Просмотр содержимого документа
«Содержание и формы работы классного руководителя с родителями»
Содержание и формы работы классного руководителя с родителями
«Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».
А. С.Макаренко.
Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся разных классов, хорошо представляют себе формирующую роль семьи. Это позволяет им предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Педагоги выбирают направления и формы работы с родителями. Работа педагогического коллектива с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, лекции, конференции, посещение семей, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся, а также совместные классные праздники.Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении вшколе. Психолого-педагогическое просвещение родителей включает такие формы работы с семьёй, как
- родительские университеты; - конференции; - индивидуальные и тематические консультации; - родительские собрания, и другие.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
- дни открытых дверей; - открытые уроки и внеклассные мероприятия; - помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:
- участие родителей класса в работе совета школы; - участие родителей класса в работе родительского комитета; - участие в работе общественного совета содействия семье и школе.
Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание. Успех работы учителя с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Большую помощь в работе с родителями учителю оказывает родительский комитет, который тоже выбирается на первом собрании и сохраняется на весь период обучения детей. Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма систематического устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог. Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций.
Часто используют педагоги в работе с коллективом родителей такую форму как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», праздники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники. Классные руководители постоянно используют еще одну форму работы с коллективом родителей - помощь родителей в подготовке и проведении традиционных школьных праздников (календарные праздники, праздник « Последнего звонка»,«Выпускные вечера» и.т.д).
Индивидуальная работа с родителями ведется через беседы, тематические консультации и посещение ученика на дому. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого учитель старается вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время провождении в семье и лишь потом обсуждает причину своего прихода.
Анкетирование и беседы с родителями позволят составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы работаем. Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: помочь родителям в повышении их педагогической культуры; подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене; развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе; способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.
Основные формы работы с родителями:
-родительские собрания -1 – 2 раза в четверть;
-индивидуальные беседы – по мере необходимости;
-консультации (индивидуальные и по группам) – 1 раз в неделю;
-организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть;
-привлечение родителей к проведению праздников;
-привлечение родителей к организации экскурсий;
-привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете;
-организация работы классного родительского комитета;
-организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета;
-поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы;
Залогом успешной работы педагогов и родителей является и многообразие применяемых форм и методов психолого-педагогического сопровождения: консилиум, деловая игра, тренинги, лекции, научно-практические семинары, дискуссии.
Лекция как устное изложение материала по своей форме достаточно близка многим. Несмотря на кажущуюся простоту проведения, при лекционной форме подачи материала желательно использовать приёмы, привлекающие внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики.
Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими специалистами: психолог и педагог, психолог и учителя-предметники. Во время бинарной лекции у родителей есть возможность сравнивать позиции разных специалистов и определять своё отношение к обсуждаемой проблеме.
В ходе деловой игры родители сами формулируют конечный итог, привнося в него собственное субъективное отношение. Главное правило игры – уметь с уважением выслушать собеседника, присоединиться к его мнению или корректно высказать альтернативное решение. Во время проведения таких собраний важную роль играет расположение родителей в аудитории. Как правило, они рассаживаются группами 5 – 6 человек (когда необходима работа в группах) или сидят как обычно, за партами, высказывая своё мнение (когда работают парами или четвёрками). Ведущему собрание необходимо продумать место для каждого родителя с целью более эффективной работы.
Темы собраний формулируются по результатам анкетирования родителей или их устным заявкам, по каким-либо конкретным ситуациям класса или школы и рекомендациям психолога.
Примерная тематика консультаций для родителей.
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей воспитании.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Вредные привычки. Как с ними бороться.
Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации проводить индивидуальные беседы с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараться делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.
К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания. Поэтому в разделе функциональных обязанностей классного руководителя проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.
В нашей школе проводятся:
- организационные; - текущие или тематические; - итоговые; - общешкольные и классные родительские собрания.
При подготовке классного родительского собрания опираемся на следующие правила:
1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. 3. План проведения собрания должен быть известен родителям. 4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
При подготовке и проведении родительских собраний можно проводить анкетирование, как среди учащихся, так и среди родителей, например, в анкете для детей прошу ответить их на вопросы:
-как в твоей семье отдыхают,
-назови любимый семейный праздник,
-знают ли родители твоих друзей и др.
Провожу тестирование, в тесте для родителей «Правильна ли ваша позиция по отношению к детям» задаю такие, например, вопросы:
-ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу, где идут мультфильмы, что вы делаете,
-как вы строите свои отношения с детьми, и др.
Также предлагаю родителям памятки об искусстве воспитания.
Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного (экскурсии, вылазки на природу, мероприятия на воспитательные темы) плана. Вовлекая родителей в учебно-воспитательный процесс, привлекаю их к проведению классных часов. Эти классные часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Я, как классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения бывают самыми разнообразными - это бывают и грамоты, благодарственные письма, и.т.д.
Таким образом, формы работы классного руководителя по просвещению родителей разнообразны. «Воспитание детей – это важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, - наша вина перед другими людьми». А.С.Макаренко