Развитие творческих способностей детей на уроках музыки
Развитие творческих способностей детей на уроках музыки
« Развитие высоких творческих способностей детей
на уроках музыки»
Большое влияние на развитие творческих способностей ребёнка оказывает музыка. Она является сильнейшим средством воспитания и развития не только музыкальных способностей, но и качеств характера. Ведь человек, увлеченный искусством, личность, умеющая оценить общечеловеческие ценности, умеющая высказывать своё мнение, любящий свою Родину.
Обучающимся, не имеющим музыкального опыта знаний, умений, открыть в них таланты, развить интерес к музыкальному искусству.
От встречи с музыкой ребёнок должен получать удовольствие, духовное наслаждение. Я выделяю следующие задачи музыкального воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей на уроках музыки »
« Развитие высоких творческих способностей детей
на уроках музыки»
Большое влияние на развитие творческих способностей ребёнка оказывает музыка. Она является сильнейшим средством воспитания и развития не только музыкальных способностей, но и качеств характера. Ведь человек, увлеченный искусством, личность, умеющая оценить общечеловеческие ценности, умеющая высказывать своё мнение, любящий свою Родину. Обучающимся, не имеющим музыкального опыта знаний, умений, открыть в них таланты, развить интерес к музыкальному искусству. От встречи с музыкой ребёнок должен получать удовольствие, духовное наслаждение. Я выделяю следующие задачи музыкального воспитания. - Учить воспринимать и понимать музыку - Развивать музыкальный вкус - Учить находить связь музыки с разнообразными жизненными явлениями и явлениями в природе. - Развивать музыкальный слух, голос, чувство ритма, муз. память. - Развивать песенное, танцевальное музыкальное игровое творчество детей.
Но не каждый обладает хорошими муз. способностями поэтому необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, чтобы в доступной форме помочь ему приблизится к муз. искусству. Это интересные муз. игры которые способствуют развитию интереса у детей к музыке. Дидактические упражнение, ритмические игры. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребёнке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место интонированию, импровизации. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. На протяжение всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыки, прислушиваться друг к другу и умение слышать себя. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу муз. развитию. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором, но и то что под её влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создаёт уже его собственное творческое воображение. Воображение у ребят, особенно мл. возраста как правило, яркое, живое так, например произошло с фрагментами из «Утро» Грига ребята по разному называли его «Весна», «Восход Солнца», «Цветы распускаются» , «Утро в лесу». Я постепенно подвожу их к правильному ответу. Работа с попевками Работе с попевкой уделяю 5-10 минут в первой половине урока, когда слух и внимание детей ещё не ослабели. При пении попевки транпонируем. Наиболее муз. подготовленным И увлечённым детям можно предложить д/з- переписать в тетрадь попевку и раскрасить ступени в цвета радуги. Для индивидуальной работы я использую «Вокализы». Одним из средств муз. эстетического воспитания в школе является хоровое пение. Петь может и хочет практически каждый ребёнок. Цель: 1. Способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства. 2. Постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство в вокально-хоровым репертуаром. 3. Воспитание вокального слуха, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент ибо хор – это собрание единомышленников. Но всё это возможно когда будет постоянный контроль «ушей». Уши – это наши контролёры.
Также стараюсь использовать народную музыку. Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся начальных классов могут служить считалки, дразнилки и т.д. В младших классах дети любят петь такие песни. Ведь они дают детям возможность проявлять себя творчески. Они сами ищут движения, характеризующие персонаж.
Результатом творческой работы учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление тщательно готовится. Концерт- это не только радость и праздник но это и трудная напряжённая работа, результатом которой является рождения искусства. Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, фестиваль, утренники, конкурсы КВН, традиционными уже стали Новый год, последний звонок, выпускной вечер. Моя задача - средствами музыкального искусства воспитывать и развивать у ребят эстетические чувства, правильное представление о прекрасном, расширять их знания музыкальный кругозор. Урок музыки - это импульс для достижения этих целей. Всё, чем я занимаюсь с детьми, считаю, способствует развитию музыкальной личности.
Важно, чтобы в творческом музицировании, ребёнок выплёскивал своё состояние, субъективно проживал своё настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребёнка. Постоянно накапливая и сопоставляя свои впечатления, муз. слуховые представления он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях как внезапно раскрывается цветок.
1.«Повторяйка»
Цель игры - развитие чувства ритма и слуховой памяти.
Объясняю правила игры, каким должен быть заданный Скрипачом ритмический рисунок. Говорю о том, что основой может быть ритм знакомой мелодии, танца или просто придуманный, что он не должен быть слишком сложным и длинным. Привожу примеры ритма; прохлопываю, простукиваю его вместе с детьми. Показываю положение корпуса, движения рук, кистей, пальцев при хлопках и простукивании. Обращаю внимание на то, что извлеченный звук должен быть легким и звонким, а аппарат при его извлечении не зажатым, свободным. Для этого пропеваю с учащимися фрагменты песен (со словами и без них), простукивая попутно ритмический рисунок.
После предваряющего игру объяснения учащиеся делятся на две равные группы: одна - Скрипачи, другая - Трубачи. Первый Скрипач карандашом (палочкой) выстукивает ритмическую фразу, которую должен точно повторить первый Трубач. Если ритм повторен точно, Трубач зарабатывает очко, а первый Скрипач передает карандаш следующему Скрипачу . Новые ритмические рисунки для того же первого Трубача выстукивают второй, третий и т.д. Скрипачи. В случае ошибки Трубач выбывает из игры, получив соответствующее правильным ответам количество очков. То же происходит со вторым, третьим и т.д. Трубачами.
Игра проводится два раза. Во второй раз учащиеся меняются ролями: бывшие Скрипачи становятся Трубачами, и наоборот. Подсчет очков производится после второго тура, когда все учащиеся побывали в обоих ролях. Выигрывают, набравшие наибольшее количество очков.
2. «Море»
Цель игры - привитие навыков слушания музыки и адекватной передачи ее пластики и ритма в движении, стимулирование творческой фантазии.
Рассказываю о море, демонстрирую репродукции, показываю, как летают птицы, как движутся волны, облака. Затем прослушивают музыку ("Море" К.Дебюсси).
Учащиеся делятся на три группы: I - волны, II - птицы, III - облака. С помощью учителя уточняются основные движения (здесь все зависит от вкуса, музыкально-пластических способностей преподавателя, его фантазии).
Затем начинается собственно игра. Звучит музыка, и "волны", стоя на месте, плавно колышутся. По знаку учителя пролетают не спеша "птицы", и в конце медленно "наплывают" "облака". Движения должны быть очень свободными, импровизационными, непосредственными, чтобы ничто не создавало напряжения, трудностей, не отвлекало от слушания музыки. Должно быть ощущение полной свободы
По окончании звучания музыки, когда игра закончена, полезно устроить обсуждение - у кого лучше, красивее получился образ.
.
3.«Клоуны»
Цель игры : закреплять умение определять характер и форму музыкального произведения, знать лады.
Каков характер пьесы? Изменялся он или был постоянным? Напомню, что композитор назвал свою пьесу - "Клоуны". Сколько было клоунов? Какой характер т. д? Встаньте, ребята мы еще раз прослушаем произведение , а вы покажите смену клоунов на арене своей выразительной мимикой.
4. «Угадай мелодию»
Цель игры :Учить слушать музыку ,продолжать знакомство с музыкальными инструментами ,развивать умение понимать музыку и исполнять, воспитывать любовь к музыке, развивать память , внимание, слух.
Группу детей делим на две команды, знакомим с условиями игры, заданиями этапов и система оценивания.
На первом этапе:
1)Ребята прослушивают количество мелодию и по количеству правильных ответов получают бонусы в виде нот. По количеству набранных бонусов группа детей с их наибольшим количеством бонусов переходят в следующий этап игры.
2)Предлагается музыкальный кроссворд и дети по определенному количеству времени должны набрать максимальное количество баллов.
3)Детям предлагается возможность определить наименование музыкального инструмента по его звучанию .В следующий тур выходят только те участники кто справился с заданием
4)Песню можно не только спеть, но и инсценировать, дается по времени « 5 минут» для того, чтобы дети справились с заданием.
По завершению игры были подведены итоги ,учащиеся набравшие большее количество баллов получили грамоты.