Большую часть нашего языка составляет сленг, который играет значительную и важную роль при изучения языка. Наиболее интересным для изучения считается молодежный слег, как наиболее динамично и постоянно развивающаяся лексика. Молодежь во все времена противопоставляла себя остальному миру. Помимо этого, конкуренция, которая бытует среди субкультур наиболее четко показывает самовыражение молодых людей. Жаргон употребленный в необычных стилях речевого общения, присущих для молодежи, приобретает жизненность в силу разного ряда причин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Балыков Вячеслав Витальевич, студент факультета Иностранных языков Педагогического института НИУ»БелГУ» Н. рук.: д.ф.н., проф. Седых А.П.
Большую часть нашего языка составляет сленг, который играет значительную и важную роль при изучения языка. Наиболее интересным для изучения считается молодежный слег, как наиболее динамично и постоянно развивающаяся лексика. Молодежь во все времена противопоставляла себя остальному миру. Помимо этого, конкуренция, которая бытует среди субкультур наиболее четко показывает самовыражение молодых людей. Жаргон употребленный в необычных стилях речевого общения, присущих для молодежи, приобретает жизненность в силу разного ряда причин. Помимо имеющегося для молодежи влечения к оригинальности речевого выражения, тяги выделиться, сленг может выступать в качестве знака протеста на противоречия в обществе и жизненные проблемы, а также в качестве некого признака возможной агрессивности, готовности к открытому столкновению. «Конкуренция» среди представителей разных общественно-социальных групп, сопровождается борьбой языковых стилей и форм общения. Такое межгрупповое общение создают «новый» непохожий на остальные язык. Свое развитие и появление жаргон получает в средневековой Европе, когда у рабочего коллектива, ввиду растущей конкуренции, появляется проблема защиты тех или иных производственных знаний, умения и технологий. Все это привело к появлению так называемого «закодированного» языка- арго.
Слово «арго» произошло от фр. “argot” – речь определенных, замкнутых групп, которая создается с целью языкового обособления. Это в основном особая или своеобразно усвоенная общеупотребительная лексика. Термин «жаргон» пришел к нам из французского языка, а «сленг» – из английского. Во французской лингвистике термин «жаргон» зачастую толкуется как неправильный, искаженный или искусственно изобретенный язык, понятный только членам конкретной группировки. В современной лингвистике не существует единого мнения по определению и соотношению понятий «жаргон» и «сленг».
В русском языкознании, наиболее часто, приводится определение сленга, данное В.А. Хомяковым: «Сленг – это относительно устойчивый для определенного периода, широко употребительный, стилистически маркированный (сниженный) лексический пласт, компонент экспрессивного просторечия, входящего в литературный язык, весьма неоднородный по своим истокам, степени приближения к литературному стандарту, обладающий пейоративной экспрессией» Сленг молодых людей является разновидностью жаргона. Молодежный сленг включает в себя сленг учащейся молодежи (школьники, студенты); сленг солдат и матросов срочной службы; сленг неформальных объединений (хиппи, панков, металлистов, фанатов); сленг молодых людей, объединенных общими интересами (спортивными, компьютерными и так далее). [2, с.47]
Выделяют несколько причин использования молодежного сленга. Первое связанно с тягой собеседников общаться друг с другом, оставаясь при этом непонятыми для посторонних. Второй, значительной причиной, является тенденция к речевой выразительности, которую трудно достигнуть, используя только литературный язык. Третьей причиной становится возрастающий темп жизни, за которым представители старшего поколения не всегда успевают. Повсеместное появление электронной техники, интернета, сотовых телефонов, социальных сетей -способствует тому, что в языке подростков все чаще встречаются все более простые конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать свою мысль, что зачастую вызывает критику со стороны более консервативно настроенной части взрослого населения.
В последнее время изучение сленга все больше интересует филологов. Проблема изучения понятия «сленг», разновидности и особенности его развития, являются объектом исследования известных филологов и лингвистов таких как: Л.И.Скворцова, Т.Г.Никитиной, В.С. Елистратова, Л.П.Крысина, А.И. Марочкина, В.В.Лопатина, В.Г. Костомарова, М.А Грачева.
В настоящее время молодежных сленг все сильнее входит в речь школьников, и появляется даже в речи младших школьников. Сленг школьников непосредственно связан с лексикой молодежного сленга. Сленг школьников является некой разновидностью молодежного. Опираясь на молодежный сленг в целом, сленг школьника является его составляющей частью, которая живет и развивается по законам, общим для всей системы. Но при этом школьных сленг имеет и свои особенности.
Без условно школьный сленг нужно рассматривать в рамках молодежного, но он более узкий и не выходит, в основном, за рамки школы.
Носителями такого «нового» языка являются непосредственно младшее населения-школьники. Главными носителями сленга в школьной среде являются учащиеся от 10 до 17 лет. Это представители среднего и старшего школьного возраста, так как, по нашим наблюдениям, учащиеся начальной школы на уроках и на переменах сленгом пользуются реже. Школьный сленг и сфера школы представлены несколькими группами:
Еще одной особенностью распространения сленга в школьной среде является потребность школьников в самовыражении и встречном понимании.
Школьный сленг выполняет много различных функций. Во-первых, сленг выступает как средство общения; во-вторых, придание речи экспрессивности, юмористического характера; в-третьих, выполняет функцию противопоставления. Школьный сленг противопоставляет себя старшему поколению, обыденности и официозу. Школьный сленг призван внести в привычный уклад жизни элемент шока. Сленг бросает вызов благополучному обществу и неприятию его норм, образа жизни.
Источником формирования школьного сленга является общенародная лексика (камчатка – «задние парты», букварь – «ученик первого класса»), иностранный язык (чувак – «парень», герла – «девушка»), арготическая лексика ( шмон – «проверка дневников и тетрадей», базарить – «разбираться»). Новым источником в 90 - е года ХХ века компьютерный сленг (глючить – «зависать, сбой компьютерной программы», инет – «интернет») и сленг наркомана (беспонтовый – «плохой, некачественный», кайф – «удовольствие»). [7, с.85]
Как бы не было печально, но, необходимо отметить, что речь школьников стала более криминализирована. Положение может исправить ежедневная, кропотливая работа учителей – словесников. Необходимо объяснять, что такое сленг, и в какой ситуации уместно им пользоваться. Мы должны понимать, что русский язык нуждается в поддержке, и мы обязаны, бережно относится к нему. Употребляя сленг, надо помнить, о литературных нормах языка и использовать их в письменной и устной речи.
Изучение и сравнение сленга с другими формами современного русского языков приводит к выводу, что молодежный сленг - это не вредный паразитический нарост на теле языка, который "иссушает, загрязняет и вульгаризирует устную речь" того, кто им пользуется, а органическая и, в какой-то мере, по-видимому, необходимая часть этой системы.
Библиография
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов/ О.С. Ахманова. -М.: Советская энциклопедия.- 1966.- с. 419
2. Береговская Э.М. «Молодежный сленг: формирование и функционирование»/ Э.Ю. Береговская //Вопросы языкознания.- 1996.- №3.- с.46-52
3. Большая советская энциклопедия, М.: Советская энциклопедия - 1976.- Т.23.- с. 638 Т.23
4. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи./ Е.Г. Борисова// Русский язык в школе. – 1987. - № 3. – с.86-88
5. Борисова Е.Г. Современный молодежный жаргон/Е.Г. Борисова // Русская речь. - 1980.- № 5.- с. 56-59