kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная учебная работа является одной из форм организации обучения. Ее роль в современном образовании всё более возрастает. Именно самостоятельная учебная работа как организационная форма обучения наиболее полно обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося. Самостоятельная учебная работа формирует у студента умение управлять собой и целенаправленно заниматься самообразованием. Она требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности, являющейся существенным признаком человека как личности и как субъекта деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности студентов »

Роль самостоятельной работы в учебном процессе.


Роль самостоятельной учебной работы в современном образовании всё более возрастает. Самостоятельная учебная работа формирует у студента умение управлять собой и целенаправленно заниматься самообразованием. Она требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности, являющейся существенным признаком человека как личности и как субъекта деятельности.

Согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, целями которой являются систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать различные информационные источники: нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, развитие исследовательских умений.

Самостоятельная учебная работа имеет как учебное, так и личностное, и общественное значение. Многие исследователи признают сложность и многозначность самостоятельной учебной работы и интерпретируют содержание данного понятия в смысле активной, целенаправленной, относительно свободной деятельности студента. Являясь специфической формой учебной деятельности, самостоятельная учебная работа предполагает осознание обучающимся ее цели, принятие учебной задачи.

Самостоятельная работа по учебному предмету зачастую отождествляется в повседневной педагогической практике с домашней работой. Это не совсем верно, так как первое понятие шире второго. Самостоятельная учебная работа, как было отмечено выше, может быть организована как в учебном процессе, так и во вне его.

Аудиторная самостоятельная работа управляется непосредственно преподавателем. Внеаудиторная – выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В этом случае студент получает больше возможности проявить инициативу в выборе форм, методов и средств выполнения задания, в определении его темы и содержания.

Самостоятельная учебная работа отличается от домашней тем, что имеет иные познавательные задачи (освоение нового материала), поэтому процесс ее выполнения является увлекательным для обучающегося. Организация самостоятельной работы в таком ее понимании соответствует требованию добровольности .

Подлинная самостоятельная работа возникает тогда, когда у студента появляется потребность расширить, уточнить, углубить свои знания по учебному предмету, ликвидировать возникший информационный вакуум, удовлетворить свою познавательную потребность. Поэтому самостоятельную учебную работу можно рассматривать как форму работы по индивидуальному плану, реализация которого обеспечивает обогащение знаний студента. Конкретные формы и методика организации самостоятельной учебной работы в вышеизложенном понимании на сегодня не разработаны.

Самостоятельная работа по учебному предмету как форма учебной деятельности характеризуется тем, что:

– контроль за ее выполнением осуществляет сам обучающийся;

– он же задает собственный режим ее выполнения;

– побудительной силой самостоятельной работы выступает его собственная познавательная потребность или потребность достижений;

– самостоятельная работа выполняется как в присутствии, так и при отсутствии источника управления;

– местом ее выполнения может быть как учебная, так и внеучебная аудитория;

К данному уровню самостоятельной учебной работы студентов надо целенаправленно готовить.

В повседневной педагогической практике под самостоятельной работой по учебному предмету понимают такую работу, в которой обучающийся действует без помощи педагога, сам, но под его косвенным, опосредованным руководством.

Саморегуляция в самостоятельной учебной деятельности зависит от сложившейся у студента системы представлений о своих возможностях и способах их реализации, от его умения формулировать познавательные цели и удерживать их в своем сознании до полной реализации. Саморегуляция проявляется также в умении выделять условия, необходимые для достижения цели, отбирать соответствующие средства, определять последовательность своих действий, объективно оценивать конечные и промежуточные их результаты при необходимости корректировать. Она невозможна без адекватной самооценки, навыков рефлексии, личной ответственности.

Несформированность психологической готовности к самостоятельной учебной работе начинает проявляться у первокурсников достаточно быстро уже в начале первого семестра обучения. Признаками несформированности саморегуляции, самоорганизации, и следовательно, готовности к самостоятельной учебной работе являются несистематическая подготовка к учебным занятиям, несвоевременное выполнение учебных заданий, начинающиеся пропуски учебных занятий без уважительных причин, штурмовщина, авралы перед зачетами и экзаменами. В конечном итоге у таких студентов выявляются существенные пробелы в усвоении знаний, возникает академическая неуспеваемость, зачастую они оказываются перед фактом отчисления из образовательного учреждения.

Значительная часть первокурсников не готовы к самостоятельной учебной работе не только из-за низкого уровня саморегуляции и самоорганизации, но и из-за недостаточного уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Некоторые первокурсники имеют речевые трудности, бедный словарный запас и такой же бедный кругозор, низкий темп чтения (на уровне третьего-четвертого класса).

Из сказанного вытекает, что у студентов первого курса необходимо целенаправленно формировать готовность к самостоятельной учебной деятельности, а это значит формировать навыки самоорганизации, общеучебные умения и навыки, а также учебные интересы, познавательную мотивацию.

Общеучебные умения и навыки включают учебно-организационные, уче-бно-информационные и учебно-интеллектуальные. Под учебно-организацион-ными умениями и навыками понимают умения и навыки принимать и намечать задачи учебной деятельности, рационально ее планировать, создавать благоприятные условия для учебной деятельности. Учебно-информационные умения и навыки – это действия, связанные с осуществлением библиографического поиска, проведением учебного наблюдения, с работой с разными информационными источниками (книгой, справочником, компьютером и т. п.). Учебно-интеллектуальные умения и навыки включают умение мотивировать собственную познавательную деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделять главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль и т. п.

Педагогическая практика показывает, что готовность к самостоятельной учебной работе быстрее формируется у студентов с положительным отношением к учебе. Недостающие общеучебные умения и навыки они осваивают с большим желанием, им характерно стремление к самосовершенствованию. Именно эта категория обучающихся показывает за годы обучения в колледже более выраженную позитивную динамику в общем интеллектуальном развитии и успеваемости.

Из сказанного вытекает, что формирование у студентов готовности к самостоятельной учебной деятельности стоит начинать с формирования внутренней учебной мотивации и положительной мотивации к избранной профессии. При этом педагогу надо понимать, что позитивные изменения в учебной и профессиональной мотивации обучающихся влекут за собой перестройку всей его личности.

Формирование у студентов навыков саморегуляции и самоорганизации, общеучебных умений и навыков, а также положительной учебной мотивации как важных составляющих психологической готовности к самостоятельной учебной работе требует от преподавателя глубокого анализа собственной педагогической деятельности с точки зрения того, какая доля учебного времени на занятии отводится им на познавательную активность обучающихся.

Причем начинать это обучение стоит с самостоятельной работы репродуктивного вида, в последующем увеличивая долю реконструктивных, поисковых, творческих, в том числе исследовательских заданий. Такая логика объясняется необходимостью постепенного увеличения сложности самостоятельной учебной работы, а также тем, что многие первокурсники с трудом справляются с самостоятельной работой даже репродуктивного вида. Опыт показывает, что лишь около трети первокурсников справляются на качественном уровне с самостоятельной работой реконструктивного вида, требующей тех или иных преобразований информационного текста, и единицы – с поисковыми и творческими, в том числе исследовательскими видами работ. По этой причине все виды заданий, предлагаемых для внеаудиторной самостоятельной учебной работы, должны быть освоены в рамках аудиторных занятий.






Список литературы


1.

Аюрзанайн, А. А. Организация профессионально направленной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности [Текст] / А. А. Аюрзанайн. – СПб. : Питер, 2004. – 196 с.

2.

Вавилова, Л. Н. Игровые технологии в профессиональном образовании [Текст] : методические рекомендации / авт.-сост. Л. Н. Вавилова, В. М. Кузина ; под общ. ред. Т. С. Паниной. – Кемерово : Изд-во ГОУ КРИРПО, 2007. – 94 с.

3.

Вербицкий, А. А. Самостоятельная работа студентов младших курсов [Текст] / А. А. Вербицкий // Высшая школа России. – 1995. – № 3. – С. 37–41.

4.

Диниц, Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов [Текст] / Г. Н. Диниц. – М. : Изд-во «ВЛАДОС», 2003. – 194 с.
















5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самостоятельная работа как форма организации учебной деятельности студентов

Автор: Дротенок Ольга Анатольевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Самостоятельная работа как способ развития и воспитания студентов (опыт работы преподавателей цикла ОПД)"
    ["seo_title"] => string(99) "samostoiatielnaiarabotakaksposobrazvitiiaivospitaniiastudientovopytrabotypriepodavatielieitsiklaopd"
    ["file_id"] => string(6) "299913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456635823"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Методическая разработка практического занятия  по дисциплине ОХРАНА ТРУДА  Тема занятия: Оформление акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1"
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaiarazrabotkapraktichieskoghozaniatiiapodistsiplinieokhranatrudatiemazaniatiiaoformlieniieaktaonieschastnomsluchaienaproizvodstviepoformien1"
    ["file_id"] => string(6) "259495"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448781000"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Тема: «Применение деятельностного подхода в преподавании курса МДК по профессии «Официант, бармен», как аспект реализации творческой личности студента»"
    ["seo_title"] => string(164) "tiema-primienieniie-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-priepodavanii-kursa-mdk-po-profiessii-ofitsiant-barmien-kak-aspiekt-riealizatsii-tvorchieskoi-lichnosti-studienta"
    ["file_id"] => string(6) "306627"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458152911"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока по теме: Клетка" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "166989"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423033712"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Организация поведения исследовательской работы. Автор Попова Р.Т. "Заслуженный учитель РФ", психолог,филолог,юрист."
    ["seo_title"] => string(124) "orghanizatsiia-poviedieniia-issliedovatiel-skoi-raboty-avtor-popova-r-t-zasluzhiennyi-uchitiel-rf-psikhologh-filologh-iurist"
    ["file_id"] => string(6) "309428"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458805222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства