Актуальность темы: активное использование сленга в речи учащихся во все времена, повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.
Проблема: засилье сленговых выражений в речи подростков. Оказалось, что сленг стал неотьемлимой частью общения школьников в конце прошлого 20 века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный и подростковый сленг »
Школьный и подростковый сленг
Выполнили
учащиеся СШ № 5 с ПМЦ
Вальтер Диана
Ушкемпирова Карина
Руководитель:учитель русского языка и литературы Богословская Ольга Анатольевна
План :
Глава 1. Имитационное представление проекта
Глава 2. Школьный сленг в Х1Х и ХХ веках
2.1. Немного из истории о сленге из художественной литературы и жизни 19 века.
Глава 3. Современный школьный сленг. Источники пополнения.
Глава 4. Заключение. «Чем объясняется тяга молодёжи к употреблению сленговых слов и выражений»
Приложение. Словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге учащихся СШ№ 5 с ПМЦ
Великий баснописец Древней Греции Эзоп говорил: «А что может быть на свете лучше языка? При помощи него строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и познаём знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Но также он говорил: «А что может быть на свете хуже языка?! Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Последствием языка можно лицемерить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, вызывать войну, он приказывает разрушать города и государства, может вносить в нашу жизнь добро и зло. Так может ли быть что-то хуже языка?!»
Актуальность темы:
активное использование сленга в речи учащихся школы во все времена,
повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.
Проблема:
засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения школьников в конце прошлого 20 века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.
Цель работы:
изучить и сравнить особенности речи современных школьников, в частности учащихся школы, и их родителей в годы обучения в школе с точки зрения как количественного, так и качественного использования сленга.
Объект исследования – языковая среда учащихся и их родителей
Задачи:
1.Познакомиться с литературой о сленге как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке сленга;
2.Провести анкетирование учащихся школы и их родителей;
3.Собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы, а также сленг родителей в школьные годы;
4.Сравнить и сопоставить речь современных подростков с речью (сленгом) родителей, т.е. школьников 80-90 годов 20века;
5. Определить место сленга в речи учащихся школы.
Методы:
анкетирование,
системный,
Социолингви-
стический,
статистический
Новизна работы:
выявление сходства и
различия употребления в лексике школьников и их родителей сленговых выражений , понимание сленга родителями.
Практическая значимость работы :
материал может быть использован на факультативах по русскому языку,
в классах с углубленным изучением,
на классных часах ,
на уроках русского языка при изу- чении темы «Лексика».
Определение сленга
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
При работе над разделом «Школьный сленг XIX–XX веков» пришлось обратиться к художественной литературе, а также к устным воспоминаниям старших со
временников (в частности, наших родителей). В сборе материала о сегодняшнем школьном сленге нам помогали наши учителя, одноклассники и знакомые. Некоторые материалы взяты нами из интернетовского сайта http://www.referats.ru/
О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова.
Например, свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров.
Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина?
И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов?
Мы этого уже никогда не узнаем.
Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии и т.п.
В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции – заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху – быть наказанным.
Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского.
Приведем лишь несколько примеров. Отправлять за ворота – исключать из училища; майские – розги; титулка – аттестат; гляделы – глаза;
лупетка – лицо
Школьный сленг старшеклассников заметно обогатился и обновился в конце 50-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха – парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять, лажа – ерунда, вранье и т.п.
Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90- 2000 -е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается .
Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):
а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике
Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.
Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.
Еж – глупый, непонятливый человек, иногда лох, т.е. простофиля, жертва обмана. Липа, липовый – ненастоящий, подложный. Справка-то у тебя о болезни липовая.
Перец – парень, мужчина. Смотри, какой перец пошел.
Тормоз (глагол тормозить) – человек, который медленно соображает.
Новые переносные значения технических терминов
Клон (от клонировать), то же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон?
Мобила (от мобильный) – телефон, связь.
Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.
Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит .
Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут домашки, сменка, училка, физ-ра, лит-ра, матем и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. В каждой школе есть свои, особые выражения.
Мы провели опрос среди школьников и учителей на тему «Чем объясняется тяга молодежи к употреблению сленговых слов и выражений?» И около 30 респондентов из 50 опрошенных ответили, что
1.Школьники заявили, что первая причина: Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной и современной. Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге лучше: Я просто тащусь от этой песни!
Учителя не только русского языка: Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов, и прочих.
Мы составили словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге в нашей школе.
Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем "своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка из произведения И.Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая обходилась 30 междометиями. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире – в сортире будем мочить их», – сказал о террористах Президент Российской Федерации В.В. Путин. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык? Это неотъемлемая часть нашей речи. Это не ответ, а скорее открытый вопрос.