Развитие творческого воображения младших школьников
Воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн говорил, умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К.Э. Циолковский утверждал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Различают несколько видов воображения:
Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию. Например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».
Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого воображения»
Развитие творческого воображения младших школьников
Воображение — это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн говорил, умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К.Э. Циолковский утверждал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.
Различают несколько видов воображения:
Воссоздающее— это представление образов по заранее составленному описанию.Например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначеэтотвид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
Творческое— это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».
Неуправляемое— это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Успешность формирования творческого мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения на более ранних этапах формирования личности. Чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее: всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
- различная легкость преобразования реальности в воображении;
- импульсивность и эмоциональный настрой;
- отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе.
Проблема развития воображения детей актуальна тем, что оно является не только предпосылкой эффективного усвоения обучающимися нового учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.
Применять творческие задания можно и нужно на всех этапах изучения темы. Для решения можно использовать различные методы активизации мышления, такие как мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, морфологический метод, метод творческих преобразований.
Мозговой штурм:
1. Прочтите внимательно условие задачи и предложите все возможные, в том числе и абсурдные, гипотезы её решения.
2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите из них те, которые наиболее вероятны.
Синектика - это метод творческих задач путем поиска аналогий.
Внимательно прочтите условие задачи и предложите все возможные варианты её решения. Для этого постарайтесь найти все следующие виды аналогий:
1. Прямая аналогия – с некоторой системой живых или неживых процессов в природе (например, круговорот воды).
2. Личная аналогия – представить себя в образе той системы, в которой возникла проблема. Что стоило бы изменить?
3. Символическая аналогия – изображение условий задачи в виде рисунка, схемы.
4. Фантастическая аналогия – изложение условий задачи в виде сказки и применение фантазийных ситуаций для поиска ответов.
Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью случайно выбранных объектов.
Выберите систему для преобразования.
Выберите 4-5 случайных объектов и запишите характерные для них признаки.
Попытайтесь придать системе признаки случайных объектов и составьте описание преобразованной системы.
Метод творческих преобразований
Для этого можно использовать как приведенную ниже таблицу преобразований, так и последовательные вопросы. В любом случае обучюащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.
Таблица возможных преобразований
Переместить
Пересадить
Упорядочить
Успокоить
Снизить
Удалить
Расположить по-новому
Усложнить
Добавить
Адаптировать
Ускорить
Заимствовать
Сузить
Ассимилировать
Игнорировать
Наладить сеть связей
Заменить
Сдвинуть
Уплотнить
Упростить
Усилить
Обозначить
Освежить
Вставить
Организовать
Избавиться
усомниться
Оптимизировать
Переставить
Переработать
Исправить
Смягчить
Увеличить
Сделать максимальным
Сделать минимальным
Привести в движение
Преобразующие вопросы
1. Изменения
Можете ли вы изменить цвет данного объекта, размер, форму, звук, направление движения?
Какой неожиданный поворот в изменении этого объекта вы могли бы придумать?
Можно ли улучшить, усовершенствовать данный объект?
2. Уменьшение
Можно ли сократить данный процесс по времени?
Можно ли сделать этот объект меньше, короче, легче, тоньше, слабее?
Можно ли сделать этого человека менее заметным?
Что еще можно облегчить, укоротить, убрать?
3. Увеличение
Можно ли увеличить продолжительность этого процесса?
Можно ли удлинить этот объект, сделать его больше, тяжелее, сильнее, толще?
Можно ли сделать так, чтобы человек стал заметнее, ярче?
Что еще можно усилить, добавить?
4. Замещение
Можно ли заменить название?
Что еще можно использовать вместо этого?
Кто мог бы успешно заменить этого человека?
Можно ли взамен этого использовать другой механизм, процесс, другой источник энергии?
Можно ли это сделать в другом месте, в другое время?
И т. д.
Основу работы по развитию творческого воображения с детьми составляют творческие упражнения и сюжетные игры:
1. А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?
2. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход.
3. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
4. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»
5. Пусть руки на время станут такими длинными! Что можно будет сделать ими?
6. Что будет, если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички?
7. Что будет, если у нас удлинится на время нос?
8. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.
9. Сделайте «разметку» людей цветом по их нравственным качествам. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром?
10. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ.
11. Оживление героев художественных картин и скульптур.
12. «Как мне повезло». Как мне повезло, — говорит подсолнух, — я похож на солнце. Как мне повезло, — говорит картошка, — я кормлю людей. Как мне повезло, — говорит береза, — из меня делают ароматные веники.
13. Прием «ускорение – замедление». Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет?
14. Машина времени. Например, у вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.
15. Метод Л.Н. Толстого. Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает.
16. Придумайте новую фантастическую игру. Например, шахматные фигуры сделаны из шоколада. Выиграл фигуру противника — и можешь ее тут же съесть.
Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков. Л.С. Выготский писал: «Творческое воображение – это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения».