Педагогический совет №2
от "____"__________20____ год.
Докладчик: Черкесова Е.Ю.Содокладчик: Ильюшина О.М.
Тема: «Самообразование как средство развития педагогического коллектива и личности».
Свое выступление хочу начать словами Антона Семеновича Макаренко - «Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться».
Под самообразованием следует понимать специально организованную, систематическую познавательную деятельность, которая:
осуществляется добровольно и сознательно;
планируется, управляется и контролируется самим человеком;
направлена на достижение личностных и общественно значимых образовательных целей, а именно - удовлетворение познавательных интересов, профессиональных запросов.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, культуры. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Т.о., самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.
Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения. Без высокой духовности, гуманности специалист не может быть педагогом.
Т.е. смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
На современном этапе развитие образовательного учреждения, качество обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Уровень подготовки должен постоянно совершенствоваться. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.
В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.
Индивидуальный стиль работы предполагает развитие авторского мышления учителя, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.
Определим составляющие этой потребности, т.е. мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
1 мотив – необходимость ежедневного поиска и анализа новой информации;
Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
2 мотив – желание творчества;
Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же плану или сценарию. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
3 мотив – соответствие современным требованиям;
В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
4 мотив – конкуренция;
Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
5 мотив – общественное мнение;
Каждому из нас не безразлично, каким его считают «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!
6 мотив - интерес к делу.
Работу надо любить.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1 форма - специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
Недостатки:
- нехватка у педагогов свободного времени;
- обучение платное.
2 форма - повышение квалификации:
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
- эпизодичность прохождения курсов;
- время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;
с использованием дистанционных технологий (дистационные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, конкурсы)
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
- чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;
- документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
3 форма - групповая самообразовательная работа:
работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
проведение лекций, семинаров, педагогических чтений
4 форма - индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
средств массовой информации,
вычислительной и оргтехники,
библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы),
проведение научно-исследовательской работы по определенной теме
осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности в виде теоретической разработки и практической апробации разных форм уроков, учебных материалов,
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения,
формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)
5 форма - Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает следующие возможности:
использование бесплатных и свободных электронных ресурсов;
самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
освоение информационных концепций, знаний и навыков;
наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
методическая помощь является персональной и адресной;
получить консультацию можно в удобное для педагога время.
В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.