Просмотр содержимого документа
«Семья и школа в век образования.»
Семья и школа в век образования.
Эссе
Притча.
У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Доброе весеннее солнышко ласково глядело на все вокруг.
Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел на бедную сироту.
Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь
- О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем уходишь, оставляешь на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!
Малыш беззвучно заплакал. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его.
Солнце скользнуло за гору и больше не показалось
- Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горой ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро…
И несчастный малыш, дрожа от холода, все шел и шел, пока наконец не вышел из города. Вот он добрался до ближайшей горы.
Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом, но малыш уверенно, без страха шел выше и выше.
И вдруг чей-то голос спросил из темноты:
-Кто ты ? Куда путь держишь?
- Я мальчик! К солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца. Я к солнцу иду!!!
К мальчику подошел человек со светильником в руках и проговорил ласково:
-Ты, наверное, устал? И проголодался? Как же родители отпустили тебя в такой холод и тьму?
- Нет у меня родителей. Я сирота.
- Пойдем ко мне, сынок,- снова сказал добрый человек и повел в дом.
Его семья, жена и трое детишек, сидела вокруг стола.
- Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое,а четверо. Любите друг друга.
Жена обняла мальчика и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его как брата.
Ребенок спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел наконец к солнцу, спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный.
От радости мальчик проснулся.
Проснулся и видит, что обнимает он братьев своих и крепко держится за руку матери.
И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме! И он в объятиях солнца!
-Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
- Что бы предприняли вы, чтобы детям жилось уютно и счастливо?
- Подумайте, что есть основа всякой хорошей семьи и мира?
Мир уверенно вступил в новый век. Время, в котором мы живем,- начало нового тысячелетия обладает собственным смыслом: время итога, время планов на будущее. Большие надежды прогрессивное человечество возлагает на XXI век, который по праву войдет в историю как век образования. Век, которому завещаны три хрустальные мечты человечества: средство от любых болезней, мир во всем мире и способ замечательно учить каждого ребенка.
Не знаю, нужно ли обыкновенному человеку изобретать вечный двигатель, открывать новые миры, познавать очевидные, совершенно простые вещи? Обыкновенному, наверное, нет, а вот человеку-учителю, несомненно, ДА!
Учителю всегда хочется изобрести велосипед или хотя бы колесо к нему, ведь только тогда можно понять, какой будет наша новая школа.
Глядя на слова «семья» и «школа» , я думаю: а можно ли поставить между ними знак равенства? Да! В этом нет сомнения. Семья-это, конечно, школа. Школа жизни, которая сопровождает человека всегда. Именно в семье ребенок получает первые уроки любви и добра, заботы о ближнем, уважения к старшим.
«Мне не нужно знать человека лично, - гласит китайская мудрость,- достаточно того, что я знаю его семью».
А если на первое место мы поставим слово «школа», а потом «семья», то можно ли ставить знак равенства? Оправдан ли он там? Думаю, что каждый родитель хотел бы, чтобы школа, если и не в полной мере, то в значительной степени была бы для ребенка семьей, где любят. Любят такого, какой он есть, помогают и поддерживают, учат и уважают как личность. Но как этого добиться?
Главная задача и семьи, и школы - помочь ребенку познать Себя, уникального и неповторимого, Самому увидеть мир во всем его многообразии, Самому понять законы, по которым этот мир устроен и живет. Невероятно сложная задача!
Современный педагог – не тот, кто только учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, о чем думает, мечтает, что любит, чего боится, в чем сомневается, каковы его первые шаги в большом мире… и помогает ему найти свое место в жизни.
Сегодня мы должны привести наших детей к желанию самим искать тот «золотой ключик», который открывает дверь в просторы современной цивилизации.
Одной из самых серьезных проблем нынешней школы мне видится разрозненность знаний, отсутствие целостного, системного взгляда на мир, что, естественно, создает немалые трудности в социальной адаптации детей.
У семьи- второго равноправного участника образовательного процесса- свои проблемы. Занятость взрослых на работе, как следствие - отсутствие времени и сил полноценно общаться с детьми, отрыв семьи от школы. И даже для тех родителей, которые беспокоятся об успешности ребенка в учебе, главное, чтобы в дневнике были пятерки, а уж как достигается такой уровень, неважно.
Институт семьи претерпел изменения, в результате которых собственно семьей стали считать только супругов и их несовершеннолетних детей. И что самое интересное, дети моментально среагировали на это: проблемы в учении и поведении, снижение активности, равнодушие, а порой и жестокость, а главное, утрачивается уважение к старшим.
А. Макаренко говорил: « Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего,- люди. Из них на первом месте родители и педагоги.».
Сегодня совершенно точно осознаю: школа не может работать в ситуации культурного вакуума, она должна работать на той культурной почве, которую создала и культивирует семья. К сожалению, многим родителям всё равно, как учат, лишь бы чему-нибудь научили и присмотрели за ребенком. Нередко возникает ситуация сопротивления, когда родители убеждены, что знают, как и чему следует учить их чадо, и ,уверенные в своей правоте, доходят порой до крайности.
И здесь необходимо объединение усилий семьи и школы на основе соглашения. Как вы понимаете, желательно такое взаимодействие семьи и школы, ч, чтобы родители реагировали на культурные импульсы школы, а учителя учитывали ментальный опыт семьи.
Образование – это лишь средство стать культурным человеком, недаром А.И.Герцен пытался донести до нас мысль о том, что школа только создает условия для того, чтобы начать самообразование и продолжить работу души, начавшуюся в семье.
Итак, семья-школа-век образования и , конечно же, государство. Так что же такое хорошая школа? Чего от школы ждет общество? Чего хотят дети? О чем мечтают родители? – вот те вопросы, на которые без государства не ответить. И наше государство поддерживает семью, строит современные школы, наполняет их интернет- классами, вводит образовательные стандарты, но понимает ли оно, что в XXI веке культура и образованность –это национальные богатства, приоритетные ценности, а духовность – важнейший фактор прогрессивности государства Российского
Вот здесь-то я и вспоминаю слова папы Римского Пия XI : «Семья более священна, чем государство».
Давайте прислушаемся к его слова, изменим отношение к семье и научим этому своих учеников.