kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне кажется, что вместе с безусловным плюсами (такими как знакомство с различными техниками, видами художественного творчества), доступность разнообразных информационных источников, в частности, ресурсов интернета, далеко не всегда способствует развитию творческого воображения, порождает стремление следовать шаблону, предложенной схеме для получения определенного художественного изделия. И сама по себе учебная деятельность в ее традиционном понимании направлена на усвоение учащимися базовых требований, не сопряжена в должной степени с творческой деятельностью и способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, дети практически не имеют возможность действовать самостоятельно и действуют по заданному алгоритму, не проявляя творческого подхода к решению однотипных заданий. Думаю,  практически каждый педагог, как и я, сталкивался с ситуацией, когда при выполнении тех или иных заданий, особенно в ДПИ, дети стремятся скопировать образец. Даже тогда, когда есть возможность внести изменения, проявить фантазию и преподавателем поставлена соответствующая задача.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.»

Методические рекомендации по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Разработала Нечаева Н.Г., педагог дополнительного образования МАУДОД «Радуга талантов»

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.  

      Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов, оригинальных продуктов. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д. Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение.

Мне кажется, что вместе с безусловным плюсами (такими как знакомство с различными техниками, видами художественного творчества), доступность разнообразных информационных источников, в частности, ресурсов интернета, далеко не всегда способствует развитию творческого воображения, порождает стремление следовать шаблону, предложенной схеме для получения определенного художественного изделия. И сама по себе учебная деятельность в ее традиционном понимании направлена на усвоение учащимися базовых требований, не сопряжена в должной степени с творческой деятельностью и способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, дети практически не имеют возможность действовать самостоятельно и действуют по заданному алгоритму, не проявляя творческого подхода к решению однотипных заданий. Думаю, практически каждый педагог, как и я, сталкивался с ситуацией, когда при выполнении тех или иных заданий, особенно в ДПИ, дети стремятся скопировать образец. Даже тогда, когда есть возможность внести изменения, проявить фантазию и преподавателем поставлена соответствующая задача.

Почему именно возрасту младшего школьника я хочу уделить пристальное внимание? Дело в том, что по мнению многих психологов, именно в 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.

На своих занятиях я использую следующие способы развития творческого воображения: художественно-дидактические игры; рисование на темы; выразительные средства живописи и рисунка.

  • Выразительные средства живописи и рисунка. В этом разделе я особо выделяю

нетрадиционные техники, применяемые на занятиях ИЗО. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. (Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными и широко известными.) Кроме того, это задания с «непредсказуемым» результатом. Достаточно часто распространенно «обучение по образцу». Такой способ - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций. Однако механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения, в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей. Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать. Работы, выполненные в нетрадиционных техниках, не могут иметь однозначного, правильного или не правильного, результата. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. На наших занятиях мы достаточно часто работаем в таких техниках, как энкаустика ( пластилиновая живопись), монотипия, граттаж, кляксография с трубочкой, использование малярный ленты ( скотча), рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой и пр. Каждая из техник -это маленькая игра, участвуя в которой ребенок знакомится со свойствами художественных материалов, бумаги, со способами работы с ними.

  • Художественно-дидактические игры. Как известно, игра – лучший вид деятельности

для дошкольника и младшего школьника, в котором развивается творческое воображение. Игру я могу предложить как для «разминки», в виде коротких упражнений в начале занятия, так и посвятить ей урок полностью. Во втором случае результатом такой игры становятся самостоятельное произведения. Вариантов таких игр – бесконечное множество, вот некоторые из них:

Упражнение «Волшебные кляксы». Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Упражнение «Волшебная ниточка». В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Игра – «Неоконченный рисунок».    Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

Упражнение «На что похожи наши ладошки». Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

  • Рисование на темы. Важным умением творческого человека является способность

взглянуть на мир со стороны. Для развития этой способности ребенок должен иметь знание о том, что представляют собой «другие стороны» восприятия мира. Кроме того, в творческом процессе большую роль играет комбинирование, перестановка, изменение положения уже известных элементов. Творческие задания носят открытый характер, вариантов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству.


Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: изобразительная деятельность, или, другими словами, рисование – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. И в то же время рисование – это не только забава, но и творческий труд. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Я согласна с мнением психологов, что рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение и мир, в котором он живет.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нечаева Наталия Геннадиевна

Дата: 25.05.2016

Номер свидетельства: 330169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства