«Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творчества»
Филиал муниципального образовательного бюджетного
учреждения средняя общеобразовательная школа с. Зирган
в основной образовательной школе дер. Верхнеюлдашево муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
Развитие творческих способностей ребенка
Разработала: учитель Рафикова Венера Фаритовна филиала муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Зирган в основной образовательной школе дер. Верхнеюлдашево муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
ООШ д. Верхнеюлдашево
Актуальность проблемы.
Президентом РФ в апреле 2012 года была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». В Концепции содержатся две стратегические установки. Первая из них утверждает недопустимость селекционного подхода по принципу наличия или отсутствия одаренности у детей и подростков. В Концепции справедливо отмечается: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность»¹.
Вторая установка касается ответственности государства за предоставление каждому представителю молодого поколения возможностей для адекватного развития его дарований: акцент сделан не на отборе или выявлении особо перспективных молодых граждан, а на стимулировании роста творческого потенциала всего российского общества за счет максимальной самореализации каждого из его членов. По этому поводу в Концепции говорится: «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи»².
Педагоги нашей школы регулярно посещают курсы повышения квалификации. Уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов достаточно высок: 90% педагогов активно используют ИКТ-технологии в образовательном процессе; используют дистанционные образовательные технологии, постепенно внедряют технологии проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Тем не менее анализ результатов исходной ситуации в школе, проведенный администрацией, методическими объединениями педагогов и рабочей группой разработчиков данной Программы, показал, что школой еще недостаточно накоплен опыт в работе с талантливыми и одарёнными детьми, который способствует конкурентоспособности ОУ на рынке образовательных услуг.
Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей детей является приоритетным направлением нашей школы.
Продолжает оставаться актуальной проблема подготовки кадров к работе с детской одаренностью. Необходимо обучение всех категорий педагогических работников методикам выявления и формам организации работы по развитию творческих способностей учащихся.
1.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012
2.см.: там же
Стратегической целью Проекта «Развитие творческих способностей детей» является создание социально-образовательной среды, в условиях которой гарантируется реализация творческого потенциала ребенка на основе свободного выбора и освоения индивидуальных маршрутов развития в широком спектре образовательных программ и социальных практик.
Цель проекта:
Формирование модели работы с одарёнными детьми в школе, позволяющей создать условия для развития творческих способностей.
Задачи:
1.Обеспечить нормативно-правовое сопровождение Программы
2. Изучить творческие способности детей и использовать их при организации и проведении занятий.
3. Педагогам изучить методические методы и приемы в работы с одаренными детьми через методическую учёбу, педсоветы, самообразование.
4.Накопить библиотечный фонд по развитию творческих способностей учащихся.
5.Отобрать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
6.Разработать план участия школьников в муниципальных, региональных, всероссийских, международных, дистанционных и Интернет - олимпиадах, конкурсах, творческих фестивалях.
7. Разработать систему поощрения профессионального совершенствования педагогических кадров, работающих с творчески одаренными детьми.
8.Совершенствовать систему контроля и оценивания достижений талантливых и высокомотивированных учащихся.
Концепция Проекта
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Детям, с высокой мотивацией к обучению, должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества, развиваясь как самодостаточная, инициативная и компетентная личность.
Если образование не помогает человеку раскрыться, если оно не развивает его, возникает вопрос: образование ли это?³
3.Кудрявцев В.Т. Образование – «День сурка» или «разрыв шаблона»? // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. - № 5(31). – с. 34-39.
Этот вопрос ставят многие психологи и сейчас.
То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество.
При таком понимании понятия «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря, «творческая одаренность» — это характеристика не просто высшего уровня выполнения любой деятельности, но ее преобразования и развития.
Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает:
а) доминирующую роль познавательной мотивации;
б) исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
в) возможности достижения оригинальных решений;
г) возможности прогнозирования и предвосхищения;
д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Она совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творческое развитие человека. Внешние проявления творчества многообразны: более быстрое развитие речи и мышления, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счетом; любознательность ребенка, исследовательская активность.
Структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. У одаренного ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула, обнаружению нового в обычном. Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, преобразование неизвестного в известное, обеспечивает творческое порождение образов.
Для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.
При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е.П.Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.
Продуктивность, или беглость, – способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.
Гибкость – способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность – один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Другой показатель творческости обозначается термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие – детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности
специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
Исходя из этого, предполагается развитие творческих способностей детей через самые различные формы работы педагогов.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
школьный интеллектуальный клуб;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
проектная деятельность
Особенно хочется подчеркнуть важность использования учителем метода проектов. Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческих способностей.
Как считает И.С. Сергеев, «в процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения этой задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности;
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов.
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми- вступать в диалог, задавать вопросы;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ожидаемые результаты:
-увеличение числа обучающихся, охваченных различными формами работы по развитию творческих способностей;
- увеличение числа детей, получивших возможность участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, турнирах за пределами села, района;
- наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих творческих способностей;
- удовлетворенность учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе; ощущение свободы и комфортность в образовательном пространстве.
Этапы деятельности учителя по работе с одаренными детьми:
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
- внеклассной работы по предмету;
- профессиональных проб;
- деятельности интеллектуального клуба.
2 этап: деятельностный
-Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
- Выявление творческих способностей детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Создание детских портфолио.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
- Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы по развитию творческих способностей детей».
- Внедрение в практику работы рейтинга творчески одаренных учащихся.
Список литературы
Основная литература
1.Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа). М., 2011. – 75 с.
2.Габдулхаков В. Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации: монография / В. Ф. Габдулхаков. – М.: Московский психолого-социальный институт (изд-во НПО «МОДЭК»), 2013. – 258 с.
3. Игнатова А.Ю. Ценностные ориентиры в системе образования Германии
(конец ХХ – начал XXI вв.). – Рязань, 2012. - 21 с.
4.Кудрявцев В.Т. Образование – «День сурка» или «разрыв шаблона»? //
Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2012. - № 5(31). – с. 34-39.
5. Рабочая концепция одарённости. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.
6.Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и
обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем
развития образования / Д.И.Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2011. – С. 14-15.
7.Чошанов М.А. Подготовка учителей в США как фактор национальной безопасности. // Образование и саморазвитие. – 2012. - № 6. – С. 134-139.
Дополнительная литература
8.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012
9.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(237) "Влияние художественного слова на развитие творчества c использованием нетрадиционных методов рисования у детей с диагнозом ДЦП."
["seo_title"] => string(146) "vliianiie-khudozhiestviennogho-slova-na-razvitiie-tvorchiestva-c-ispol-zovaniiem-nietraditsionnykh-mietodov-risovaniia-u-dietiei-s-diaghnozom-dtsp"
["file_id"] => string(6) "275472"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1452584621"
}
}