Создание коллаборативной среды в классе- одна из основных задач учителя, так как от этого зависит желание учеников идти в школу, получать знания, делиться знаниями с другими учениками. Я хочу поделиться практическим опытом, который получила на протяжении первых 4 недель работы с учениками 1 класса.
Кроме информации о создании коллаборативной среды, которую я получала в процессе обучения на курсах, я очень много узнавала и узнаю после уроков и на перемене от учеников, я не могу пока сказать, что все ребята для меня как открытая книга. Нет. Я каждый день узнаю много нового. Так как детям 6-7 лет, они в первом классе сами подходят и рассказывают о событиях , которые происходят дома, о питомцах, младших братьях и сестрах. На уроках могут поднять руку и начать рассказывать о важном событии в их жизни. Приходится находить момент, связав этот рассказ с темой, перевести разговор в нужное русло. В классе введены правила поведения в классе, ребята знают что можно, а что нельзя делать, однако мы периодически добавляем правила поведения. Появились первые именинники, и мы решили, что будем поздравлять их песней и пожеланиями. Стали ходить в столовую и появились дежурные, которые следят за тем, чтобы все помыли руки, убрали после себя бокал. Но главные правила поведения остаются постоянными и относятся как к ученикам, так и ко мне- учителю. Соблюдая эти правила, ребята чувствуют себя комфортно, когда работают в парах, группах, т.к. мы проговариваем эти правила. Я стараюсь следить за их выполнением, также за этим стали следить и дети. Большинству ребят нравится работать вместе, проблема возникает у меня, если в команде оказывается несколько лидеров и никто не хочет уступать, приходится напоминать правила работы в группе, говорить о важности всех мнений, поэтому стараюсь применять структурированное деление на группы. У ребят есть необходимость участвовать в разговоре, обмениваться мнениями, но у большинства, в силу возрастных особенностей, существует мнение, что их точка зрения самая правильная , и они хотят, чтобы все услышали её., поэтому есть над чем работать. На переменах мальчики играют в паровозики, им понравилась эта игра. Девочкам больше нравятся игры «Паучок», «Летает не летает» и т.д., но они с большим удовольствием играют все вместе, что свидетельствует о коллаборативной среде, которая существует в классе. На первой неделе, для создания коллаборативной среды, использовала круг радости, снежный ком, однако ребятам приходилось помогать. На уроке физической культуры применяла игру «один, два, три…». Где ребятам приходилось собираться в группы по количеству , который называл учитель.
Во время урока существуют случаи, когда приходится отступать от запланированного материала и отвечать на те вопросы, которые ребята, считают более важными для себя. Это требует более глубокого знания материала, но мне нравится, если я не могу дать ответ сразу, мы ищем его вместе, даю задание , дома спросить у родителей, что , по-моему мнению, повышает мотивацию детей. Ребята открытые и поэтому, если им смешно, радостно, то это сразу видно, они не умеют сдерживаться. Однако когда ребенок упал в классе, споткнувшись, я услышала смех, то остановила урок. Нам пришлось говорить о том можно ли смеяться над товарищем или необходимо помочь ему. После этой беседы я заметила, ребята, собираясь домой, стали помогать застигать пуговицы, поправлять шапки друг другу, это говорит о том, что в 6 лет с ребятами можно говорить о серьезных вещах, кто такой Человек и как им стать.