kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социализация личности в образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовании личность все чаще сталкивается с особыми сложностями в процессе своей социализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социализация личности в образовании.»

Социализация личности в образовании.


В современном образовании личность все чаще сталкивается с особыми сложностями в процессе своей социализации. Обезличивание образовательного процесса, акцентирование внимания на новых образовательных стандартах, глобальная компьютеризация – все это приводит к ослаблению внимания на развитие социально активной личности.  На данном этапе личность как центральная фигура образования упускается из виду по большей части из-за того, что сами участники образования поглощены усвоением тех изменений, которые вводятся на федеральном уровне. Конечно, это все только первые результаты внедрения новых стандартов, в перспективе подобные изменения несут более эффективные и положительные тенденции развития.

Хоть и есть тенденция максимального улучшения социализации личности, и усилий прикладывается немало, но все это в большинстве своем направлено на внешние условия.

Нельзя сказать, что только внешняя среда оказывает негативное влияние. Стоит обратить внимание на состояние и готовность самой личности!

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Социализация – очень сложный и трудоемкий процесс, в котором личность претерпевает постоянные и значительные изменения.

Чтобы социализация проходила как можно успешнее, личности необходимо проявлять хорошо развитые или, по крайней мере, хорошо развиваемые социальные способности. Ведь именно они дают основу положительному и продуктивному развитию процесса социализации.

Социальные способности – приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам.

К социальным способностям мы относим саму речь человека, его умение общаться с другими, умение правильно себя представить и, конечно, его лидерские качества и умение налаживать эффективное взаимодействие со всеми участниками коммуникативного процесса.

Социальные нормы – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Первоочередная задача школы состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

Ведь социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка. Школа не должна бороться с окружающим миром, но и не может закрывать глаза на. его пороки.. Она должна создать для ребенка свою среду, такую, чтобы, проживая в ней школьные годы, он выходил в большую жизнь и был адекватен окружающей его реальности. В этом, прежде всего, и проявляется социальная эффективность образования “школы социального опыта” в условиях обновления содержания образования.

Накопление социального опыта возможно не во всякой деятельности. Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализируется та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

  • воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

  • вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

  • предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой;

  • предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.


Важнейшая задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы убеждать воспитанников в их человеческой ценности. Для того чтобы дети были готовы преодолевать многочисленные жизненные трудности, успешно адаптироваться к социуму и быть счастливыми людьми, они должны иметь положительное представление о себе. Основы само отношений закладываются в раннем детстве и очень серьезно зависят от того, как с ребенком обращаются в семье, достаточно ли внимания и любви он получает от родителей. Эмоциональное отношение к себе у ребенка может резко измениться от сильного переживания определенной жизненной ситуации. Развод родителей, смерть близкого человека, переезд в новую школу могут переживаться ребенком как ситуация социальной не успешности, и само отношение развивается со знаком “минус”. Напротив, успешный опыт занятий в спортивных секциях, достижения в художественном творчестве, отмеченные взрослыми, устойчивая социальная позиция принятого в среде одноклассников выстраивает само отношение со знаком “плюс”. Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации личности, но и в формировании системы знаний, умений и навыков. В становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. А мы, педагоги, должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, в том числе добровольной общественной, где царит разновозрастное взаимодействие, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.

А насколько успешна современная социализация личности, покажет время.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социализация личности в образовании.

Автор: Нина Георгиевна Шолохова

Дата: 06.09.2022

Номер свидетельства: 612658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "«Образование на пути социализации личности в условиях рыночной экономики» "
    ["seo_title"] => string(78) "obrazovaniie-na-puti-sotsializatsii-lichnosti-v-usloviiakh-rynochnoi-ekonomiki"
    ["file_id"] => string(6) "119084"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413312097"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Влияние выставочной деятельности на социализацию личности учащихся. "
    ["seo_title"] => string(82) "vliianiie-vystavochnoi-dieiatiel-nosti-na-sotsializatsiiu-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "210052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431358986"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Экологическое образование - основа социализации личности. "
    ["seo_title"] => string(62) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-osnova-sotsializatsii-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "123507"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414510305"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Методическая разработка: Влияние выставочной деятельности на социализацию личности учащихся"
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-vliianiie-vystavochnoi-dieiatiel-nosti-na-sotsializatsiiu-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "210064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431360173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Статья "Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы кадетского образования" "
    ["seo_title"] => string(114) "stat-ia-grazhdanskaia-sotsializatsiia-uchashchikhsia-kak-sotsial-naia-funktsiia-sistiemy-kadietskogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "150508"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420488135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства