Просмотр содержимого документа
«" Сопровождение обучающихся с ОВЗ"»
«Сопровождать- это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым.» ( из толкового словаря В.И.Даля.)
Сопровождение -это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребёнку ,обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение –это целостная системно организованная деятельность , в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка.
Дети с ограниченным возможностями здоровья (ОВЗ).Данное определение подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ,является обеспечение оптимального развития ребенка и успешная интеграция в социум.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ состоят в следующем:
Определение наиболееадекватныхпутей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
Прогнозированиеразвитие ребёнка ивозможностей обученияна основе выявленных особенностей развития.
Реализация собственно коррекционно-развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих согласованно.
Команда специалистов:
-педагог-психолог;
-учителя-предметники;
-классные руководители;
-социальный педагог;
-учитель-логопед;
-педагоги дополнительного образования;
-медицинский работник;
Специальное (коррекционное) обучение
Специальное (коррекционное) обучение организуется в специальных коррекционных школах.
Это школы, обеспечивающие комплексный подход к коррекции и развитию способностей и возможностей ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
Плюсы коррекционного обучения:
Усвоение объема академических знаний, обеспечивающее успешную сдачу ГИА или ЕГЭ
Развитие компенсаторных механизмов личности ребенка в учебно-воспитательном процессе в коррекционном учреждении, благодаря тому, что весь коллектив владеет коррекционно-развивающими технологиями, и как следствие - комплексная психолого-педагогическая, социально-педагогическая, социокультурная реабилитация в максимальной доступности для ребенка с ОВЗ
Освоение ребенком основ профессионально-трудовой подготовки, обеспечивающее ему успешную профессионально-трудовую ориентацию, и как следствие – успешное социальное включение во взрослую жизнь
Направление на обучение в коррекционную школу осуществляется на основании согласия родителей по заключению ПМПК (ч.3. ст.55.Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Название
компетенции
Виды
компетенций
Компоненты
Когнитивные
Способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления образования, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач специального образования.
Проектировочные
компетенций
Умение правильно построить педагогический маршрут; умение правильно подобрать методы, которые в конкретной образовательной ситуации будут наиболее эффективны.
Конструктивные
Знания о физиологических, психологических, личностных и возрастных особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организаторские
Способность конструирования педагогической деятельности в условиях коррекционного образования путем постановки адекватных данным диагностики целей (как общих, так и индивидуальных) и грамотного планирования своей педагогической деятельности, с учетом разных образовательных потребностей обучающихся, варьирования формами, методами и средствами обучения.
Профессиональная
Способность организации педагогической деятельности в условиях коррекционного образования, творческое применение в профессиональной деятельности индивидуального подхода (например, обучение по индивидуальному образовательному маршруту);
Умение находить доступные методы для сплочения и мотивации детского коллектива.
Коммуникативные
Мотивационные
Способность устанавливать конструктивные отношения с субъектами образовательного процесса, способствующие эффективному осуществлению коррекционного образования;
Рефлексивные
Способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам коррекционного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий. Компетенция характеризуется глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Умение находить способы взаимодействия с обучающимися; умение ясно и четко передавать свои мысли не только с помощью речи, но и с помощью средств невербальной коммуникации (мимики и пантомимики).
Способность к рефлексии деятельности в условиях подготовки и осуществления коррекционного образования.
Прогностические
Способность понимать внутреннее состояние ребенка с ОВЗ, проникать в его внутренний мир; умение проводить рефлексию своей работы; обладание психологической и педагогической наблюдательностью.
Умение прогнозировать развитие необходимых личности ребенка качеств. Способность предвидеть результаты тех или иных педагогических действий в условиях коррекционного образования.
Личностные
Критерии готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ:
личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности;
гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;
знание психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ и опора на зону ближайшего развития ребенка;
владение современными педагогическими технологиями;
владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.
Коллектив школы должен использовать единый
принцип ,который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребёнком на основе его безусловного принятия, на без оценочном отношении независимо от преобладания в нём сильных или слабых сторон ,на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.