САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. И его можно развить, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Для достижения многих целей, связанных с ростом профессионального мастерства, необходимо заниматься самообразованием.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА»
2
Воронина Д.Ю.,
учитель математики
МБОУ «Горская ООШ»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. И его можно развить, если заниматься этим постоянно и целенаправленно. Для достижения многих целей, связанных с ростом профессионального мастерства, необходимо заниматься самообразованием.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
«Призванием становится интерес, помноженный на труд» – писал В.А. Сухомлинский.
Какие мотивы побуждают учителя к самообразованию?
•Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общему мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
•Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
•Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
•Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
•Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в образовательное учреждение, просятся к конкретному педагогу. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, он имеет больше прав в выборе нагрузки и др.
•Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».
•Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога.
•Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Наибольшие трудности в адаптации и выработке собственной системы преподавания молодые учителя испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной стадии (1 год работы) и на стадии вхождения в профессию (2-3 года работы).
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители, коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Занимаясь саморазвитием, самосовершенствованием, педагог сам сознательно меняет свою профессиональную биографию.
Иными словами, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться профессиональное становление личности, профессиональное становление педагога.
Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно:
1.Курсовая подготовка винститутах повышения квалификации.
2.Получение второго высшего образования или второй специальности.
3.Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
4. Индивидуальная работа по самообразованию.
5.Сетевые педагогические сообщества.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.
Поэтому актуальным становится педагог, отвечающий современным требованиям, предъявляемым обществом, умеющий осуществлять деятельность по реализации образовательной политики на практике. Формирование нового педагога нужно начинать именно с тех специалистов, кто только начинает свою трудовую деятельность, обладает креативностью мышления, способен на быстрые изменения, понимает необходимость применения практико-ориентированных технологий в своей деятельности.
Литература
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
Власова, Е.А. История становления проблемы процесса саморазвития. М.: Фолио, 2007.
Ганченко И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук. М., РГЕ, 2005.
Сафронова, Е. М. Повышение компетентности школьного педагога в сфере воспитательной деятельности (педсоветы, семинары, практикумы, дискуссии) / Е. М. Сафронова. – М.: Сентябрь, 2010.
Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука, 2008.
Шаронова В.Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. .канд. пед. наук.-М.,РГЪ, 2003.