kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое сопровождение обучающихся с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена  адаптированная программа логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое сопровождение обучающихся с ТНР»


Программа логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями как часть адаптированной образовательной программы




































Введение


В российском обществе неоднократно предпринимались попытки решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. Основная задача в этом направлении сформулирована Д.А. Медведевым: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования ля инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Главное в инклюзивном образовании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тыс. детей с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей.

Для гарантированного получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются различные варианты ФГОС, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.

Цель работы: разработка программы логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Задачи: - изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую обучение детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в общеобразовательной организации;

- выявить особенности обучающихся с тяжёлыми речевыми нарушениями;

- выявить особые образовательные потребности данной категории детей;

- выявить специфику образовательных условий, необходимых для успешного усвоения адаптированной образовательной программы детьми с тяжёлыми нарушениями речи;

- спроектировать программу логопедического сопровождения данной категории детей;

- разработать критерии диагностики успешности усвоения адаптированной образовательной программы;

- провести оценку полученных результатов реализации программы с целью выявления практической значимости работы.

Методы, используемые при написании работы:

- теоретические;

- практические (экспериментальные, диагностика);

- проектировочные;

- моделирование.

Практическая значимость работы в том, что программа предназначена для логопедов МБОУ и МДОУ, дефектологов, музыкальных руководителей. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.














Основная часть

Глава 1

За последнее годы отмечается значительный рост количества детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребёнком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и многие другие причины. Проблема оказания помощи такой категории детей заботит многие образовательные учреждения.

Наплыв обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи приводит к тому, что массовая школа становится полифункциональной. Учителя испытывают трудности в развитии, обучении и воспитании такой категории детей, так как эти дети требует к себе более дифференцированного и индивидуального подхода, использование специальных методов и приёмов работы.

Поэтому в настоящее время актуальность развития системы коррекционно-развивающего обучения своей силы не теряет и имеет ещё большую практическую направленность.

В  настоящее время огромное количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Тяжёлые речевые нарушения – системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловых сторон (Левина Р.Е, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.)

Анализ результатов логопедического обследования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, позволил сделать вывод о том, что у данной категории детей отмечаются следующие нарушения:

- звукопроизношения;

- бедный словарный запас;

- недостаточная сформированность грамматического строя речи;

- наличие грамматических стереотипов;

- речевая инактивность;

- эмоциональная незрелость и др.

Попадая в общеобразовательную школу, такая категория детей становится неуспевающей, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. На сегодняшний день эта проблема актуальна. Решение данной проблемы возможно через разработку адаптированной образовательной программы.

Изучение и анализ современных направлений, методов, приёмов логопедической работы, педагогических технологий, применяемых на логопедических занятиях, позволили выбрать наиболее эмоциональное звено логопедической коррекции, которое сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных, двигательных способностей и нормализации эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Таким образом, в учебный план школы для обучающихся 1-4 классов был введён курс – логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего- это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания и развития. Её основой являются – речь, движение и музыка.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);

- развитие общей и мелкой моторики;

- коррекция эмоционально-поведенческих расстройств.

Таким образом, инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для обучающихся, но и для учителей и её работников. Необходимо в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, а так же социализировать их в обществе.





























Глава 2

Адаптированная образовательная программа логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Картушиной М.Ю. «Логоритмика» и в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Данная программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  • Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;

  • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;

  • «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет, 7 лет»

Т. А. Ткаченко;

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;

  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 5-7 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;

  • Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;

  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

по логоритмике:

  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

по оздоровлению детей:

  • Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

  • Система оздоровления дошкольников«Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;

  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;

  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

С каждым годом в школе растет количество детей с тяжёлыми нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей как дошкольного, так и школьного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в школе необходимо проводить занятия логоритмикой.

Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопункт, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровъесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Для успешного проведения логоритмических занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, песни, музыкальные загадки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Необходимость разработанного факультативного курса заключается в том, что развитие речи связано с движением



Цель и задачи курса

Цель курса: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи курса:

- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;

- создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

Организация деятельности обучающихся уровня начального общего образования на занятиях основывается на следующих принципах:

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов.Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, классным руководителем, логопедом. Вопросы включения в ход занятия здоровъесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения.

3. Принцип системности.Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Содержание занятий по логоритмике

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На логоритмических занятиях совместно используются:

    1. упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,

    2. выработка продолжительного речевого выдоха,

    3. тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.

  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

  • Чистоговоркиобязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.

  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном

  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

  • Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в школьниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Описание места курса в учебном плане

Программа курса составлена для обучающихся уровня начального общего образования на 4 года (1 – 4 класс), всего152 часа. В 1 классе – 50 часов, во 2 классе – 51 час, в 3 классе – 34 часа, в 4 классе – 17 часов. Продолжительность логоритмического занятия не более 45 мин.

1-й класс

Календарно - тематическое планирование (50 часов)

(учитель-логопед - 33 часа)


Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Дата

Количество занятий


1.

«Колосок»


Сказка.


1





2.

«Занятие по мотивам сказки В. Сутеева»


Сказка.


1





3.

«Спор овощей»


Овощи.


1





4.

«Поход на ярмарку за овощами ифруктами»

Осень. Сентябрь.




1





5.

«Сад-огород»


Овощи-фрукты.


1





6.

«Прогулка по осеннему лесу»


Листопад.


1





7

« В гостях у лесного гнома»

Природа.


1





8.

«Спор грибов и ягод»

Грибы. Ягоды.


1





9.

«Осень»

Осенний лес.


1





10.

«Краски осени»


Листопад.


1





11.

«Человек»

.

Семья.


1





12.

«Выставка игрушек»


Игрушки.


1





13.

«Палочка-выручалочка»


Игры.


1





14.

«Посуда»


Посуда


1





15.

«Поход в продовольственный магазин»

Продукты.


1






16.

«Пришла зима»

Зима.


1





17.

«Снеговик на ёлке»

Зимние забавы.


1





18.

«Магазин одежды»


Одежда.


1





19.

«Поход на выставку обуви»

Обувь.


1





20.

«Магазин головных уборов»

Головные уборы.


1





21.

«Животные»


Дикие и домашние животные.


1





22.

«Прогулка в лес»


Природа.


1





23.

«Гуси-лебеди»


Сказка.


1





24.

«Птицы».


Птицы.


1





25.

«Дождь и солнышко в лесу»


Времена года.


1





26.

«Колобок»


Сказка.


1





27.

«Мебельная фабрика»


Мебель.


1





28.

«В городе»


Родной край.


1





29.

«Профессии»

Профессии.


1





30.

«Рыбы»


Водоёмы


1





31.

«В летнем лесу»


Природа.


1





32.

«Как муравьишка дом солнышка искал»

.

Сказка.


1





33.

Итоговое логоритмическое занятие

Обобщение.


1





Календарно-тематическое планирование, 1 класс

( учитель музыки - 17 часов)

Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Дата

Количество занятий


1.

«Колосок»


Сказка.


1






2.

«Спор овощей»


Овощи.


1





3.

«Сад-огород»


Овощи-фрукты.


1





4

« В гостях у лесного гнома»

Природа.


1







5.

«Осень»

Осенний лес.


1





6.

«Человек»

.

Семья..


1





7.

«Палочка-выручалочка»


Считалочка.


1





8.

«Поход в продовольственный магазин»


Продукты.


1






9.

«Снеговик на ёлке»

Зимние забавы.


1





10.

«Поход на выставку обуви»

Обувь.


1





11.

«Животные»

Дикие и домашние животные.


1





12.

«Гуси-лебеди»


Птицы.


1





13.

«Дождь и солнышко в лесу»


Времена года.


1





14.

«Мебельная фабрика»


Мебель.


1






15.

«Профессии»

Профессии.


1






16.

«В летнем лесу»


Природа.


1





17.

Итоговое логоритмическое занятие

Обобщение.


1





Планируемые результаты

(на конец 1 класса)

  • Сформированность знаний по лексическим темам.

  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

  • Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом школьников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

  • Улучшение результатов диагностик развития речи.

  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.

  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

2 класс

Календарно-тематическое планирование (51 час)

(учитель-логопед – 34 часа)

Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Дата

Количество занятий


1.

«Покачай-передай».

CD «Весёлая логоритмика. Е.Железнова»»

Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры.


1




2.

«Ходим, ходим, стоп».

CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова

Ягоды.


1




3.

«Грибок»

CD «Ах, вы, сени!».


Грибы.


1




4.

«Мой зонтик»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.


Осень. Сентябрь.




1




5.

«Скворушка»

CD «Здравствуй, осень золотая

Осень. Октябрь.


1




6.

«Осень наступила», "Урожай»

CD Здравствуй, осень золотая»

Овощи.


1




7

«Осень спросим»

CD «Здравствуй, осень золотая»

В гостях у леса.


1




8.

«Скворушка песни пел»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Листопад.


1




9.

«Лягушата»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Водоёмы.


1




10.

«Лимпопо»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Сказка.


1




11.

«Пять поросят».

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Домашние животные.


1




12.

«Медвежата.

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Дикие животные.


1




13.

«Петушок» (прибаутка),

CD «Ах, вы, сени!»

Домашние птицы.


1




14.

«Утята»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Дикие птицы.


1




15.

«Рыбалкаыбалка»

CD «Песенки детские-деревенские» Л.Раздобарина..


Рыбы.


1




16.

«Автобус»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Транспорт.


1




17.

«Мороз»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Зима. Декабрь.






18.

«Чай».

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Посуда.


1




19.

«На диване»

CD «Аэробика. Е.Железнова»


Мебель.


1




20.

«Кактус»

CD «Каникулы» М.Протасов

Зима. Январь. Комнатные растения.


1




21.

«Замок»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Инструменты. Инвентарь.


1




22.

«Дом»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Профессии.


1




23.

«Мы шагаем как солдаты»

CD “Будущий солдат» Д.Трубачёв, В.Трубачёва.

Родина. Отечество.


1




24.

«Играем в снежки».

CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова

Зима. Февраль.


1




25.

«Мамины помощники»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Семья.


1




26.

«Зима прошла»

CD «Ах, вы, сени!».

Весна. Март.


1




27.

«Танец червяков»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Природа.


1




28.

«Ходим в шляпах».

CD «Весёлая логоритмика»


Головные уборы.


1




29.

Считалочка «Планеты»

Компьютер-презентации-космос.

Космос.


1




30.

«Рыбки»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Природа.


1




31.

«Цветочек»

CD «Весёлая логоритмика»


Весна. Апрель. Первоцветы.


1




32.

«Пылесос»

Логоритмическая считалочка.

Домашние помощники.


1




33.

«Пчёлки»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Весна. Май. Насекомые.



1




34.

Итоговое логоритмическое занятие

Обобщение.


1





Календарно-тематическое планирование, 2 класс

(учитель музыки - 17 часов)


Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Дата

Количество занятий


1.

«Покачай-передай».

CD «Весёлая логоритмика. Е.Железнова»»

Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры.


1




2.

«Грибок»

CD «Ах, вы, сени!».


Грибы.


1




3.

«Скворушка»

CD «Здравствуй, осень золотая

Осень. Октябрь


1




4

«Осень спросим»

CD «Здравствуй, осень золотая»

В гостях у леса


1




5.

«Лягушата».

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Деревья.


1




6.

«Пять поросят».

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Домашние животные.


1




7.

«Петушок» (прибаутка),

CD «Ах, вы, сени!»

Домашние птицы.


1




8.

«Рыбалкаыбалка»

CD «Песенки детские-деревенские» Л.Раздобарина.

Рыбы.


1




9.

«Мороз»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Зима. Декабрь.


1




10.

«На диване»

CD «Аэробика. Е.Железнова»


Мебель.


1




11.

«Замок»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Инструменты. Инвентарь.


1




12.

«Мы шагаем как солдаты»

CD “Будущий солдат» Д.Трубачёв, В.Трубачёва.

Родина. Отечество.


1




13.

«Мамины помощники»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Семья.


1




14.

«Танец червяков»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Природа.


1




15.

«Цветочек».

CD «Весёлая логоритмика»


Весна. Апрель. Первоцветы.


1




16.

«Пчёлки»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Весна. Май. Насекомые.



1




17.

Итоговое логоритмическое занятие

Обобщение.


1





Планируемые результаты

(на конец 2 класса)

  • Закрепить знания по лексическим темам.

  • Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

  • Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.

  • Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.

  • Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.

  • Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.

  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.























3 класс

Календарно – тематическое планирование (34 часа)

(учитель-логопед – 34 часа)

Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Дата

Количество занятий


1.

«Покачай-передай».

CD «Весёлая логоритмика. Е.Железнова»»

Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры.


1




2.

«Грибок»

CD «Ах, вы, сени!».


Грибы.


1




3.


«Осень наступила», «Урожай»

CD Здравствуй, осень золотая»

Овощи.


1




4.

«Скворушка»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Осень. Сентябрь.




1




5.

«Лягушата»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Водоёмы.


1




6.

«Осень спросим»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Погода.


1




7

«Медвежата»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Дикие животные.


1




8.

«Лимпопо»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Потешки.


1




9.

«Воробушки»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Птицы.


1




10.

«Танец червяков»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Природа.


1




11.

«Петушок» (прибаутка).

CD «Ах, вы, сени!»

Домашние птицы.


1




12.

«Рыбалка».

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Рыбы.


1




13.

«Пять поросят»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Домашние животные.


1




14.

«Автобус»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Транспорт.


1




15.

«Морозыбалка»

..

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Зима пришла.


1




16.

«Руковички»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Одежда.


1




17.

«Играем в снежки».

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Зима.






18.

«Зимние забавы»

CD «Аэробика. Е.Железнова»


Игры.


1




19.

«Весёлые подарки»

CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова

Новый год.


1




20.

« Ходим в шляпах»

CD «Аэробика. Е.Железнова»


Головные уборы.


1




21.

«Дом»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова

Профессии.


1




22.

«Мы шагаем как солдаты»

CD “Будущий солдат» Д.Трубачёв, В.Трубачёва

Родина. Отечество.


1




23.

«Мамины помощники»

CD «Аэробика. Е.Железнова»



Семья.


1




24.

«Мимозы»

CD Весёлая логоритмика» Е.Железнова

Мебель.


1




25.

«На диване»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Ремонт.


1




26.

«Пылесос»

Логоритмическая считалочка

Домашние помощники..


1




27.

«Маляр»


Логоритмическая считалочка

Ремонт.


1




28.

«Федора»

Логоритмическая считалочка

Сказка.


1




29.

«В гостях у сказки»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Сказка.


1




30.

«Курочка»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Домашние птицы.


1




31.

«Танец паучков»

CD «Весёлая логоритмика»


Насекомые.


1




32.

«Цветочек»

CD «Аэробика. Е.Железнова»

Цветы.


1




33.

«Пчёлки»

CDПальчиковые песенки-игры «Пять весёлых поросят» Е.Железнова.

Весна. Май. Насекомые.



1




34.

Итоговое логоритмическое занятие

Обобщение.


1





Планируемые результаты

(на конец 3 класса)

  • Сформированность знаний по лексическим темам.

  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

  • Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом школьников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

  • Улучшение результатов диагностик развития речи.

  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.

  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.























4 класс

Календарно-тематическое планирование (17 часов)

(учитель- логопед– 17 часов)


Тема занятия

Лексико-грамматическая тема

Дата

Количество занятий


1.

«У бабушки в деревне»


Дифференциация понятий «Овощи-фруты»; Расширение и активизация словаря по теме «Овощи-Фрукты».


1



2.

«Прогулка в осеннем лесу»

Закрепление знаний детей о признаках осени; Расширение и активизация словаря по теме «Осень», «Грибы», «Ягоды», «Деревья».


1



3.

«Перелётные птицы»


Расширение и активизация словаря по теме «Птицы»; Формирование лексико-грамматических категорий.


1



4

«Наташа-растеряша»

Дифференциация понятий «Одежда-Обувь»; Расширение и активизация словаря по теме «Одежда-Обувь»; Развитие навыков словообразования.


1



5.

«Зимние забавы»

Закрепление знаний детей о признаках зимы; Расширение и активизация словаря по теме «Зима Зимние забавы»; Развитие связной речи.


1



6.

«Зимующие птицы»


Расширение и активизация словаря по теме «Перелётный птицы»; Развитие памяти, внимания; Развитие навыков словообразования.


1



7.

«Дикие животные»

Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные и их детёныши»; Формирование лексико-грамматических категорий.


1



8.

«Путешествие по городу»


Расширение и активизация словаря по теме «Транспорт»; Развитие ориентировки в пространстве; использование предложно-падежных конструкций и приставочных глаголов.


1



9.

«Весна-красна»

Закрепление знаний детей о признаках весны; Расширение и активизация словаря по теме «Весна»; Развитие связной речи.


1



10.

«Встреча с Федорой»

Расширение и активизация словаря по теме «Посуда»; Развитие навыков словообразования;

Развитие связной речи.


1



11.

«Путешествие в Простоквашино»


Расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детёныши»; Развитие навыков словообразования;

Дифференциация понятий

«Дикие животные» -«Домашние животные».


1



12.

«Три поросёнка»

Эмоционально откликаться на характер музыкальных произведений, посредством сказочных героев.


1



13.

«Красная горка»


Развитие речевых, двигательных и ритмических способностей, привить любовь к народному фольклору.


1



14.

«Крокодил Гена»


Развитие творческих способностей, формировать певческие навыки, развивать чувство ритма, согласовывать движения и пение,  развивать дыхание, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание.


1



15.

«Путешествие в лес»

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, воспитывать слушательскую культуру, совершенствовать вокальные навыки, активизировать действия детей, расширять словарный запас.


1



16.

«Летние нотки»


Закрепить названия летних месяцев по народному кален­дарю, определив их характерные признаки; через систему творческих заданий развивать музыкальные способности, формировать у детей оце­ночное отношение к произведениям искусства.


1



17.

Итоговое логоритмическое занятие

Обобщение.


1





Планируемые результаты

(на конец 4 класса)

  • Сформированность знаний по лексическим темам.

  • Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

  • Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

  • Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

  • Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

  • Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом школьников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

  • Улучшение результатов диагностик развития речи.

  • Воспитание бережного отношения к природе, животным.

  • Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.



Заключение



Модернизация современного образования диктует новые требования к работе специалистов в образовательном учреждении. Только в системной деятельности всех участников образовательного процесса возможна реализация основных целей инклюзивного образования.

Инклюзия в образовании – это ступень инклюзии в обществе. Развитие инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом.

Только желание совместными усилиями помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в обществе станет отправной точкой работы в этом направлении.

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется  развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у  обучающихся жизненно важных компетенций, готовя детей к активной жизни в семье и социуме.  

Составленная адаптированная программа логопедического сопровождения детей с тяжёлыми речевыми нарушениями используется мной на логопедических занятиях и даёт положительные результаты. Логоритмические занятия позволяют детям реализовать свои творческие возможности, развивают речь и коммуникативные умения, способствуют положительному эмоциональному настрою обучающихся.





Учебно-методическое обеспечение программы


  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;

  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;

  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;

  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2009;

  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;

  • Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;

  • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;

  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;

  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;

  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;

  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н.

Для осуществления образовательного процесса по курсу «Логоритмика» необходимы следующие принадлежности:

  • Наличие карточек с играми и заданиями.

  • Наличие текстов песен для работы на занятиях.

  • Подборка видеофрагментов.

  • Компьютер.

  • Музыкальные инструменты (пианино, ложки, погремушки).

  • Зеркала, массажные шарики.












































ав


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Логопедическое сопровождение обучающихся с ТНР

Автор: Ирина Александровна Павлова

Дата: 14.12.2021

Номер свидетельства: 594729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства