Проектная деятельность по риторике Молодежный школьный сленг.
Проектная деятельность по риторике Молодежный школьный сленг.
«Молодежный школьный сленг».
Краткая аннотация.
Цель работы: выяснить, является ли сленг отдельным языком; проследить пути развития сленга в России; установить, влияет ли сленг на литературный язык; изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется обучающиеся СОШ № 16 ; выявить, является ли употребление сленга потребностью современной молодежи для самовыражения и встречного понимания.
Методы: опрос обучающихся в СОШ № 16 пос. Хани
Выводы: практически все обучающиеся в школе подросткового возраста (96%) используют слова молодежного сленга. Большинство обучающихся, по их мнению используют его потому что это вошло в привычку, или помогает экономить время в выражениях своих эмоций и чувств.
Введение:
Мы выбрали данную тему, так как актуальность ее очевидна. Наша речь в последнее время стала более вульгарной. Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех: политика, профессора, школьника. Сленговая речь стала повседневной. Сленг постепенно вытесняет литературную речь – её не понимают. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них куски беседы. Раньше речь дикторов и телеведущих была эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Сегодня в средствах массовой информации изобилует речь, богатая на всевозможные вульгаризмы, стилистические погрешности или просто ляпы. Молодежный сленг – явление подвижное и меняющееся, поэтому есть трудности в изучении этой темы.
Молодежь занимает 1\3 часть России.
Язык молодежи является своеобразным лингвистическим полигоном, на котором появляются и «проверяются» новые слова, самые ёмкие из которых приживаются в литературном языке и, с течением времени, становятся его неотъемлемыми и полноправными частями. Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты». И кто знает, может быть немножко дикие уху «стрём» и «мегабезбашенный» будут восприниматься нашими потомками как классика русского языка.
Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 12- 22 лет…
При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения…
Сленговые выражения активно употребляют в своей речи ди-джеи, ведущие и журналисты молодёжных журналов, газет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель работы: выяснить, является ли сленг отдельным языком; проследить пути развития сленга в России; установить, влияет ли сленг на литературный язык; изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется обучающиеся СОШ № 16 ; выявить, является ли употребление сленга потребностью современной молодежи для самовыражения и встречного понимания.
Методы: опрос обучающихся в СОШ № 16 пос. Хани
Выводы: практически все обучающиеся в школе подросткового возраста (96%) используют слова молодежного сленга. Большинство обучающихся, по их мнению используют его потому что это вошло в привычку, или помогает экономить время в выражениях своих эмоций и чувств.
Содержание
Введение……………………………………………………….……………………………. 4
Глава 1. Сленг: история и сущность ..…………………………………………………….. 6
Что такое сленг?
Современный молодежный сленг.
Глава 2. Использование сленга в молодежной среде……………………………………. 8
2.1. Значение сленга.
2.2. Виды сленга.
2.3. Влияние молодежного сленга на литературный язык.
Глава 3. Молодежный сленг – неотъемлемая часть школьной жизни………………….. 13
3.1. Исследование школьного сленга в нашей школе.
3.2. Словарь сленга в нашей школе.
Выводы и рекомендации ………………………………..………………………………… 14
Литература ……………………………………………………………..…………………… 17
Приложение ………………………………………………………………………..……….. 18
Введение:
Мы выбрали данную тему, так как актуальность ее очевидна. Наша речь в последнее время стала более вульгарной. Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех: политика, профессора, школьника. Сленговая речь стала повседневной. Сленг постепенно вытесняет литературную речь – её не понимают. Многие родители, разговаривая со своими детьми, просят перевести непонятные для них куски беседы. Раньше речь дикторов и телеведущих была эталоном грамотности, жестко подчинялась правилам русского языка. Сегодня в средствах массовой информации изобилует речь, богатая на всевозможные вульгаризмы, стилистические погрешности или просто ляпы. Молодежный сленг – явление подвижное и меняющееся, поэтому есть трудности в изучении этой темы.
Молодежь занимает 1\3 часть России.
Язык молодежи является своеобразным лингвистическим полигоном, на котором появляются и «проверяются» новые слова, самые ёмкие из которых приживаются в литературном языке и, с течением времени, становятся его неотъемлемыми и полноправными частями. Например, в современный нормативный русский язык вошло слово «острить», которое в прошлом обозначало «делать острым». Теперь это слово мы употребляем в значении «шутить, говорить остроты». И кто знает, может быть немножко дикие уху «стрём» и «мегабезбашенный» будут восприниматься нашими потомками как классика русского языка.
Статистика показывает, что сленг присущ молодым людям 12- 22 лет…
При вступлении во взрослую осознанную жизнь молодежь перестает активно употреблять сленговые выражения…
Сленговые выражения активно употребляют в своей речи ди-джеи, ведущие и журналисты молодёжных журналов, газет.
Тема нашей работы: «Молодежный школьный сленг»
Цель: показать сущность подросткового сленга как социального и языкового явления; исследовать сленг в нашей школе.
Задачи:
1. исследовать литературу по данной теме;
2. выявить источники и причины возникновения молодёжного сленга;
3.изучить характерные особенности разговорного языка, которым пользуется обучающиеся СОШ № 16 ;
4.выявить, является ли употребление сленга потребностью современной молодежи для самовыражения и встречного понимания.
Объект: обучающиеся СОШ №16 пос. Хани.
Предмет: наличие молодежного сленга в школе.
Гипотеза: молодежный сленг существует в речи подростков.
Методы исследования:
Теоретический (работа с научной литературой, материалами электронных ресурсов).
2. Социологический (опросы учащихся).
Эмпирический (анализ и сравнения полученных результатов).
Глава 1
Сленг: история и сущность.
Сначала века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги".
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
В последние годы активно происходит пополнение молодёжного сленга за счёт электронного «новояза» - языка Интернет-форумов.
Дело в том, что самой заметной отличительной чертой представителей этой субкультуры является жаргон. Характерные его особенности — нарочито неправильное написание русских слов. Теперь русскоязычный Интернет уже трудно представить себе без этого «новояза». В особенности ту часть публики, которая общается на форумах и в сетевых дневниках.
Речь современного подростка обогатилась такими фразами, как «аффтар жжот» (одобрение в адрес сочинителя), «дайте две!» (крайнее одобрение в адрес того же текста), «в топку!» (крайне негативная оценка написанного), «готично» (мило), «гламурненъко» (очень мило), «жесть» (из ряда вон выходящее). Это одно из самых распространенных неологизмов, вошедшее в общепринятый лексикон.
Сквозь «паутину» сетевой сленг пробирается и в реальную жизнь. Раньше сложно было услышать какой-либо оборот сетевого языка в живой речи. Сейчас «аффтары», «дайте две» и тем более «жесть» звучат повсюду: на улице, из радиоприёмников и телевизоров.
1.1 Что такое сленг?
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающие с нормой литературного языка.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим, предназначенных для выражения усиленной экспрессии и особой оценочной окраски (обычно негативной).
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 12 — 22 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
1.2 Так что же такое современный молодежный сленг?
Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых "взрослыми" в качестве "хороших", общеупотребимых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому что во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или "аромат". При этом молодежный сленг - это лишь один из уровней языка.
Под молодежным сленгом понимается совокупность постоянно трансформирующихся языковых средств высокой экспрессивной силы, которые используются в общении молодыми людьми, состоящими в фамильярных, дружеских отношениях. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 - 22 лет. Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Сленг охватывает практически все области жизни, описывает практически все ситуации, поскольку сленговое слово рождается как результат эмоционального отношения говорящего к предмету разговора. Сленг - это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Нередко именно комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте.
Наличие сленга есть непременный признак всякого живого языка. Сленг является принадлежностью относительно открытых социальных групп молодых людей, объединённых общностью интересов, привычек, занятий, социального положения, и употребляется почти всем городским населением. Им владеют также образованные носители русского литературного языка, и его единицы часто встречаются в текстах современных литературных произведений, языке СМИ, которые являются одним из главных источников распространения сленгизмов.
Часть жаргонной лексики - принадлежность не одной, а многих социальных групп. Переходя из одного жаргона в другие слова их "общего фонда" могут менять форму и значение: "темнить" - скрывать добычу, "хитрить" в современном молодёжном жаргоне - говорить неясно, увиливать от ответа. Лексика жаргона пополняется за счёт заимствований из других языков ("чувак" - парень из цыганского языка), но большая её часть создаётся путём переоформления ("баскет" - баскетбол), чаще переосмыслением общеупотребительных слов ("рвануть" - пойти, "тачка" - автомобиль). Соотношение
лексики, а также характер её переосмысления в жаргоне - от шутливо-иронического до грубо–вульгарного – зависит от ценностной ориентации и характера социальной группы: носит она открытый или замкнутый характер, органически входит в общество или противопоставляет себя ему. В открытых группах (молодёжь) жаргон- это "коллективная игра". В замкнутых группах жаргон - сигнал различающий "своего" и "чужого", а иногда средство конспирации. Лексика жаргона протекает в литературный язык через просторечие и язык художественной литературы, где она используется как средство речевой характеристики.
В обиходе речи современной молодёжи широко используются звукоподражание, сокращение состава слова, сложение слов, превращение имен собственных в
нарицательные, заимствования, аналогическое расширение значения, а также различные новообразования, слова заимствованные из жаргона (студенческого, воровского и т.п.). К характерным особенностям сленга относят также широкое использование вспомогательных глаголов для образования описательных выражений, которые явно предпочитаются отдельным словам, хотя, с другой стороны, краткость и не вариативность являются типичными чертами социально окрашенной речи. В последнее время в нашей стране произошел резкий процесс вторжения в публичное общение сленга и новых слов из зарубежных стран; сленг стал массовым и всепроникающим. В результате определились некоторые серьезные изменения в сфере книжно-литературной речи. Одним из таких кардинальных изменений оказалось «перерождение газетно-публицистического стиля, который фактически перестал быть книжным, как это принято считать, и максимально
приблизился по форме к обиходному общению: и устная речь радио и телевидения, и письменные тексты газетно-журнальных публикаций настойчиво имитируют сниженную бытовую коммуникацию».
Глава 2. Использование сленга в молодежной среде.
2.1 Различия и сходства сленга с другими арго ( язык, какой либо социально замкнутой группы лиц).
Сленг – это островок свободы в мире взрослых…
Трудно согласиться с мнением некоторых исследователей (Лаповой Е.Б. «О молодежном жаргоне»; Подюковом И. П, Маненковой Н.Ю. «Жаргонизированная лексика и фразеология в обиходно-разговорной речи молодежи»; Уздинской Е.В. «Семантическое своеобразие современного молодежного жаргона»), что сленг обслуживает лишь незначительное число жизненных ситуаций.
Но есть еще и духовная проблема, связанная с распространением сленга. Он вымывает из нашей речи огромную часть литературной лексики, обедняет речь, тем самым, препятствуя насыщению словарного запаса и творческому развитию личности: «Жаргон убивает мысль, отучает думать его рьяных поклонников» - справедливо пишет современный филолог Л. И. Скворцов. Но, с другой стороны, жаргон отражает тенденции, важные для современного языка в целом и без его всестороннего изучения русский язык не будет освещён в полной мере. Изучение подобного языкового материала интересно и в каком-то смысле необходимо - хотя бы
потому, что этот своеобразный «язык в языке» существует не только в устной речи, но и все чаще и чаще функционирует на страницах газет и журналов.
Более всего ценится удачная – порой мрачновато-абсурдная – игра слов. Но в чем же отличие молодежного сленга от сленгов других типов? Явно выделяется его быстрая изменчивость, объясняемая тем, что не прекращающаяся смена поколений молодежи и "уход" из нее во взрослую жизнь подростков приобретающих статус взрослых молодых людей сопровождается постоянной обновляемостью молодежного сленга. Со сменой одного модного явления другим, старые слова забываются, приходят другие. Этот процесс проходит очень стремительно. Если в любом другом сленге слово может существовать на протяжении десятков лет, то в
молодежном сленге, лишь за прошедшее десятилетие бурного мирового прогресса появилось и ушло в историю невероятное количество слов.
Сленг служит для общения людей одной возрастной категории. При этом они используются в качестве синонимов к английским словам, отличаясь от них эмоциональной окраской, отличается «зацикленностью» на реалиях мира молодых. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к этому миру, таким образом, отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка молодые чувствуют себя членами некой замкнутой общности. В сленге довольно часто проскакивают вульгарные слова.
Схожесть же заключается в том, что он является универсальной структурой, способной впитывать в себя разнообразные элементы в не зависимости от их социальной принадлежности. Второй чертой, которая роднит современный молодежный сленг со всяким арго – это его метафоричность. Также можно выделить, то что русский сленг преимущественно универсален, вследствие влияния проамериканской направленности общества и с легкостью можно подобрать аналогичные сленговые выражения в других западных языках. Сленг не является, каким либо паразитическим явлением, он не загрязняет русский язык, даже можно сказать, что он является чем-то необходимым для органического функционирования системы, а то, что сленг англизирован, то это свидетельствует о том, что носители данного явления имеют относительно высокое понимания зарубежной культуры и английского языка.
2.2 Этапы формирования сленга
Выделяются три этапа формирования языковых проявлений в речи молодых людей в соответствии их возрастом: подростково-юношеский, профессионально-групповой и интегральный.
Возрастные группы носителей сленга в школе:
10-12 лет
13-14 лет
15-16 лет
1. Подростковый этап – это номинативно-экспрессивная лексическая подсистема речи подростков в их различных групповых или региональных вариациях: уличных, школьных, дворовых, детдомовских и др. на фоне растущего негативизма, стремления к
освобождению от детской зависимости развивается и укрепляется центробежная тенденция к отчуждению от «взрослого» общества и его норм, в том числе и языковых, лексических. Начинает формироваться социализированное сознание – «быть не как все», что поначалу означает всего лишь «быть не как взрослые». Это естественное биосоциальное устремление подростков и юношества, подсознательная подготовка к самостоятельной жизни, и язык формирующаяся или быстро усеваемая подсистема жаргонных номинаций – оказывается частью такой подготовки, своеобразным способом самоутверждения юных во «взрослом» мире.
2. Профессионально-групповой – этап формирования жаргонных молодежных подсистем, которые характеризуют речь молодых людей более старшего возраста. На этом возрастном этапе естественное стремление молодых людей к герметичности, склонность к корпоративному восприятию объектов окружающего мира сохраняется, даже усиливается, но приобретает новые формы, поскольку речевая интеграция происходит в более зрелых объединениях « «о интересам»» в студенческих корпорациях, в жестко регламентированных армейских коллективах, в конвенциональных группах мелких торговцев, артистов, спортсменов, наркоманов и пр.
Среди наиболее популярных частных молодежных жаргонов выделяют следующие:
а) студенческий жаргон;
б) компьютерный жаргон;
в) эстрадно-музыкальный жаргон;
г) армейский жаргон;
д) жаргон наркоманов и наркодельцов;
е) жаргон мелких торговцев.
3. Интегральный этап – формирует лексико-семантические и фразеологические единицы универсального применения, встречающиеся в самых разных молодежных лексиконах, социально-групповых и социально-профессиональных. Образования такого рода составляют так называемый молодежный интержаргон, или сленг – совокупность ненормативных единиц, выходящих за пределы корпоративного употребления, обладающих относительной устойчивостью и имеющих тенденцию к расширению сферы употребления и переходу в массовое просторечие.
В сленге отражается образ жизни речевого коллектива, который его породил. Он часто связан с родственными отношениями, с профессиональной деятельностью, внешностью, одеждой, досугом, половыми отношениями, с местами молодежных собраний в Москве и Петербурге связано смысловое значение названий: «Васька» (Василевский остров), «Эрмик» (Эрмитаж), «Ледовик» (Ледовый), «Пушка» (площадь Пушкина), «Плешка» (институт им. Плеханова), «Лужа» (Лужники) и т.д.
Молодежный сленг обычно обходится самыми стандартными суффиксами и префиксами. Например, большинство глаголов образованы с помощью постфиксов -ть, -чь: тырить – воровать, подмочить – сделать, стричь – зарабатывать, мутить – делать.
Большинство существительных – с помощью суффиксов -ик- (-ник-, -чик-), -к-, -ов-, например: нетленник (популярная музыкальная композиция), цифровик (цифровой фотоаппарат), граффитчик (художник, рисующий граффити), айтишник (пользователь компьютера); фишка (поступок), тёлка (девушка), тряпка (предмет одежды); отжигалово (тусовка), стебалово (процесс поднятия кого-либо на смех), и т.д.
Наиболее часто сленг использует следующие префиксы: под- (подкосить), за- (застебать, замутить, закос), про- (прокатит, проканает), по- (поклубить, постебаться, пофигизм), не- (нетленник, нехилый, некисло) и т.д.
Также не редко сленг появляется в виде своеобразных метафор (вылазка – путешествие, стричь капусту – зарабатывать деньги и т.д.) Сленгизмы образовываются и от сокращений, аббревиатур.
2.3 Причины возникновения молодежного сленга
Современное общество является информационным, его можно характеризовать как динамичное и саморазвивающееся общество, а потому и язык, вернее его словесная оболочка очень подвижна, в результате чего за период жизни одного поколения его словарный запас претерпевает серьезные изменения не только в смысле увеличения или уменьшения объема, но и в смысле смены целых образований слов и выражений на другие, возможно, даже близкие по значению, но иные по звучанию. Кроме того, общества современной культурно-исторической эпохи представляют собой подвижную систему, включающую в себя множества субкультурных образований (профессиональных, территориальных, статусных и т.д.), каждое из которых обладает собственной специфической лексикой, собственным сленгом. При этом следует отметить, что
субкультуры не являются абсолютно замкнутыми, изолированными образованиями, и любой современный человек принадлежит одновременно сразу к нескольким субкультурам. Это приводит к тому, что субкультурные сленговые языки не являются "закрытыми", используемыми и понятными лишь узкому кругу людей, входящих в конкретную культуру, а проникают и взаимодействуют с так называемым литературным языком, либо обогащая, либо засоряя последний. Всё это также оставляет след в сленговом разнообразии. Мир сленга не стоит на месте, меняется он постоянно. Но конечно есть и постоянство.
Причинами возникновения молодежного сленга можно назвать:
1. Отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного повседневного мира.
2. Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Молодежный сленг легко вбирает в себя слова из разных языков. Английское слово – свэг(swag) – непереводимое, выражающее крутость в любом ее проявлении, а также уважение и непререкаемый авторитет.
Производные: респект, граффити, райтер (художник по граффити), джэм (тусовка), флоу (поток слов, непрерывная плавная, складная, качественная читка; до сих пор популярны словообразования из уголовного языка (круто, шмон, заначка, беспредел, башлять, зона, косяк, ксива, облом, непруха и многие другие слова), которые употребляются повсеместно
Также из-за тотальной компьютеризации, развития интернета, молодёжный сленг, оказывается под влиянием этих явлений. Повальное увлечение молодежи компьютерными играми послужило мощным источником новых слов. Появились различные слова для тех или иных понятий, к ним относятся «аркада», «бродилка». Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь. Первой причиной столь быстрого появления новых слов из компьютерного сленга является, конечно же, стремительное, развитие самих компьютерных технологий и их обозначений, которые вливаются и в повседневную речь молодёжи. А так как почти все инновации появляются на Западе, то, естественно они называют его на английском языке. Когда же об этих разработках через какое то время узнают в России, то для их подавляющего большинства не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Таким образом, английские названия все больше и больше наполняют сленг современной русской молодёжи. Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. И добавляя в свою речь английские заимствования, молодёжь определенным образом приближаются к этому стереотипу, приобщаются к американской культуре, стилю жизни. Нестандартная лексика просачивается также и через литературу, такие авторы как В. Пелевин, В. Маканин, М. Веллер, В. Сорокин, В. Токарев, часто используют в своих произведениях сленговые обороты. Судьба сленговых слов и выражений неодинакова. Одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь. Другие же существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими. Некоторые сленговые слова и выражения так и остаются ими на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются. Такие сленговые слова "стушеваться", "мариновать",
"маскировать", "острить" перешли в общеупотребительную речь, и мы редко задумываемся об их сленговом прошлом, между тем, выражения "стебаться", "лабать", "кайфовать" так и остаются на протяжении длительного времени сленговыми и вряд ли когда-либо войдут в общеупотребительную речь. Отличительной особенностью современного молодежного сленга является возникновение и функционирование в нем большого количества идиоматических выражений, для которых базовым является уже существующий в сленге жаргонизм, который характеризуются большой образностью и экспрессивностью. Нельзя исключать тот факт, что определенная часть фразеологизмов, функционирующих в современном русском молодежном сленге, со временем войдет в общенародный язык, так как их количество превалирует над современными книжными идиомами.
Глава 3. Использование сленга в школьной жизни.
3.1 Молодежный школьный сленг в СОШ № 16
С целью изучения школьного сленга среди сверстников нашей школе и составления
словаря, мы составили вопросы и провели анкетирование среди подростков
13-17 лет в 5,6, 7,8,9, 10,11 классах.
Число опрошенных составило 37 человек.
Необходимо было ответить на следующие вопросы:
1.Знаешь ли ты слова молодежного сленга:
а) да; б) нет
2.Ты используешь эти слова в своей речи?
а) часто; б) редко; в)никогда
3.Почему ты разговариваешь на сленге:
а) хочу, чтобы меня понимали
б) это экономит время при общении
в) помогает выразить эмоции и чувства
г) хочу быть современной (-ым)
д ) это вошло в привычку
е) все мои друзья так говорят
ж) это модно, хочу выглядеть крутой(-ым)
4. Приведи пример слов, которые ты чаще всего употребляешь
Проведенное нами исследование показало, что в общении учащихся нашей школы сленг
преобладает над литературной речью .
96,7% сленговых слов употребляют юноши и девушки в своей речи.
На вопрос: «Ты используешь эти слова в своей речи»?
Отвечали: «Часто – 52%, редко – 42%, никогда -6%
Молодые люди, которые используют сленг, понимают значение употребляемых слов и на вопрос почему ты разговариваешь на школьном сленге, отвечали, что это вошло в привычку или это экономит время и помогает выразить эмоции и чувства.
Наиболее употребляемыми в настоящее время являются следующие слова и выражения:
отстой, прикольно, респект, фигня, фишка, хавать и т.д.
3.2 Сленг – хорошо это или плохо?
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он
меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
Наверное, трудно встретить ребенка, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают его употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток пристрастился к употреблению ненормативной лексики?
С точки зрения психологии, сленг отражает образ жизни тех, кто его употребляет. Например, наибольшее количество названий придумано для обозначения человека и его внешности, одежды и досуга. Весьма скромный вклад в молодежный жаргон вносят слова, относящиеся к учебе или работе.
Можно назвать несколько причин, по которым дети и подростки активно употребляют сленг. Первая из них весьма печальна: школьникам просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить свою мысль.
Многие дети объясняют употребление жаргона стремлением к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно!
То есть нежелание следовать правилам, придуманным взрослыми, распространяется и на речь.
Наконец, подростки часто заявляют, что просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании или «враждебному» молодежному течению. Если две последние причины вполне объективны, то первую можно постараться устранить. Предки, не парьтесь!
Выводы и рекомендации.
Анализируя полученные нами результаты мы пришли к выводу что, увлечение молодежи сленгом – дурная, но проходящая мода, как пирсинг или розовые шнурки в кроссовках.
Для того чтобы достигнуть цели, мы познакомились с историей возникновения и существования сленга. Проведя анкетирование, узнали актуальность этого явления. Выяснилось, что сленг очень актуален в наше время среди подростков, что, возможно, говорит об их небогатом духовном мире. Молодежь, часто используя сленг в своей речи, даже не задумывается над историей и причинами его возникновения. По итогам анкетирования мы составили глоссарий подросткового сленга нашей школы. В ходе работы поняли, что сами порой не задумываемся над своей речью. Поэтому мы стали прислушиваться к другим и к самим себе.
Мы считаем, что поставленная нами цель достигнута. И в заключение нашей работы хотелось бы объединить все причины возникновения сленга:
1. Непринужденный подростковый сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.
2. Подростковый сленг подобен его носителям, он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак « Я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
3. После 12 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – «быть не как все» и корпоративное – «быть подобно своим». Так создается специфическая лексика подростков, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом – причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов.
Поколение молодых сменяются через пять лет – семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже не помнит оценок «потрясно, железно» - хорошо или оценок типа «пшено» - плохо, так хорошо распространенных в 60 – 70 годах 20-ого века. И очень интересно было сравнить наши находки с теми, которые появятся, возможно, лет через ….5-10…
Своим осуждением или запретами родители лишь делают жаргон еще более привлекательным.
Можно воспользоваться более эффективными методами.
Объясняйте ребенку происхождение тех или иных слов. Возможно, школьник исключит из своего лексикона некоторые жаргонизмы, узнав, что их употребляли воры и убийцы.
Контролируйте собственную речь. Многие взрослые сами частенько употребляют сленг в шутку или для того, чтобы сократить дистанцию в общении с детьми. Ребенок может не понимать этих мотивов и воспринимать высказывания родителей как языковую норму.
Поскольку молодежный сленг активно проникает на телеэкраны, в рекламу и печатные издания, особое внимание стоит уделить детским и молодежным передачам, книгам и журналам. Постарайтесь выбирать для школьника те из них, которые в наименьшей степени засорены жаргоном. Дети склонны копировать манеру поведения любимых персонажей, и лучше, если это будут герои обучающих программ, а не Симпсоны. Необходимо показать подростку что, кроме жаргона, в русском языке существует множество других изобразительных средств, позволяющих сделать речь интересной, яркой или смешной. Посоветуйте ему прочесть произведения М. Зощенко, Д. Хармса, М. Булгакова.
Попробуйте сыграть на стремлении подростка выделяться среди сверстников. Так, для юношей будет иметь значение тот факт, что девушек привлекают молодые люди с чистой речью.
Договоритесь с ребенком, в каких ситуациях он не будет употреблять сленг: например, в разговоре с вами, при младшем брате, в гостях и т.д. Подобные ограничения позволят стимулировать развитие литературной речи.
Среди многочисленных вариантов сленга есть одна довольно безобидная разновидность – слова, отражающие содержание того или иного хобби молодежи. Например, терминология заядлых компьютерщиков – это сплав правильно и неправильно переведенных англоязычных терминов. Конечно, у многих из них существуют литературные русские аналоги (допустим, не «винт», а «жесткий диск»), но, как правило, они достаточно громоздки и неудобны в постоянном использовании. Отсюда возникает тенденция к сокращению, упрощению слов.
Современным родителям не позавидуешь. Им приходится противостоять лавине ненормативной лексики, которая обрушивается на ребенка со всех сторон: в общественном транспорте, с экрана телевизора, из Интернета и общения со сверстниками. Если в речи школьника проскальзывают не только нелепые и непонятные словечки, но и матерные выражения, пора бить тревогу.
Прежде всего, необходимо дать понять ребенку, что ненормативная лексика потому и называется нецензурной бранью, что занимает особую нишу в языке.
Расскажите школьнику о том, что традиционно матерные выражения не принято употреблять при детях, женщинах, пожилых людях, в общественных местах и т.д. К сожалению, кроме как в собственной семье, ребенку негде получить эту информацию. То, что он видит и слышит вокруг, кричит об обратном: «Нет запретных слов! Говори, что хочешь!»
Не уставайте повторять ребенку, что мат – язык людей необразованных, недалеких, опустившихся. Их лексикон ограничен несколькими словами, которые они комбинируют между собой, превращают в разные части речи, чтобы выражать свои примитивные мысли. Человеку умному и начитанному нетрудно заменить нецензурное выражение меткими синонимами.
Не бойтесь демонстрировать ребенку свое отвращение к ненормативной лексике. Обсуждая со школьником тех или иных общих знакомых, как бы между прочим выразите сожаление о том, что такой приятный человек часто позволяет себе «крепкое словцо».
Помогите ребенку подобрать замену матерным выражениям – слова, которые он сможет употреблять в минуты сильного волнения, удивления или испытывая боль.
Кроме нецензурной брани, существуют несколько не менее опасных видов сленга, на которые стоит обратить внимание. Речь идет о словах и выражениях, употребляемых в среде алкоголиков, наркоманов, и нелестных эпитетах, отражающих национальную и социальную нетерпимость. Заметив изобилие подобной лексики в речи ребенка, необходимо выяснить, пытается ли он подражать кому-то, примеряя на себя разные роли, или выражает собственные убеждения. В последнем случае важно принять все возможные меры, чтобы не допустить погружения школьника в опасную субкультуру.
ПУСТЬ НАША РЕЧЬ СТАНЕТ ЧИЩЕ!
Литература
Журавлёв А. Ф. Иноязычное заимствование в русском просторечии (фонетика,
морфология, лексическая семантика) // Мильяненков Л. По ту сторону закона.
Энциклопедия преступного мира СПб., 1992.
Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства //
Русский язык конца XX столетия (1992-1995) М., 1996.
3. Стенин И. А. 1992 – Словарь молодёжного жаргона. Воронеж, 1992 .
4. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка
и их лексическая реализация. М., 1996.
5. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 2006. - №3. - С.32-41.