"Содержание, пути, формы и методы эстетического воспитания" (для педагогических чтений)
"Содержание, пути, формы и методы эстетического воспитания" (для педагогических чтений)
Содержание эстетического воспитания, ориентированного на формирование эстетической культуры школьников, предполагает развитие у школьников способности воспринимать в природе, в труде, в произведениях искусства, окружающей действительности, поведении людей, которые желают наслаждаться этим прекрасным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Содержание, пути, формы и методы эстетического воспитания" (для педагогических чтений)»
Содержание, пути, формы и методы эстетического воспитания.
Содержание эстетического воспитания, ориентированного на формирование эстетической культуры школьников, предполагает развитие у школьников способности воспринимать в природе, в труде, в произведениях искусства, окружающей действительности, поведении людей, которые желают наслаждаться этим прекрасным.
Структурными компонентами эстетического воспитания является эстетическое восприятие, эстетическое отношение, эстетическое чувство, эстетическое суждение, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическая деятельность. Они определяются умственной, нравственной, эмоциональной, духовной деятельностью человека и вызывают существенные изменения в ее мировосприятии, убеждениях, поведении, способствуют эстетической деятельности личности, развития ее творческих сил и способностей в соответствии с объективными законами развития красоты.
Эстетическое восприятие является начальным моментом в формировании эстетического отношения к действительности, то есть первоначальным познанием явлений. Выражается оно в общей наблюдательности, в способности замечать прекрасное и обращать на него внимание. Что именно воспринимается и как - определяется личностными особенностями школьника. Тонкая поэтическая натура по-особому видит мир.
Хотя эстетические впечатления возникают только в результате непосредственного контакта человека со значимыми объектами, опыт показывает, что этого еще не достаточно: видеть просто окружающее и видеть его красоту - вещи разные.
Характер восприятия зависит от того, что мы выделяем в восприятии и как, в каком направлении его осмысливаем. Поэтому важное настройки на выявление и фиксацию именно эстетических признаков, на восприятие с целью оценить эстетично.
Эстетическое восприятие неразрывно связано с эстетическими чувствами, которые возникают в процессе восприятия прекрасного и отражают отношение человека к прекрасному.
Эстетические чувства выражаются в волнении человека, сладости. Это достаточно сложное явление, которое отражает богатство индивидуального духовной жизни личности. Эстетическое наслаждение побуждает человека ходить в театр, слушать концерты, посещать картинную галерею. Где нет эстетического наслаждения, там нет и художественного восприятия, а является лишь ознакомления, наблюдения.
Поэтому эстетические чувства, эстетическое наслаждение несет в себе огромную силу воздействия на личность.
Школьники должны не только воспринимать прекрасное, но и понимать, оценивать произведения искусства, поступки людей и др. , То есть необходимо формировать эстетическое суждение. В процессе оценки происходит сравнение воспринятого ранее уже оцененными предметами или с эталонными образами, которые отложились в вкусах детей как представление о том, какими должны быть отдельные стороны жизни, для того чтобы удовлетворять их эстетическую потребность в совершенстве.
Начиная с робких и часто необоснованных "хорошо", "плохо", "нравится", "не нравится", оценки постепенно приобретают более определенный характер, что позволяет говорить о способности человека правильно понимать и оценивать прекрасное.
Наиболее полная и законченная форма эстетического суждения проявляется в эстетическом идеале - основному образцу, с позиции которого человек оценивает окружающую действительность, людей, их поступки. Эстетический идеал отражает представления человека о красоте, то есть это цель, к достижению которой стремится человек, и вместе с тем это основной критерий, с позиции которого оценивается окружающая действительность, личность человека, его поведение, поступки.
На базе конкретных эстетических знаний восприятия, чувства, идеалов, суждений и понятий формируется эстетический вкус, под которым понимаем устойчивое эмоционально-оценочное отношение человека к прекрасному, что носит избирательный характер. В соответствии с особенностями развития и воспитания у каждого человека вырабатывается свой личный вкус в той или иной области.
Если предмет не оставляет ребенка равнодушным, его эмоциональное отношение переходит в активно-действенное отношение, стремление сохранить то, что нравится, умножить красоту, передать ее другим (нарисовать, описать в стихах, сочинить сказку и т.д.). Так появляется эстетическая деятельность. В ее результатах эстетическое отношение к миру находит свое предметное воплощение, свою материализацию. Созданные по законам красоты предметы являются важным показателем уровня эстетического развития, эстетической культуры человека.
Поэтому эстетическая деятельность - важный компонент содержания эстетической культуры личности.
Пути и формы эстетического воспитания школьников
Выделим наиболее существенные направления эстетического воспитания:
1. Овладение эстетическими знаниями в процессе изучения учебных предметов. Особая нагрузка лежит на предметах художественного цикла: музыке, живописи, литературе.
Конечно, предметы художественного цикла в этом плане не равноценны. Особое значение в эстетическом воспитании младших школьников принадлежит урокам художественной литературы (чтение) - как по отведенным на них времени, так и по влиянию на общее развитие детей. Слово - наиболее понятный способ выражения идей художника (в отличие от звуков, красок и т.д.), что делает литературу найдуховнишим универсальным видом искусства.
Украинские писатели Б. Гринченко, М. Коцюбинский, Елена Пилка, Леся Украинка, Франко считали художественную литературу одним из самых эффективных средств эстетического воспитания детей.
Так, М. Коцюбинский отмечал, что детей необходимо воспитывать, прежде всего, с помощью лучших художественных произведений украинской классики и детского фольклора.
Б. Гринченко считал народные сказки и рассказы богатейшим дидактическим материалом для умственного и эстетического развития детей. Работая учителем, он знакомил своих воспитанников с произведениями живописи и художественной литературы, разучивал и пел с ними украинские народные песни.
Понимая, что художественное творчество способна выступать важным фактором эстетического воспитания молодежи, Франко писал, что в этом процессе должны формироваться эстетические вкусы и чувства воспитанников, проявляться и развиваться их способности.
Художественная литература, по И.Франко, должна прежде всего учить читателя распознавать прекрасное, возвышенное и безобразное, трагическое и комическое, добро и зло на земле. Задача художественной литературы - влиять как "на ум и убеждения, так и на чувства, указывать в самом корне добрые и злые стороны существующего порядка" и воспитывать людей, "готовых служить всей силой для пиддержання добрых и устранения злых сторон жизни".
Особое значение для эстетического воспитания имеет такой жанр литературы, как поэзия. Именно поэзия, "присущими ей способами затрагивает все наши замыслы, расшевеливает все наши высшие духовные силы, розбуркуе чувств.
В родном языке, устном народном творчестве И. Франко видел мощное средство обучения и воспитания подрастающего поколения.
Леся Украинка уделяла очень большое внимание проблеме детской литературы, считая ее действенным средством воспитания. С помощью стихов и сказок писательница пыталась "научить детей видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красочность, богатство жизни" [35, c.76]. Многие из произведений Леси Украинский ни были написаны специально для детей, но могут использоваться для детского чтения с целью формирования эстетических вкусов и чувств детей.
Среди различных видов искусства особая воспитательная роль принадлежит музыкальному воспитанию, которое вводит детей в мир музыкального искусства, знакомит с музыкальной культурой разных народов, способствует обогащению индивида знаниями законов музыкального искусства, необходимыми для понимания его сущности, формированию вкуса, музыкальных способностей, выработке навыков и умений , которые позволят школьникам быть активными слушателями, умелыми исполнителями. Касаясь эмоциональной сферы человека, музыка влияет на формирование его моральных и эстетических вкусов и идеалов.
Так, К. Стеценко считал, что музыка - "один из самых весомых средств эстетического воспитания детей, потому что она, как ничто другое, способна облагородить человека, развить в ней благородные порывы, повлиять на психику и настроение» [17 c.63].
Предпочтение музыки над другими видами искусства Ващенко видел в том, что она, в отличие от живописи, скульптуры и литературы, воздействует на чувства человека непосредственно [8, c.37].
Значимость в эстетическом развитии детей таких видов музыкальной деятельности, как пение и слушание музыки, подчеркивал исследователь украинского фольклора и музыкальных игр, автор оригинальной методики эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста В.Верховинець [9].
Украинский композитор, педагог К. Стеценко одной из главных задач музыкального воспитания детей считал возбуждения в них "желание красоты, которая заключается в большой казны украинского народного творчества" [31, c.38], поэтому, как и М.Леонтович наибольшую роль отводил народной песни, подчеркивая, что она имеет большое влияние на развитие духовности и музыкальных способностей, эстетических чувств и вкусов.
Изобразительное искусство играет не менее значимую роль в эстетическом развитии детей младшего школьного возраста. Оно позволяет не только знакомить школьников со специфическим видом искусства, которое имеет свои средства, свой язык, расширяя тем самым знания и представления об искусстве, но и включать учащихся в художественную деятельность с учетом возраста детей и особенностей развития их личности. Практическая деятельность сочетает традиционную работу на плоскости (рисование) с навыками объемно-пространственного изображения и художественной ориентации среды (лепка, художественное конструирование, архитектура).
Знакомство с произведениями изобразительного искусства историк, исследователь и педагог М.Ф.Даденков считал необходимым этапом подготовки ребенка к изобразительной деятельности. В своей научной статье "Эстетическое воспитание" он утверждал, что дети способны тонко чувствовать настроение художественных картин. Цель занятий по изобразительному искусству, подчеркивал педагог, должна заключаться в том, чтобы "научить детей любоваться произведениями живописи, а также раскрывать перед ними законы построения изображения предметов и явлений».
М.Ф.Даденков подчеркивал целесообразность использования в учебно-воспитательном процессе пейзажей, которые передают красоту природы родного края и тому подобное.
Ф.И.Шмит подчеркивал, что "рисование - это некая присущая всем детям потребность", поэтому учить рисовать по его мнению необходимо не только одаренных детей, "которые в дальнейшем могут стать профессиональными художниками", а по возможности, всех.
Особое место в системе эстетического воспитания занимает Украинская народоведение, которое позволяет знакомить школьников с духовным достоянием народа: песней, сказкой, изобразительным искусством, фольклором, изделиями народных умельцев, обрядами, обычаями.
Так, "Мощным фактором художественно-эстетического воспитания" и "первым фактором пробуждения художественного чувства у детей" С.Ф.Русова считала национальным искусство. Она указывала, что ребенка необходимо воспитывать на "родном материале красоты, ума, эстетики, возрастной творчества", который "лучше принимается в душе ребенка, потому что он прост в своей красоте, легче будит ее собственные творческие силы, ибо говорит ей ... линиями орнамента, мелодиями песен, красками, движениями ". Педагог подчеркивала, что "музицирования на различных инструментах, особенно на народных, мир звуков и ритмов, игры, инсценировки, различные виды творческой работы, рисования, а также сочетание их в определенную систему занятий - все это способствует развитию, приносит удовольствие ребенку, воспитывает художественный талант ". Определяя воспитательную ценность народного изобразительного искусства, она замечала, что "украинские вышивки, керамика, орнамент привлекают детей гармонией линий, красок, форм, вдохновляют на творчество, вызывают желание вышивать, рисовать, лепить, строить".
2. Большие возможности для формирования эстетической культуры школьников имеет организация факультативов.
В некоторых школах факультативно введен курс "Мировая художественная культура", в котором изучаются вопросы литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, киноискусства. При этом программа предусматривает синхронное определения указанных направлений, дает возможность устанавливать связи между предметами гуманитарного цикла, определять роль, место украинского искусства в мировом пространстве.
3. Эстетическое воспитание во внеклассной и внешкольной работе.
Основные задачи внеклассной и внешкольной работы - это: а) привлечение школьников к прекрасному; б) ознакомление их с произведениями искусства; в) организация эстетической деятельности детей.
Одни формы работы охватывают большие группы учеников, другие - удовлетворяют их индивидуальные запросы, склонности, интересы: искусствоведческие кружки любителей живописи, музыки, литературы и др .; лектории, классы любителей искусства, школьные кукольные театры, драматические кружки; олимпиады, конкурсы, выставки, обзоры талантов; организация и функционирование малых художественных музеев.
Одни формы тесно связаны с учебными предметами, углубляют и распространяют эстетическую подготовку учащихся, другие же формы являются новыми: календарные украинские праздники, различные ярмарки, "казацкие соревнования" и другие.
4. Большие возможности влияния на формирование эстетической культуры школьников имеет семья, но, к сожалению, на базе искусства явно недостаточно общения детей и родителей в современных условиях жизни общества.
5. Побуждение школьников к эстетическому самовоспитания.
Исходя из вышесказанного эстетическое воспитание школьников может осуществляться через такие средства, как произведения искусства, художественная литература, фольклор, природа, красота окружающего мира и быта, участие человека в различных видах деятельности.
О методах воспитания, следует учитывать факторы, которые определяют их выбор. Отметим существенные из них:
1) Педагогическое обоснованное сопоставление методов воспитания, используемые в целях, задачами, содержанием, принципами воспитания, особому принципу учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Кто хорошо изучил ребенка, может решать как ее воспитывать.
2) Применение в единстве методов формирования сознания, формирование опыта, общественного поведения, стимулирования деятельности и коррекции поведения, самовоспитания.
3) Учет своеобразия педагогических ситуаций.
4) Анализ влияния на личность методов, которые уже применялись.
5) Особенность воспитателя, его педагогическая рефлексия, которая предполагает осознание мотивов своих действий, умение выделять личные трудности школьника; способность поставить себя на место другого, увидеть то, что происходит, глазами детей, адекватно оценить результаты работы.
6) Обеспечение перехода методов воспитания в методы самовоспитания.
В.Т.Рогожкин выделяет группу методов воспитания чувств. Среди них автор называет методы: 1) специального сопротивления на эмоциональность содержания, нахождение в нем духовно близкого, существенно важного, родного для школьника с целью возбуждения и развития у него нравственных чувств; 2) воздействие на чувства школьника путем выразительности изложения, речь, мимики, жестов педагога; 3) привлечение школьников к активной учебной и внеклассной деятельности, обеспечивает переживания, радость познания, творчества, творения; 4) воздействие на чувства школьников эмоциональностью обстановки; 5) воздействие на чувства школьников эмоциональностью отношений между ними, учителями, родителями, окружающими людьми; 6) возбуждение чувств физическим воздействием на ребенка (тактильный метод).