Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ТНР»
Программа логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями как часть адаптированной образовательной программы
Введение
В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. Основная задача в этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования ля инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
Главное в инклюзивном образовании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тыс. детей с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей.
Для гарантированного получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются различные варианты ФГОС, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.
Цель работы: разработка программы логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Задачи: - изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую обучение детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в общеобразовательной организации;
- выявить особенности обучающихся с тяжёлыми речевыми нарушениями;
- выявить особые образовательные потребности данной категории детей;
- выявить специфику образовательных условий, необходимых для успешного усвоения адаптированной образовательной программы детьми с тяжёлыми нарушениями речи;
- спроектировать программу логопедического сопровождения данной категории детей;
- провести оценку полученных результатов реализации программы с целью выявления практической значимости работы.
Методы, используемые при написании работы:
- теоретические;
- практические (экспериментальные, диагностика);
- проектировочные;
- моделирование.
Практическая значимость работы в том, что программа предназначена для логопедов МБОУ и МДОУ, дефектологов, музыкальных руководителей. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.
Основная часть
Глава 1
За последнее годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и многие другие причины. Проблема оказания помощи такой категории детей заботит многие образовательные учреждения.
Наплыв обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи приводит к тому, что массовая школа становится полифункциональной. Учителя испытывают трудности в развитии, обучении и воспитании такой категории детей, так как эти дети требует к себе более дифференцированного и индивидуального подхода, использование специальных методов и приёмов работы.
Поэтому в настоящее время актуальность развития системы коррекционно-развивающего обучения своей силы не теряет и имеет ещё большую практическую направленность.
В настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Тяжёлые речевые нарушения – системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловых сторон (Левина Р.Е, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)
Анализ результатов логопедического обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, позволил сделать вывод о том, что у данной категории детей отмечаются следующие нарушения:
Попадая в общеобразовательную школу, такая категория детей становится неуспевающей, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. На сегодняшний день эта проблема актуальна. Решение данной проблемы возможно через разработку адаптированной образовательной программы.
Изучение и анализ современных направлений, методов, приёмов логопедической работы, педагогических технологий, применяемых на логопедических занятиях, позволили выбрать наиболее эмоциональное звено логопедической коррекции, которое сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных, двигательных способностей и нормализации эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Таким образом, в учебный план школы для обучающихся 1-4 классов был введён курс – логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего- это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания и развития. Её основой являются – речь, движение и музыка.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
Таким образом, инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для обучающихся, но и для учителей и её работников. Необходимо в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, а так же социализировать их в обществе.
Глава 2
Адаптированная образовательная программа логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Картушиной М.Ю. «Логоритмика» и в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Данная программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
«Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет, 7 лет»
Т. А. Ткаченко;
Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 5-7 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
по логоритмике:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
Система оздоровления дошкольников«Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
С каждым годом в школе растет количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей как дошкольного, так и школьного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в школе необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопункт, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровъесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Для успешного проведения логоритмических занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, песни, музыкальные загадки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Необходимость разработанного факультативного курса заключается в том, что развитие речи связано с движением
Цель и задачи курса
Цель курса: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи курса:
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
Организация деятельности обучающихся уровня начального общего образования на занятиях основывается на следующих принципах:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, классным руководителем, логопедом. Вопросы включения в ход занятия здоровъесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения.
3. Принцип системности.Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.
Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно используются:
упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
выработка продолжительного речевого выдоха,
тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговоркиобязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в школьниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Описание места курса в учебном плане
Программа курса составлена для обучающихся уровня начального общего образования на 4 года (1 – 4 класс), всего152 часа. В 1 классе – 50 часов, во 2 классе – 51 час, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 17 часов. Продолжительность логоритмического занятия не более 45 мин.
1-й класс
Календарно - тематическое планирование (50 часов)
(учитель-логопед - 33 часа)
№
Тема занятия
Лексико-грамматическая тема
Дата
Количество занятий
1.
«Колосок»
Сказка.
1
2.
«Занятие по мотивам сказки В. Сутеева»
Сказка.
1
3.
«Спор овощей»
Овощи.
1
4.
«Поход на ярмарку за овощами ифруктами»
Осень. Сентябрь.
1
5.
«Сад-огород»
Овощи-фрукты.
1
6.
«Прогулка по осеннему лесу»
Листопад.
1
7
« В гостях у лесного гнома»
Природа.
1
8.
«Спор грибов и ягод»
Грибы. Ягоды.
1
9.
«Осень»
Осенний лес.
1
10.
«Краски осени»
Листопад.
1
11.
«Человек»
.
Семья.
1
12.
«Выставка игрушек»
Игрушки.
1
13.
«Палочка-выручалочка»
Игры.
1
14.
«Посуда»
Посуда
1
15.
«Поход в продовольственный магазин»
Продукты.
1
16.
«Пришла зима»
Зима.
1
17.
«Снеговик на ёлке»
Зимние забавы.
1
18.
«Магазин одежды»
Одежда.
1
19.
«Поход на выставку обуви»
Обувь.
1
20.
«Магазин головных уборов»
Головные уборы.
1
21.
«Животные»
Дикие и домашние животные.
1
22.
«Прогулка в лес»
Природа.
1
23.
«Гуси-лебеди»
Сказка.
1
24.
«Птицы».
Птицы.
1
25.
«Дождь и солнышко в лесу»
Времена года.
1
26.
«Колобок»
Сказка.
1
27.
«Мебельная фабрика»
Мебель.
1
28.
«В городе»
Родной край.
1
29.
«Профессии»
Профессии.
1
30.
«Рыбы»
Водоёмы
1
31.
«В летнем лесу»
Природа.
1
32.
«Как муравьишка дом солнышка искал»
.
Сказка.
1
33.
Итоговое логоритмическое занятие
Обобщение.
1
Календарно-тематическое планирование, 1 класс
( учитель музыки - 17 часов)
№
Тема занятия
Лексико-грамматическая тема
Дата
Количество занятий
1.
«Колосок»
Сказка.
1
2.
«Спор овощей»
Овощи.
1
3.
«Сад-огород»
Овощи-фрукты.
1
4
« В гостях у лесного гнома»
Природа.
1
5.
«Осень»
Осенний лес.
1
6.
«Человек»
.
Семья..
1
7.
«Палочка-выручалочка»
Считалочка.
1
8.
«Поход в продовольственный магазин»
Продукты.
1
9.
«Снеговик на ёлке»
Зимние забавы.
1
10.
«Поход на выставку обуви»
Обувь.
1
11.
«Животные»
Дикие и домашние животные.
1
12.
«Гуси-лебеди»
Птицы.
1
13.
«Дождь и солнышко в лесу»
Времена года.
1
14.
«Мебельная фабрика»
Мебель.
1
15.
«Профессии»
Профессии.
1
16.
«В летнем лесу»
Природа.
1
17.
Итоговое логоритмическое занятие
Обобщение.
1
Планируемые результаты
(на конец 1 класса)
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом школьников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
2 класс
Календарно-тематическое планирование (51 час)
(учитель-логопед – 34 часа)
№
Тема занятия
Лексико-грамматическая тема
Дата
Количество занятий
1.
«Покачай-передай».
CD «Весёлая логоритмика. Е.Железнова»»
Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
3 класс
Календарно – тематическое планирование (34 часа)
(учитель-логопед – 34 часа)
№
Тема занятия
Лексико-грамматическая тема
Дата
Количество занятий
1.
«Покачай-передай».
CD «Весёлая логоритмика. Е.Железнова»»
Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом школьников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
4 класс
Календарно-тематическое планирование (17 часов)
(учитель- логопед– 17 часов)
№
Тема занятия
Лексико-грамматическая тема
Дата
Количество занятий
1.
«У бабушки в деревне»
Дифференциация понятий «Овощи-фруты»; Расширение и активизация словаря по теме «Овощи-Фрукты».
1
2.
«Прогулка в осеннем лесу»
Закрепление знаний детей о признаках осени; Расширение и активизация словаря по теме «Осень», «Грибы», «Ягоды», «Деревья».
1
3.
«Перелётные птицы»
Расширение и активизация словаря по теме «Птицы»; Формирование лексико-грамматических категорий.
1
4
«Наташа-растеряша»
Дифференциация понятий «Одежда-Обувь»; Расширение и активизация словаря по теме «Одежда-Обувь»; Развитие навыков словообразования.
1
5.
«Зимние забавы»
Закрепление знаний детей о признаках зимы; Расширение и активизация словаря по теме «Зима Зимние забавы»; Развитие связной речи.
1
6.
«Зимующие птицы»
Расширение и активизация словаря по теме «Перелётный птицы»; Развитие памяти, внимания; Развитие навыков словообразования.
1
7.
«Дикие животные»
Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детёныши»; Формирование лексико-грамматических категорий.
1
8.
«Путешествие по городу»
Расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»; Развитие ориентировки в пространстве; использование предложно-падежных конструкций и приставочных глаголов.
1
9.
«Весна-красна»
Закрепление знаний детей о признаках весны; Расширение и активизация словаря по теме «Весна»; Развитие связной речи.
1
10.
«Встреча с Федорой»
Расширение и активизация словаря по теме «Посуда»; Развитие навыков словообразования;
Развитие связной речи.
1
11.
«Путешествие в Простоквашино»
Расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детёныши»; Развитие навыков словообразования;
Дифференциация понятий
«Дикие животные» -«Домашние животные».
1
12.
«Три поросёнка»
Эмоционально откликаться на характер музыкальных произведений, посредством сказочных героев.
1
13.
«Красная горка»
Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей, привить любовь к народному фольклору.
1
14.
«Крокодил Гена»
Развитие творческих способностей, формировать певческие навыки, развивать чувство ритма, согласовывать движения и пение, развивать дыхание, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание.
1
15.
«Путешествие в лес»
Развивать чувство ритма, слуховое внимание, воспитывать слушательскую культуру, совершенствовать вокальные навыки, активизировать действия детей, расширять словарный запас.
1
16.
«Летние нотки»
Закрепить названия летних месяцев по народному календарю, определив их характерные признаки; через систему творческих заданий развивать музыкальные способности, формировать у детей оценочное отношение к произведениям искусства.
1
17.
Итоговое логоритмическое занятие
Обобщение.
1
Планируемые результаты
(на конец 4 класса)
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом школьников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
Улучшение результатов диагностик развития речи.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
Заключение
Модернизация современного образования диктует новые требования к работе специалистов в образовательном учреждении. Только в системной деятельности всех участников образовательного процесса возможна реализация основных целей инклюзивного образования.
Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе. Развитие инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.
Только желание совместными усилиями помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в обществе станет отправной точкой работы в этом направлении.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся жизненно важных компетенций, готовя детей к активной жизни в семье и социуме.
Составленная адаптированная программа логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями используется мной на логопедических занятиях и даёт положительные результаты. Логоритмические занятия позволяют детям реализовать свои творческие возможности, развивают речь и коммуникативные умения, способствуют положительному эмоциональному настрою обучающихся.
Учебно-методическое обеспечение программы
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2009;
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;