Критическое мышление - это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Критическое мышление представлено как «мышление о мышлении», умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане [«Руководство учителя», стр. 154]. Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям [«Руководство учителя», стр. 154]. Учитель, который не может критически мыслить, никогда не сможет научить ученика мышлению. Отходя от традиционных методов обучения, выискивая новые пути, новые технологии, познавая новые стратегии, мы поможем себе и нашим ученикам развить то самое мышление.. Одной из новых технологий обучения является обучение критическому мышлению. В последнее время наблюдается негативное отношение детей к учёбе, что сказывается на дальнейшей их судьбе. В современном мире, где развитие технологий происходит быстрыми темпами и обилие информации, учащиеся должны использовать те знания, которые имеют. Ведь в конечном итоге учащиеся должны взять ответственность за своё обучение.– тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».. На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».. Так на данном этапе при проведении последовательных уроков я использовала стратегию «Кластер». Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. На первом уроке после представления инсценированного отрывка из произведения ранее изученного Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» ребята озвучили свои ассоциации о героине произведения, узнав её по монологу, связали быт, одежду, творчество писателя , связь его с Украиной создали кластер « Колорит», а затем после работы со словарём Ожегова добавили информацию о историческом и национальном колорите, тем самым озвучили тему урока и цели предстоящей работы. На втором уроке свои ассоциации ребята высказывали о письме и причинах его написания, были заинтригованы для чего нам письмо и кому будем писать и отправлять его Этим получили хорошую мотивацию к работе на уроке. Третий урок на этапе вызова был начат приёмом «Да – нетка». Этот прием ставит учащихся в активную позицию, учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию;слушать и слышать товарищей. Учащиеся угадывали зашифрованного героя повести «Тарас Бульба», задавая вопросы, на которые можно было отвечать только ДА или НЕТ, получили формативную оценку за наиболее точные вопросы и смогли назвать тему и задачи урока. На четвёртом уроке погрузиться в работу помог Прием «Корзина» идей, понятий, имен». Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске нарисован значок корзины, в которой с помощью цветных стикеров было собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Не даром говорят, с чего начнёшь, то и получишь. Далее следует немаловажная стадия осмысления урока. На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Здесь мною были использованы приёмы критического мышления, как «Чтение с пометами», когда ученики самостоятельно знакомились с новым материалом учебника о создании повести «Тарас Бульба», тем самым облегчая себе поиск необходимой информации, делая пометки на полях. На этом этапе работы, я считаю Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию незаменимым стратегию «Инсёрт», Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию при помощи галочки, плюс, минус и вопросительный знак. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Так происходит получение новых знаний и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа. В ходе работы на уроке, используя стратегии критического мышления, учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, научатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, построят умозаключения и логические цепи доказательств, выразят свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Поэтому учителю предлагается две секунды для осмысления ответа и ещё семь для высказывания ребёнка. Ни в коем разе нельзя обрывать ученика и нервно реагировать на его ответ. Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить ребят высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. В случае успешной реализации фазы вызова у учеников возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. Необходимо направлять, а не управлять процессами формирования знаний и исследований. И это будет более эффективно при условии активного вовлечения учеников в метод диалогического обучения. По наблюдениям Вольфа и Александера вовлечение детей в обсуждение, диалог и аргументацию, позволит им успешно участвовать в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ. Александер определил пять подходов в общении с учащимися, исследованных на практике: механическое запоминание(заучивание фактов при постоянном повторении), декламация (воспоминания, подсказки), инструкция/изложение (объяснение ученику, что делать, передача информации, фактов, принципов), обсуждение ( обмен идеями и решения проблем), диалог ( взаимопонимание через кумулятивный опрос и обсуждение). Мерсер же определил три формы аргументирования при обсуждении в классе: диспутивная форма ( спор)- ученики дискутируют и не принимают и не принимают точку зрения других; кумулятивную форму – при которой ученики основываются конструктивно и доброжелательно на достижениях друг друга; исследовательская форма –поиск необходимой информации, аргументирование, встречное оспаривание. Эти идеи соответствуют конструктивисткой теории, которая позиционирует учеников в качестве активных участников процесса преподавания и обучения. Критическое мышление представляет собой процесс целеустремлённого, саморегулируемого суждения. В работе учителю при новых подходах в преподавании помогут книги Джона Дьюи «Как мы думаем» (1910) и Дональда Шона «Рефлексивный практик: как профессионалы думают на практике» (1983). А так же применение стратегий критического мышления: Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична Способ структурирования текста как оформление его в таблицу. Любая таблица представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц – важнейший метод структурирования, полезный как на стадии осмысления, так и переработки материала. Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Еще один методический прием назван Таск-анализ. ТАСК – (это сокращение для слов Тезис — Анализ — Синтез — Ключ), его задача помочь ученикам научиться независимо размышлять об отдельных моментах текста. Метод этот представляет собой 10 последовательно заданных вопросов, над которыми в ходе чтения текста детям предстоит размышлять. ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов. 1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: | «галочкой» помечается то, что им уже известно; | | знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; | | знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; | | «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. | 2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения. 3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу. Синквейн Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Правила написания синквейна: 1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами); 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме); 5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы). Я выделила наиболее подходящие методы и стратегии критического мышлении, которые подойдут в использовании на уроке литературы. В целом критически мыслящие ученики активны в процессе постановки вопросов и анализа доказательств, открыты для новых идей и перспектив. И в результате: актуализированный опыт, знание сформированный мотив, укрепление целей, заявленных на стадии вызова, сформированное целостное представление о предмете, поставленные проблемы на дальнейшее продвижение. |