kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Самообразовние как условие роста учителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональное самообразование педагога сегодня все чаще осознается как общечеловеческая ценность, оно способствует преодолению профессиональной замкнутости. Оно является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление и главное условие профессионального роста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Самообразовние как условие роста учителя"»

Корозникова Анжела Александровна,

учитель русского языка и литературы


Обобщение опыта «Самообразование как условие профессионального роста»

Профессиональное самообразование педагога сегодня все чаще осознается как общечеловеческая ценность, оно способствует преодолению профессиональной замкнутости. Оно является важнейшим аспектом саморазвития, которое предполагает умения взять на себя ответственность за собственную судьбу, лично и во многом самостоятельно организовать свое профессиональное становление и главное условие профессионального роста.

Актуальность самообразования для учителя обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям, педагог должен владеть современной и перспективной информацией.

Основанное на собственной потребности образование способствует развитию интеллекта, духовности человека значительно эффективнее, чем в процессе его учения по необходимости, под влиянием внешних факторов. В дальнейшем, говоря о самообразовании, мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования и профессионального роста.

В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС самообразование педагога является важнейшим условием профессионального роста и особенно актуально.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Профессиональное самообразование имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Обычно его движущей силой и источником называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала.

Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании.

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самообразования.

В качестве важнейших источников педагогического самообразования выделяют:

1. Реализация образовательной траектории личности, которая определяется внешними условиями (качеством обучения в учебном учреждении, семейным и материальным положением человека и т.д.), но в основном ее осуществление связано с осознанием значения самообразования в процессе профессиональной подготовки, с развитыми умениями и навыками самообразовательной деятельности.

2. Книги, периодическая печать, средства массовой информации, Интернет. Навыки самообразовательной работы с литературой вы должны были получить либо в школе, либо в ходе изучения специального курса “Библиография” в начале вузовского обучения, поэтому, видимо, нет необходимости убеждать в необходимости самостоятельного дополнительного чтения специальной литературы и учебников, поиска дополнительной научной информации по различным предметам.

3. Исследовательская деятельность представляет собой непременный аспект педагогического труда. Она создает предпосылки для систематического самообразования не только в вузе, но и после его окончания, если учитель в процессе самостоятельной работы определил для себя конкретную тему педагогического исследования, которая является центром его профессионального интереса. Чаще всего эта тема продиктована реалиями школьной жизни, стремлением педагога, преодолев какие-то негативы педагогической действительности, усовершенствовать процесс обучения и воспитания детей, создать более действенные условия для их личностного развития. Исследовательская деятельность требует не только определенных навыков, но и сформированности таких личностных свойств и качеств, как любознательность, трудолюбие, волевые качества характера, исследовательский тип мышления, позволяющий видеть проблему, анализировать и синтезировать исследуемый материал, обобщать результаты исследования и т.д. Исследовательская деятельность дает возможность повысить уровень самообразования в процессе систематической работы с литературой, помогает определить круг единомышленников в профессиональной деятельности, общение с которыми позволяет накапливать информацию, развивать свой интеллект.

4. Еще один источник самообразования - обучение на различных курсах, дополнительное добровольное образование. Сегодня очень много курсов для людей разных возрастов, с разнообразными потребностями и жизненной мотивацией, важно определить для себя, какие из них наиболее соответствуют профессиональным требованиям и личным потребностям. Естественно, необходимо определиться и с возможностями (материальными, свободного времени, собственного психофизического состояния), чтобы этот источник самообразования не стал препятствием для достижения основной жизненной цели.

5. Активное участие в общественно-полезной деятельности, наличие разнообразных увлечений (художественной самодеятельностью, спортом, рукоделием, живописью и т.д.) тоже является источником для познания, для накопления жизненного опыта. Учащимся интересен тот учитель, который не ограничивает свое личностное развитие непосредственно предметом профессиональной деятельности. Наличие хобби позволяет педагогу расширять свой жизненный кругозор и рамки своего общения с учащимися.

6. Важным источником самообразования являются люди, их знания и опыт. В этой связи необходимо продумывать свои взаимоотношения с коллегами обучающимися, друзьями и т.д. Эти взаимоотношения могут значительно способствовать расширению информационного поля человека.

- ознакомление с нормативно-правовой базой;

- изучение специальной, научно-методической литературы, периодических изданий;

- ознакомление с достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

- изучение новых программ и педагогических технологий;

- ознакомление с передовой практикой образовательных учреждений;

- посещение курсов, семинаров, конференций, просмотр вебинаров, посещение занятий коллег;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- участие в работе педсоветов, семинаров, проведение консультаций, мастер-классов для коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- участие в работе районных методических объединений, интернет-форумов;

- изучение информационных компьютерных технологий;

- проведение дополнительной работы с детьми: диагностика представлений и способностей по теме углубленной работы, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки;

- повышение общекультурного уровня.

Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носит ярко выраженный индивидуальный характер. Самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью.

И готовность к самообразованию определяется профессионально - педагогической направленностью личности. Профессионально - педагогически направленная личность характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для педагога. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность». В настоящее время разработан целый спектр методик и диагностик, позволяющих определить потребности в самообразовании, оценит способности к саморазвитию и самообразованию, для оценки творческого потенциала личности и т. д.

Учителю необходимо выстроить в процессе непрерывного педагогического образования свою профессионально-образовательную стратегию, учитывающую именно его личностные особенности, запросы, мотивы профессиональной деятельности, нужно создать индивидуальную образовательную траекторию как способ достижения жизненной цели.

Подытоживая сказанное о профессиональном самообразовании учителя, выделим наиболее устойчивые и общие его характеристики: оно должно быть непрерывным (осуществляться на всех этапах в системе педагогического образования), личностно-ориентированным (должно отвечать потребностям, возможностям и особенностям личности занимающегося самообразованием человека), должно осуществляться из разнообразных источников.

Список использованной литературы

  1. Блохина, Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8.

  2. Волкова О.В. Самообразование педагога. Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 г.

  3. http://www.menobr.ru/materials/370/5620/

  4. Иванова Т.Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы

на повышение профессионального уровня педагога.

  1. http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/article/view/8bd6379fed6d2def99b93b8e9a6d2a7

  2. Гаврилова А.В. Организация процесса самообразования в

  3. педагогической деятельности учителя.

  4. http://ppt4web.ru/pedagogika/organizacijaprocessa-samoobrazovanija-v-pedagogicheskojj-dejatelnosti-uchitelja.html

  5. Корнеева М.Н. Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства.

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Самообразовние как условие роста учителя"

Автор: Корозникова Анжела Александровна

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624353


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства