Данная работа может помочь учителю провести самоанализ урока, но не с точки зрения методики и дидактики, а больше сточки зрения психологической составляющей урока, создания боагоприятного климата в классе, который способствует не только лучшему восприятию материала учащимися, но и снижению внутреннего "выгорания". самого педагога.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.
От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.
Самоанализ урока помогает учителю взглянуть на свой урок со стороны, объективно оценит его "плюсы" и "минусы". Это рефлексия, позволяющая выделить неучтенные резервы, выработать свой стиль, сформировать свое педагогическое кредо.
Эта методика не для написания самоанализа руководству школы , а для раздумий, самопознания и самооценки.
Все Вы знаете о ценности привычки к неспешному размышлению, вопрошанию, сомнению, т.е. о пользе рефлексии.
Конечно, это требует времени и душевного настроя. Но ведь, это время роста: для ума, для души. Известный немецкий философ Лессинг сказал; «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте и хоть криво, да сами».
Желаю успехов!
• Была ли моя стратегия урока удачной? Как можно было бы построить урок иначе, чтобы сделать его эффективнее?
• Научились ли мои ученики чему-нибудь на уроке? Если да, то благодаря чему? Если нет, то по какой причине?
• Произошло ли что-нибудь особенное на уроке? Если да, то что именно и почему?
• Насколько хорошо мой урок опирался на знания, опыт и интересы учеников? Как можно было это сделать лучше?
Насколько гибко я адаптировал ход урока к ответам учеников и их поведению?
Как мои ученики относились к тому, что мы вместе делали на протяжении всего урока/ Если нет, то почему/ что мне надо учесть на будущее?
Что мне далось труднее всего на уроке? Что потребовало от меня особых усилий? Почему? Что следует предпринять в следующий раз при таких обстоятельствах?
Были ли мои обучающие приемы эффективны? То, чему научились дети действительно связано с тем, каким образом я их учил? Что мне стоит учесть на будущее?
Можно ли было провести этот урок иначе? Если да, то как именно? Какой
стороне урока следует уделять большее значение: содержательной, методической, эмоциональной?
На какие мотивы своих учеников я опирался на уроке? Учитывал ли я их внутреннюю мотивацию или привлекал в основном внешние стимулы? Как можно было еще побудить их к учебе и к успеху?
Насколько объективно я оценил учебную работу учеников? Достаточно ли понятно для учеников комментировал поставленные отметки? Как оценки влияли на настроение учеников, на весь ход урока?
Предоставлял ли я ученикам возможность самостоятельного управления своей учебной деятельностью? Если да, то в чем. Если нет, то почему и как это стоило бы сделать?
Опирался ли я на какую-нибудь методику обучения при подготовке к уроку и в его проведении? В какой степени проведенный урок согласуется с выбранной мною методикой обучения?
Что новое я понял и осознал в искусстве обучения в результате этого урока? Какой полезный для себя опыт приобрел, анализируя себя и этот урок? Что мне нужно сделать, чтобы стать более успешным учителем?