Развитие творчества, творческого воображения и интереса на уроках в начальной школе.
Развитие творчества, творческого воображения и интереса на уроках в начальной школе.
Развитие творчества, творческого воображения и интереса на уроках в начальной школе.
«Природа – лежит в основе детского
Мышления, чувств, творчества и воображения»
В.А. Сухомлинский.
Важную роль в развитии творческой активности у учащихся играют учебные задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. Творчество – нестандартное выполнение той или иной педагогической задачи или деятельности.
Творческая работа педагога связана с использованием ряда впечатлений, жизненного опыта, с социальным поиском новых данных, с овладением средствами деятельности. Подлинное творчество, отвечают многие педагоги, проявляется тогда, когда с помощью микро средств достигаются макро результатом.
Творчество всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Но творчество вряд ли может существовать без образцов, без подражания, без ориентиров, без образцов, без знания того, что уже достигнуто, что уже застыло раз и навсегда в определенных нормах.
Если педагог будет творческая личность, а он должен быть творческим, то и детей он будет воспитывать и обучать творчеству, пробуждать творческие задатки у учащихся.
В настоящее время уделяется больше подготовке молодого поколения творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитание активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения.
Творчество школьника выражается в открытии нового: способа решения задач, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т.д.
Там где нет этого открытия, нет и творчества. Способности учащихся к созданию чего – либо нового без опоры, требующей проявления творчества.
Важную роль в развитие творчества играют учебные задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта.
«Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений» (А.Я. Понамарев)
Воображение ребенка намного богаче, чем у взрослого человека, и поэтому задача учителя сводится в основном к предоставлению разнообразных возможностей, созданию условий для проявления детского творческого воображения и фантазии.
Но успех достигается лишь при систематической работе со школьниками по целенаправленному формированию творческого воображения. Однако при научном рассмотрение вопроса оказывается, что творческое воображение достигает своей зрелости только у взрослого человека «Дело в том, что деятельность воображения зависит от опыта, комбинаторных способностей, потребностей, и интересов личности» (Л.С. Выгодский) Естественно, опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, уступает и характер комбинаций и представлений, имеющихся у ребенка. И, конечно, трудно сравнивать потребности и интересы школьника и взрослого. Все это позволяет сделать вывод о том, что учителю необходимо проводить специальную систематическую работу с детьми по формированию у них творческого воображения.
К упражнениям такого типа относятся следующие задания, которые учитель может использовать на уроках.
На уроках математики: составить задачу о предметах, находящихся в 4 классе, или изображенных на картинках, о воображаемых предметах; решать задачи – шутки на развитие творческого воображения.
На уроках русского языка и литературы, казахского и иностранного так же есть возможность использовать задания, направленные на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, составить памятку, придумать слова, словосочетания, сделать предложение распространенным: составить рассказ по воображаемому рисунку, нарисовать словесную картину к рассказу и т.д.
На уроках ИЗО можно использовать рисования волшебных картинок, которые можно превратить в различные предметы, если немного пофантазировать и вообразить.
Во что можно превратить эту картинку? (в очки, штангу, гантель, лицо человека или животного, самокат, коляску и т.д.)
Игра- задание «волшебные кляксы» Обыкновенные кляксы можно превратить в забавных человечков, животных и др. предметы, придумывая к ним название и рассказ, сказку.
Для использования эффективности заданий учитель может использовать диагностику О.М. Дьяченко. (Воображение школьника).
Чтобы определить уровень развития творческого воображения можно выполнить такое задание: Нарисовать несуществующего животного. Так же можно использовать методику ТРИЗА (теория решения изобретательских задач).
«Воображение творчества в детском возрасте» Л.С. Выгодский.
На уроках русского языка можно использовать задание на составление рассказа, о школьнике используя слова совершенно не подходящие к этой теме. Составить рассказ по картинке, составить воображаемый фантастический рассказ, по словам (яблоко, червяк, дерево, воробей).
Так же можно использовать элементы методики Л.В. Зонкова, А.С. Пчелки, П.Б. Эрдниева, В.К. Дьяченко, КСО Мкррчьян. На уроках природоведения использовать экологическое творчество.
На основе наблюдения в природоведения можно использовать сказку (наблюдал за жучком сочинить сказку о нем.) На уроках гуманитарного направления можно использовать кроссворды, составление различных памяток, рассказов, устное рисование портретов, картин, творческое сочинение.
Проведение уроков воображаемого путешествия по странам, материкам, городам и океанам.
На уроках трудового обучения задание творческого характера связаны с изменением конструкции изделия (изготовление различных творческих открыток для поздравления – изобретая что-то новое интересное, красивое).
В воспитательной работе со школьниками использовать КТД (коллективно творческие дела), которые помогают развивать творчество у детей (познакомиться с работами И.П. Иванова наследие А.С. Макаренко).
Когда я использую творческие работы, деткам становится интересно на уроках. Уроки становятся не скучными. В классе нет отдыхающих. Все с удовольствием работают. Желаю всем учителям подходить с творчеством к разработкам своих уроков. Успеха и творчества всем в вашей педагогической деятельности.
Учитель начальной школы ГУ Гимназии г.Астана : БАЙДА А.П.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творчества, творческого воображения и интереса на уроках в начальной школе. »
Развитие творчества, творческого воображения и интереса на уроках в начальной школе.
«Природа – лежит в основе детского
Мышления, чувств, творчества и воображения»
В.А. Сухомлинский.
Важную роль в развитии творческой активности у учащихся играют учебные задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. Творчество – нестандартное выполнение той или иной педагогической задачи или деятельности.
Творческая работа педагога связана с использованием ряда впечатлений, жизненного опыта, с социальным поиском новых данных, с овладением средствами деятельности. Подлинное творчество, отвечают многие педагоги, проявляется тогда, когда с помощью микро средств достигаются макро результатом.
Творчество всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Но творчество вряд ли может существовать без образцов, без подражания, без ориентиров, без образцов, без знания того, что уже достигнуто, что уже застыло раз и навсегда в определенных нормах.
Если педагог будет творческая личность, а он должен быть творческим, то и детей он будет воспитывать и обучать творчеству, пробуждать творческие задатки у учащихся.
В настоящее время уделяется больше подготовке молодого поколения творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитание активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения.
Творчество школьника выражается в открытии нового: способа решения задач, нового свойства рассматриваемого предмета, новых связей в учебном материале и т.д.
Там где нет этого открытия, нет и творчества. Способности учащихся к созданию чего – либо нового без опоры, требующей проявления творчества.
Важную роль в развитие творчества играют учебные задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта.
«Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений» (А.Я. Понамарев)
Воображение ребенка намного богаче, чем у взрослого человека, и поэтому задача учителя сводится в основном к предоставлению разнообразных возможностей, созданию условий для проявления детского творческого воображения и фантазии.
Но успех достигается лишь при систематической работе со школьниками по целенаправленному формированию творческого воображения. Однако при научном рассмотрение вопроса оказывается, что творческое воображение достигает своей зрелости только у взрослого человека «Дело в том, что деятельность воображения зависит от опыта, комбинаторных способностей, потребностей, и интересов личности» (Л.С. Выгодский) Естественно, опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, уступает и характер комбинаций и представлений, имеющихся у ребенка. И, конечно, трудно сравнивать потребности и интересы школьника и взрослого. Все это позволяет сделать вывод о том, что учителю необходимо проводить специальную систематическую работу с детьми по формированию у них творческого воображения.
К упражнениям такого типа относятся следующие задания, которые учитель может использовать на уроках.
На уроках математики: составить задачу о предметах, находящихся в 4 классе, или изображенных на картинках, о воображаемых предметах; решать задачи – шутки на развитие творческого воображения.
На уроках русского языка и литературы, казахского и иностранного так же есть возможность использовать задания, направленные на создание нового продукта: подобрать слова, сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ, составить памятку, придумать слова, словосочетания, сделать предложение распространенным: составить рассказ по воображаемому рисунку, нарисовать словесную картину к рассказу и т.д.
На уроках ИЗО можно использовать рисования волшебных картинок, которые можно превратить в различные предметы, если немного пофантазировать и вообразить.
Во что можно превратить эту картинку? (в очки, штангу, гантель, лицо человека или животного, самокат, коляску и т.д.)
Игра- задание «волшебные кляксы» Обыкновенные кляксы можно превратить в забавных человечков, животных и др. предметы, придумывая к ним название и рассказ, сказку.
Для использования эффективности заданий учитель может использовать диагностику О.М. Дьяченко. (Воображение школьника).
Чтобы определить уровень развития творческого воображения можно выполнить такое задание: Нарисовать несуществующего животного. Так же можно использовать методику ТРИЗА (теория решения изобретательских задач).
«Воображение творчества в детском возрасте» Л.С. Выгодский.
На уроках русского языка можно использовать задание на составление рассказа, о школьнике используя слова совершенно не подходящие к этой теме. Составить рассказ по картинке, составить воображаемый фантастический рассказ, по словам (яблоко, червяк, дерево, воробей).
Так же можно использовать элементы методики Л.В. Зонкова, А.С. Пчелки, П.Б. Эрдниева, В.К. Дьяченко, КСО Мкррчьян. На уроках природоведения использовать экологическое творчество.
На основе наблюдения в природоведения можно использовать сказку (наблюдал за жучком сочинить сказку о нем.) На уроках гуманитарного направления можно использовать кроссворды, составление различных памяток, рассказов, устное рисование портретов, картин, творческое сочинение.
Проведение уроков воображаемого путешествия по странам, материкам, городам и океанам.
На уроках трудового обучения задание творческого характера связаны с изменением конструкции изделия (изготовление различных творческих открыток для поздравления – изобретая что-то новое интересное, красивое).
В воспитательной работе со школьниками использовать КТД (коллективно творческие дела), которые помогают развивать творчество у детей (познакомиться с работами И.П. Иванова наследие А.С. Макаренко).
Когда я использую творческие работы, деткам становится интересно на уроках. Уроки становятся не скучными. В классе нет отдыхающих. Все с удовольствием работают. Желаю всем учителям подходить с творчеством к разработкам своих уроков. Успеха и творчества всем в вашей педагогической деятельности.
Учитель начальной школы ГУ Гимназии г.Астана : БАЙДА А.П.