kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьный и подростковый сленг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы: активное использование сленга в речи учащихся во все времена, повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.

Проблема: засилье сленговых выражений в речи подростков. Оказалось, что сленг стал неотьемлимой частью общения школьников в конце прошлого 20 века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьный и подростковый сленг »

Школьный и подростковый сленг Выполнили учащиеся СШ № 5 с ПМЦ Вальтер Диана Ушкемпирова Карина Руководитель:учитель русского языка и литературы Богословская Ольга Анатольевна

Школьный и подростковый сленг

Выполнили

учащиеся СШ № 5 с ПМЦ

Вальтер Диана

Ушкемпирова Карина

Руководитель:учитель русского языка и литературы Богословская Ольга Анатольевна

План :

План :

  • Глава 1. Имитационное представление проекта
  • Глава 2. Школьный сленг в Х1Х и ХХ веках
  • 2.1. Немного из истории о сленге из художественной литературы и жизни 19 века.
  • Глава 3. Современный школьный сленг. Источники пополнения.
  • Глава 4. Заключение. «Чем объясняется тяга молодёжи к употреблению сленговых слов и выражений»
  • Приложение. Словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге учащихся СШ№ 5 с ПМЦ
Великий баснописец Древней Греции Эзоп говорил: «А что может быть на свете лучше языка? При помощи него строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и познаём знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Но также он говорил: «А что может быть на свете хуже языка?! Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Последствием языка можно лицемерить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, вызывать войну, он приказывает разрушать города и государства, может вносить в нашу жизнь добро и зло. Так может ли быть что-то хуже языка?!»

Великий баснописец Древней Греции Эзоп говорил: «А что может быть на свете лучше языка? При помощи него строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и познаём знания. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Но также он говорил: «А что может быть на свете хуже языка?! Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга. Последствием языка можно лицемерить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, вызывать войну, он приказывает разрушать города и государства, может вносить в нашу жизнь добро и зло. Так может ли быть что-то хуже языка?!»

Актуальность темы: активное использование сленга в речи учащихся школы во все времена, повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.
  • Актуальность темы:
  • активное использование сленга в речи учащихся школы во все времена,
  • повышенный интерес школьников к сленгу как к кодифицированному языку.
Проблема:

Проблема:

  • засилье сленговых выражений в речи нынешних подростков. Оказалось, что сленг стал неотъемлемой частью общения школьников в конце прошлого 20 века, да и сейчас без него не могут обойтись учащиеся нашей школы.
Цель работы: изучить и сравнить особенности речи современных школьников, в частности учащихся школы, и их родителей в годы обучения в школе с точки зрения как количественного, так и качественного использования сленга.
  • Цель работы:
  • изучить и сравнить особенности речи современных школьников, в частности учащихся школы, и их родителей в годы обучения в школе с точки зрения как количественного, так и качественного использования сленга.
Объект исследования – языковая среда учащихся и их родителей

Объект исследования – языковая среда учащихся и их родителей

Задачи:

Задачи:

  • 1.Познакомиться с литературой о сленге как составной части молодёжного жаргона и выяснить научные подходы в трактовке сленга;
  • 2.Провести анкетирование учащихся школы и их родителей;
  • 3.Собрать и изучить сленговые выражения, употребляемые учащимися школы, а также сленг родителей в школьные годы;
  • 4.Сравнить и сопоставить речь современных подростков с речью (сленгом) родителей, т.е. школьников 80-90 годов 20века;
  • 5. Определить место сленга в речи учащихся школы.
Методы: анкетирование, системный, Социолингви-  стический,

Методы:

  • анкетирование,
  • системный,
  • Социолингви-

стический,

  • статистический
Новизна работы:  выявление сходства и  различия употребления в лексике школьников и их родителей сленговых выражений , понимание сленга родителями.

Новизна работы:

выявление сходства и

различия употребления в лексике школьников и их родителей сленговых выражений , понимание сленга родителями.

Практическая значимость работы : материал может быть использован на факультативах по русскому языку,  в классах с углубленным изучением, на классных часах , на уроках русского языка при изу- чении темы «Лексика».
  • Практическая значимость работы :
  • материал может быть использован на факультативах по русскому языку,
  • в классах с углубленным изучением,
  • на классных часах ,
  • на уроках русского языка при изу- чении темы «Лексика».
Определение сленга

Определение сленга

  • Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
При работе над разделом «Школьный сленг XIX–XX веков» пришлось обратиться к художественной литературе, а также к устным воспоминаниям старших со временников (в частности, наших родителей). В сборе материала о сегодняшнем школьном сленге нам помогали наши учителя, одноклассники и знакомые. Некоторые материалы взяты нами из интернетовского сайта http://www.referats.ru/

При работе над разделом «Школьный сленг XIX–XX веков» пришлось обратиться к художественной литературе, а также к устным воспоминаниям старших со

временников (в частности, наших родителей). В сборе материала о сегодняшнем школьном сленге нам помогали наши учителя, одноклассники и знакомые. Некоторые материалы взяты нами из интернетовского сайта http://www.referats.ru/

О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова. Например, свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров. Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов?  Мы этого уже никогда не узнаем.

О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем. Разве что отдельные слова.

Например, свистульки – так еще с петровских времен называли розги для школяров.

Школьный сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина?

И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов?

Мы этого уже никогда не узнаем.

Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии и т.п.

Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии и т.п.

В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции – заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху – быть наказанным.

В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: отправляться на кондиции – заниматься репетиторством, пробовать крупного гороху – быть наказанным.

Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского.  Приведем лишь несколько примеров. Отправлять за ворота – исключать из училища; майские – розги; титулка – аттестат; гляделы – глаза; лупетка – лицо

Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского.

Приведем лишь несколько примеров. Отправлять за ворота – исключать из училища; майские – розги; титулка – аттестат; гляделы – глаза;

лупетка – лицо

Школьный сленг старшеклассников заметно обогатился и обновился в конце 50-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха – парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять, лажа – ерунда, вранье и т.п.

Школьный сленг старшеклассников заметно обогатился и обновился в конце 50-х годов, когда появились так называемые стиляги. Вместе со своей особой модой (узкие брюки, клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве) стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов, частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха – парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять, лажа – ерунда, вранье и т.п.

Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90- 2000 -е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается .

Как и прежде, источниками пополнения школьного сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90- 2000 -е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается .

Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):  а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике  Обломиться – достаться случайно, по блату.  Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!  Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.

Вот некоторые примеры, объясняющие этимологию сленговых слов и выражений (из различных источников):

а) Новые переносные значения слов, принадлежащих к нейтральной лексике

Обломиться – достаться случайно, по блату.

Отстой – плохо, неудачно; отстойный – плохой. Отстойный у тебя прикид, братан!

Клевый – хороший, веселый. Клевая киношка, просто отпад.

Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.  Еж – глупый, непонятливый человек, иногда лох, т.е. простофиля, жертва обмана. Липа, липовый – ненастоящий, подложный. Справка-то у тебя о болезни липовая.  Перец – парень, мужчина. Смотри, какой перец пошел.  Тормоз (глагол тормозить) – человек, который медленно соображает.

Крутой – очень хороший, замечательный, иногда «сильный». Крутой мужик этот Чак Норрис.

Еж – глупый, непонятливый человек, иногда лох, т.е. простофиля, жертва обмана. Липа, липовый – ненастоящий, подложный. Справка-то у тебя о болезни липовая.

Перец – парень, мужчина. Смотри, какой перец пошел.

Тормоз (глагол тормозить) – человек, который медленно соображает.

Новые переносные значения технических терминов  Клон (от клонировать), то же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон?  Мобила (от мобильный) – телефон, связь.  Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.  Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит .

Новые переносные значения технических терминов

Клон (от клонировать), то же самое скан – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон?

Мобила (от мобильный) – телефон, связь.

Самса (от аббревиатуры SMS) – способ мобильной связи.

Глюк (глагол глючить) – ошибка, незавершенность в компьютерной программе. У меня принтер глючит .

Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут домашки, сменка, училка, физ-ра, лит-ра, матем и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. В каждой школе есть свои, особые выражения.

Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут домашки, сменка, училка, физ-ра, лит-ра, матем и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. В каждой школе есть свои, особые выражения.

Мы провели опрос среди школьников и учителей на тему «Чем объясняется тяга молодежи к употреблению сленговых слов и выражений?» И около 30 респондентов из 50 опрошенных ответили, что  1.Школьники заявили, что первая причина: Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной и современной. Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге лучше: Я просто тащусь от этой песни!

Мы провели опрос среди школьников и учителей на тему «Чем объясняется тяга молодежи к употреблению сленговых слов и выражений?» И около 30 респондентов из 50 опрошенных ответили, что

1.Школьники заявили, что первая причина: Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной и современной. Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге лучше: Я просто тащусь от этой песни!

Учителя не только русского языка: Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов, и прочих.

Учителя не только русского языка: Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов, и прочих.

Мы составили словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге в нашей школе.

Мы составили словарь наиболее употребляемых слов в подростковом сленге в нашей школе.

Б Бабки – деньги Библия – библиотека Без обид – не обижайся Батя (батяня) – отец Бразе – брат Бабло – деньги Бубен – голова Ботаник - отличник В Вау – выражение восторга, восхищения Валяй – делай Вопрос не по адресу – отказ от ответа на поставленный вопрос В натуре – по-настоящему В принципе – наверно Ден – Денис Дурдом Ромашка – сумасшедший дом Дискач – дискотека Детка – девочка Досвидос – до свидания Домашка – домашняя работа Е Ес –выражение восторга, радости Комп – компьютер Клава – клавиатура Колян – Коля Клёво – хорошо, замечательно, здорово Круто – современно, стильно Капец – конец Кент - друг Кореш – друг Корефан – друг Коробка – телевизор Крутяк – интересная весть, вещь, захватывающее событие Котя – кошка Колись – раскрой секрет Конфи – конфеты Контроша – контрольная работа Кликуха – кличка

Б

Бабки – деньги

Библия – библиотека

Без обид – не обижайся

Батя (батяня) – отец

Бразе – брат

Бабло – деньги

Бубен – голова

Ботаник - отличник

В

Вау – выражение восторга, восхищения

Валяй – делай

Вопрос не по адресу – отказ от ответа на

поставленный вопрос

В натуре – по-настоящему

В принципе – наверно

Ден – Денис

Дурдом Ромашка – сумасшедший дом

Дискач – дискотека

Детка – девочка

Досвидос – до свидания

Домашка – домашняя работа

Е

Ес –выражение восторга, радости

Комп – компьютер

Клава – клавиатура

Колян – Коля

Клёво – хорошо, замечательно, здорово

Круто – современно, стильно

Капец – конец

Кент - друг

Кореш – друг

Корефан – друг

Коробка – телевизор

Крутяк – интересная весть, вещь, захватывающее событие

Котя – кошка

Колись – раскрой секрет

Конфи – конфеты

Контроша – контрольная работа

Кликуха – кличка

Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем

Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем "своим", молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому

Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка из произведения И.Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая обходилась 30 междометиями. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.

Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка из произведения И.Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», которая обходилась 30 междометиями. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.

Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире – в сортире будем мочить их», – сказал о террористах Президент Российской Федерации В.В. Путин. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык? Это неотъемлемая часть нашей речи. Это не ответ, а скорее открытый вопрос.

Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. «Поймаем в сортире – в сортире будем мочить их», – сказал о террористах Президент Российской Федерации В.В. Путин. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык? Это неотъемлемая часть нашей речи. Это не ответ, а скорее открытый вопрос.

Выполнили

Выполнили

  • Вальтер Диана 9 класс
  • Ушкемпирова Карина 9 класс
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школьный и подростковый сленг

Автор: Богословская Ольга Анатольевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Проектная деятельность по риторике Молодежный школьный сленг. "
    ["seo_title"] => string(70) "proiektnaia-dieiatiel-nost-po-ritorikie-molodiezhnyi-shkol-nyi-sliengh"
    ["file_id"] => string(6) "122386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414234901"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Родительское собрание в о 2 классе " Садимся за уроки""
    ["seo_title"] => string(51) "roditelskoe_sobranie_v_o_2_klasse_sadimsia_za_uroki"
    ["file_id"] => string(6) "552909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1591610380"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства