kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока окружающего мира по теме "Почва. Обобщение", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема

Почва. Обобщение

Цели

Проверить предметные знания по теме и умения применять их при решении разных учебных задач формировать бережное отношение к окружающему миру,    продолжать учить детей  делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать уважительное отношение друг к другу. 

Планируемые результаты

Планируемый результат:  сформировать представление о целостности мира.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:  самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, круговорот веществ.

Ресурсы: конверты с заданиями, карточки с изображением жителей почвы; презентация по теме урока, Маршрутный лист урока.

Основные понятия

Почва, плодородие, круговорот веществ в природе

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, ч.1

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь № 1,

Учебная презентация, ресурсы Интернет.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует учащихся.

Уточняет тематические рамки

- Самое удивительное качество человека – это доброта.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели         (8мин)

Цели: Формулирование темы и цели урока учащимися; актуализация опорных знаний

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

- Ребята, на предыдущих уроках мы говорили об удивительном веществе, которое вы узнаете по описанию: «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть,  догадались, как она называется. Она называется…. – (почва)».

- О чём будем говорить сегодня на уроке? (О почве.)

- Что такое почва? Напишите ответ в своих Маршрутных листах. (Почва – это верхний плодородный слой земли.)

Проверка по слайду + самооценка.

- Что вы знаете о почве?

Выстраивание кластера:

Почва

- Какова цель урока? (Проверить и обобщить наши знания о почве.)

Строить предложения при ответе на вопросы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Обобщение и систематизация знаний

(6 мин)

Цель: проверить предметные знания по теме и умения применять их при решении разных учебных задач. Определить уровень усвоения УУД, формировавшихся  при изучении этого раздела.

Рассказывают о проведённых опытах.

Выполняют задания, обосновывают свои ответы рассуждают

Дети самостоятельно читают и составляют кластер «Состав почвы».

Узнают почву по описанию.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы.

- Начнём работу с состава почвы. А как мы узнали состав почвы? (ответы учащихся о проведённых опытах). Сейчас я попрошу каждого из вас заполнить в Маршрутном листе кластер «Состав почвы».

 Проверка по слайду. Самооценка по Маршрутному листу.

Везде ли одинаковый состав почвы? Какие почвы вы знаете? (Песчаная, супесчаная, глинистая, суглинистая, чернозём).

Проверим, сможете ли вы узнать почвы по описанию. Работа в группах.

Проверка групп по слайдам. Самооценка в Маршрутном листе.

_ Про какую почву А.П.Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас»? (Чернозём, т.к. в этой почве больше всего питательных веществ.)

Ребята, а какая почва в нашем крае? (Чернозём!)

- Да, ребята, мы вправе гордиться своей землёй! Сельское хозяйство в Исилькульском районе считается наиболее развитым.

Знания состава почвы.

Применять для решения задач полученные знания о видах почв

Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной  и др.,  определять основную и второстепенную информацию. (Регулятивные УУД)

Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, выполнять работу сообща, договариваться и принимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД)

Действия по инструкции. (Регулятивные УУД) Работа со схемой (Метапредметные УУД)

Умение работать в группе (Коммуникативные УУД)

Ощутить чувство гордости за свой край (Личностные УУД)

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации  (25мин)

Цель: проверить умение применять знания по теме при решении учебных задач.

Физкультминутка (2 мин)

Выполняют по слайду движения.

Оценивают, принимают решение самостоятельно.

Работают в группе

Организует деятельность учащихся, задает вопросы.

Организует работу учащихся.

- Ребята, а задумывались ли вы над тем, почему земля не засыпана горами листьев? Ведь уже сотни лет каждый год деревья и кустарники сбрасывают осенью листву! Куда исчезают опавшие листья, поломанные ветром ветки, погибшие животные? Кто очищает землю? (Свободные ответы учащихся о круговороте веществ в природе.)

Параллельно на доске ученики моделируют процесс «Круговорота веществ в природе».

- Какую фигуру напоминает этот процесс? Какой ещё процесс имеет такую же фигуру? (Круговорот воды в природе).

- О чём это говорит? (В природе всё взаимосвязано).

-Бесконечно ли плодородие почвы? Что может разрушить почву? (Ответы детей).

- Молодцы! Чтобы каждый мог проверить свои знания по этому вопросу, поиграем в игру «Верно. Неверно». Работать будете в Маршрутном листе. Я называю предметы и действия, а вы решаете: если они сохраняют почву – ставите «+». Если – разрушают – «-».

сажают растения

используют ядохимикаты для борьбы с насекомыми-вредителями

сжигают опавшие листья

 рыхлят почву

 поливают растения по мере необходимости

Самооценка в Маршрутном листе.

- Молодцы, ребята, вы усвоили правила охраны почвы.

- Ребята, представьте, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервался. Каковы последствия?» (рассуждения учащихся о важности почвы)

- Послушайте слова российского почвоведа Докучаева Василия Васильевича: «Почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет».

- Ребята, давайте, всё, что мы знаем о Почве кратко, но метко отразим в Синквейне. Поработаем в группах.

Применять для решения задач полученные знания о круговороте веществ в природе

Знания охраны и разрушения почвы.

Умение составлять синквейн.

Коммуникативные УУД

Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).

Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).

Умение работать сообща. (Коммуникативные УУД)

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.

Дает инструкцию по домашнему заданию.

- А теперь подсчитайте количество баллов за выполненные задания и выставите себе отметку за урок.

- Оцените свою работу на уроке (сигналы).

ДОМА: составить условные знаки охраны почвы

Подводить итоги своей деятельности на уроке

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока окружающего мира по теме "Почва. Обобщение", 3 класс»

Тема

Почва. Обобщение

Цели

Проверить предметные знания по теме и умения применять их при решении разных учебных задач формировать бережное отношение к окружающему миру, продолжать учить детей делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты

Планируемый результат: сформировать представление о целостности мира.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия: почва, гумус, минеральные соли, круговорот веществ.

Ресурсы: конверты с заданиями, карточки с изображением жителей почвы; презентация по теме урока, Маршрутный лист урока.

Основные понятия

Почва, плодородие, круговорот веществ в природе

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник, ч.1

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь № 1,

Учебная презентация, ресурсы Интернет.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Этап урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует учащихся.

Уточняет тематические рамки

- Самое удивительное качество человека – это доброта.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.



Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели (8мин)

Цели: Формулирование темы и цели урока учащимися; актуализация опорных знаний


С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует формулирование темы урока учащимися


Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися

- Ребята, на предыдущих уроках мы говорили об удивительном веществе, которое вы узнаете по описанию: «Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется. Она называется…. – (почва)» .

- О чём будем говорить сегодня на уроке? (О почве.)

- Что такое почва? Напишите ответ в своих Маршрутных листах. (Почва – это верхний плодородный слой земли.)

Проверка по слайду + самооценка.

- Что вы знаете о почве?

Выстраивание кластера:

Почва

Что разрушает почву

Виды почвы

Состав почвы

Что такое почва



Как беречь почву





- Какова цель урока? (Проверить и обобщить наши знания о почве.)

Строить предложения при ответе на вопросы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


III. Обобщение и систематизация знаний

(6 мин)

Цель: проверить предметные знания по теме и умения применять их при решении разных учебных задач. Определить уровень усвоения УУД, формировавшихся при изучении этого раздела.


Рассказывают о проведённых опытах.


Выполняют задания, обосновывают свои ответы рассуждают


Дети самостоятельно читают и составляют кластер «Состав почвы».













Узнают почву по описанию.

Организует деятельность учащихся, задает вопросы.


















Организует деятельность учащихся, задает вопросы.




Организует деятельность учащихся, задает вопросы.


- Начнём работу с состава почвы. А как мы узнали состав почвы? (ответы учащихся о проведённых опытах). Сейчас я попрошу каждого из вас заполнить в Маршрутном листе кластер «Состав почвы».



Проверка по слайду. Самооценка по Маршрутному листу.




Везде ли одинаковый состав почвы? Какие почвы вы знаете? (Песчаная, супесчаная, глинистая, суглинистая, чернозём).




Проверим, сможете ли вы узнать почвы по описанию. Работа в группах.

Проверка групп по слайдам. Самооценка в Маршрутном листе.


_ Про какую почву А.П.Чехов сказал: «Почва здесь такая, что воткнёшь оглоблю, а вырастет тарантас»? (Чернозём, т.к. в этой почве больше всего питательных веществ.)

Ребята, а какая почва в нашем крае? (Чернозём!)

- Да, ребята, мы вправе гордиться своей землёй! Сельское хозяйство в Исилькульском районе считается наиболее развитым.


Знания состава почвы.
























Применять для решения задач полученные знания о видах почв


Планировать свои действия. Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию. (Регулятивные УУД)

Аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, выполнять работу сообща, договариваться и принимать точку зрения другого. (Коммуникативные УУД)



Действия по инструкции. (Регулятивные УУД) Работа со схемой (Метапредметные УУД)

Умение работать в группе (Коммуникативные УУД)





Ощутить чувство гордости за свой край (Личностные УУД)











IV. Применение знаний и умений в новой ситуации (25мин)

Цель: проверить умение применять знания по теме при решении учебных задач.





Физкультминутка (2 мин)

Выполняют по слайду движения.





Оценивают, принимают решение самостоятельно.










































Работают в группе






Организует деятельность учащихся, задает вопросы.




Организует работу учащихся.





- Ребята, а задумывались ли вы над тем, почему земля не засыпана горами листьев? Ведь уже сотни лет каждый год деревья и кустарники сбрасывают осенью листву! Куда исчезают опавшие листья, поломанные ветром ветки, погибшие животные? Кто очищает землю? (Свободные ответы учащихся о круговороте веществ в природе.)


Параллельно на доске ученики моделируют процесс «Круговорота веществ в природе».

- Какую фигуру напоминает этот процесс? Какой ещё процесс имеет такую же фигуру? (Круговорот воды в природе).

- О чём это говорит? (В природе всё взаимосвязано).


-Бесконечно ли плодородие почвы? Что может разрушить почву? (Ответы детей).

- Молодцы! Чтобы каждый мог проверить свои знания по этому вопросу, поиграем в игру «Верно. Неверно». Работать будете в Маршрутном листе. Я называю предметы и действия, а вы решаете: если они сохраняют почву – ставите «+». Если – разрушают – «-».

сажают растения

используют ядохимикаты для борьбы с насекомыми-вредителями

сжигают опавшие листья

рыхлят почву

поливают растения по мере необходимости

Самооценка в Маршрутном листе.

- Молодцы, ребята, вы усвоили правила охраны почвы.

- Ребята, представьте, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервался. Каковы последствия?» (рассуждения учащихся о важности почвы)

- Послушайте слова российского почвоведа Докучаева Василия Васильевича: «Почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет».

- Ребята, давайте, всё, что мы знаем о Почве кратко, но метко отразим в Синквейне. Поработаем в группах.





Применять для решения задач полученные знания о круговороте веществ в природе









Знания охраны и разрушения почвы.



























Умение составлять синквейн.

Коммуникативные УУД





Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).



Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Регулятивные УУД).

Умение работать сообща. (Коммуникативные УУД)


V. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (3 мин)

Цели: Оценивание качества своей работы на уроке.

Оценивают свою работу на уроке

Организует рефлексию, выставляет отметки за урок.



Дает инструкцию по домашнему заданию.

- А теперь подсчитайте количество баллов за выполненные задания и выставите себе отметку за урок.

- Оцените свою работу на уроке (сигналы).



ДОМА: составить условные знаки охраны почвы

Подводить итоги своей деятельности на уроке

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


























Маршрутный лист урока

Ф.И.


Оценивание: без ошибок – 3 балла

1-2 ошибки - 2 балла

3 ошибки – 1 балл

3 и более ошибок – 0 баллов

1.

Почва – это _________________________________

___________________________________________.


Оцени себя

2.

Оцени себя

3. Виды почв.

Оцени себя



4. Верно, неверно.













Оцени себя


Отметка за урок: 12 баллов – «5»

6 – 8 баллов – «4»

5 и меньше – «3»











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока окружающего мира по теме "Почва. Обобщение", 3 класс

Автор: Таймер Ирина Александровна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 268861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства