку в его будущие успехи.
Использование ситуации уверенности должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Моя задача как педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Приемы создания ситуации уверенности
в учебной деятельности младшего школьника
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Выделяют несколько основных типов ситуаций уверенности:
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
Приемами “неожиданной” радости являются: "Исповедь" и др.
Прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик.
Неожиданная радость проявляется на уроке, тогда когда ребенок, выполнив задание понял что, задание было в его силах.
Следующий тип ситуации уверенности это общая радость.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива.
Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию уверенности, вызывающую общую радость.
- прием “Следуй за нами”.
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.
Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
- прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
Последним типом ситуации успеха является радость познания.
Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
- прием “Эврика”.
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка.
Эмоциональное поглаживание.
Бунтующий ребенок заставляет учителя как-то анализировать собственные действия, продумывать собственные действия, продумывать способы выхода из конфликтаЭмоциональное поглаживание. Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать “молодец”, тридцать раз – “умница” и раз десять “Ребятки, я горжусь вами”. Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.
Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: “молодец”, “умница” – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта. Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я “молодец”, да, я “умница”. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я “молодец!” Может быть такая логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, вполне допустимо.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони свое обнаженное сердце, открытое для добра и сочувствия – это и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием.
Прием “Ожидание лучших результатов”.
Этот прием педагогического воздействия назван – ожидание лучших результатов. Что он может дать отстающему в учении школьнику?
Отстающий ученик, как правило, глубоко переживает свою неуспеваемость. И это не случайно. Неуспеваемость обычно отрицательно сказывается на отношении к нему учителей, товарищей и родителей.. Появляется опасная ситуация: у школьника намечается тенденция к ухудшению успеваемости, а у учителя возникает предупреждение, что неуспеваемость – неотъемлемое качество данного ученика.
При таких условиях прием “Ожидание лучших результатов” может активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы.
Сущность приема состоит в том, что учитель в подходе к слабому, неуспевающему ученику прямо или косвенно, т.е. своим отношением, определенными поступками, выражает уверенность в его возможности заниматься лучше.
Система методов создания ситуации успеха на уроке
Деятельность учителя – преподавание, строится на основе системы методов.
Методы дифференцированного обучения, как методы создания уверенности в своей деятельности.
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.
Моя очередная задача помочь каждому ребенку проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
При изучении нового материала можно создавать в классе группы.
Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий. С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как тревожность по поводу отметки..
Можно поле доски разделить на две половины: «Поле уверенности», «Поле сомнения»
Позитивная поддержка учителя, подбадривание учащихся способствуют формированию у детей уверенности в собственных силах, повышению самооценки.
Созданию ситуации успеха, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.
В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”.
Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.
С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Благодаря всем методам, и способам решения данной проблемы мы можем сказать, что закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.