Проблема формирования умений самостоятельной работы актуальна для всех школьных предметов. Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться – одна из главных задач. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности»
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».
Д.Лессинг.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.
Проблема формирования умений самостоятельной работы актуальна для всех школьных предметов. Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться – одна из главных задач. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями.
Важнейшим показателем продуктивности умения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Основными педагогическими условиями, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы школьников являются:
Включение занимательности в содержание занятий;
Создание проблемно-поисковых ситуаций;
Вовлечение в выполнение творческих заданий;
Интеграция разнообразной деятельности;
Организация экспериментирования;
Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Рассмотрим познавательную активность ученика на примере структуры одного урока.
1. Включение школьников в работу в начале урока - необходимо с самого начала занятия заинтересовать детей, привлечь их внимание, это делается за счет крупно написанной на доске темы, ярких таблиц, иллюстраций, интересного вводного слова учителя.
2. Поддержание интереса во время проведения урока - детям должно быть не просто интересно, они должны активно участвовать в образовательном процессе, то есть реагировать на сообщаемую информацию учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, стремиться проявлять себя в соревновательных упражнениях.
3. Познавательная активность детей проявляется и в самостоятельности учеников, в том, насколько им удается самостоятельная работа, как выполняются домашние задания, насколько ученик усваивает самостоятельно изучаемый материал, интересен ли ему этот вид работы.
4. Активность детей должна проявляться и при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.
В формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов.Особенность этого приёма в том, что задание формулируется таким образом, чтобы ответ не лежал на поверхности. Ребёнок должен самостоятельно добыть нужную информацию.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности является дидактическая игра.
В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, по окружающему миру - «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?» , по математике и русскому языку - «Крестики - нолики», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» , по чтению - «Фотоглаз», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», и многие другие.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, к соревнованию, например: «Кто вернее?», «Кто быстрее забьёт шайбу в ворота?», «Чья ракета быстрее взлетит?», «Не подведи свой ряд!», «Не ошибись!», «Кто больше решит примеров за 1 минуту?», «Продолжай, не зевай!» и т.д.
Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах) Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу. «На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне. Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
Стихи, скороговорки, пословицы, загадки, частушки, считалки, кроссворды, ребусы, другой занимательный материал позволяет сделать обучение детей более светлым, интересным и радостным занятием.
Часто в начале урока использую прием - «Разминка». Перед началом разминки детям даю соответствующую установку, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа проходит в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).
Возможный вариант разминки:
1)-Какое сегодня число?
-Какой день недели был вчера?
-У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось? (5)
- Как правильно сказать сумма чисел 5 + 7 равна одиннадцати или - адиннадцати? (двенадцати).
-Какая третья буква в слове вокзал? (к)
-А четвертая в слове солнце? (н)
-Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие - деление).
- Сколько дней - в ноябре? (30)
-Сколько букв в имени белобоки? (40 а)
- Как называется третья буква алфавита с конца? (э) А пятая сначала? (д)
-Что мы слышим в начале урока? (букву - У).
2)-Реши задачу: «Представь, что - ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12 - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?».
Такие разминки придают дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь. Задания для подобных разминок подбираю в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. Разминки усложняю постепенно.
Важную роль в формировании познавательной активности отвожу проектно – исследовательской деятельности.
С первого класса использую различные игры, задания, наблюдения, сравнения, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность учащихся. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблему:
1)продолжить неоконченный рассказ; 2) назвать как можно больше признаков предмета (предмет демонстрируется); 3) Изучая на уроке окружающего мира осенние изменения в природе: - Представь себя листочком дерева и расскажи, что с тобой (листочком) происходит.
4) Предположим, что ты встретился с Доктором Айболитом, о чём бы ты рассказал ему? 5) По заголовку, по иллюстрации предположить о ком, о чём расскажет этот текст. 6) Развивать умение выдвигать гипотезу («предположим, что…», «возможно…»).
7) Найди правила, по которым записаны числа (Математика. «Странички для любознательных»). 8) Что случилось с прямоугольником?
При обучении учащихся решению задач важно смысловое чтение.
Детям задан вопрос, сколько желтых цветов в букете? Как мы видим, в букете не только желтые цветы. От того, правильно ли ученик прочитает задание, будет зависеть правильность его ответа.
Сколько желтых цветов в букете в? букете так же имеются фрукты желтого цвета.
Сколько желтых цветов в букете? Представлены цветы на поляне, в горшке, нам интересны цветы в букете.
Пример подведение под понятие:
Я предлагаю детям закрыть глаза и произнести слово площадь. После чего нарисовать то, что представили. Провожу выставку рисунков и предлагаю рисунки
Спрашиваю, почему вы произнесли одно и то же слово, а рисунки получились разные?
Что значит иметь площадь? (занимать место на плоскости).
Некоторые дети нарисовали площадку. Подходят ли эти рисунки, почему? (да, это однокоренные слова, но площадка занимает меньше места, чем площадь).
Здесь, в основе формирования понятия, лежат отношения « больше, меньше».
Создание провокационных гипотез:
Предлагаю ребятам сравнить выражения. Спрашиваю, какой можно сделать вывод?(слайд)
Сумма 2-х чисел больше их разности.
Всегда ли это выполняется?
Дети в классе, в котором мне удалось поработать, сразу ответили, что нет, если ребята не догадываются, я предлагаю им такой вариант.
После чего мы уточняем гипотезу: Сумма 2-х натуральных чисел больше их разности.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
При изучении темы длина можно предложить ребятам измерить длину класса в шагах. У одного ученика получилось 20 шагов, у другого 17. Спрашиваю, изменилась ли длина класса? – нет
Почему разные показатели? – дети выясняют, что разные мерки.
Что необходимо, чтобы измерить длину класса?
Нужна одна мерка.
Таким образом, дети выясняют, что для измерения и сравнения длин нужна одна мерка.
1.Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц?
- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
Пример проблемного задания.
В языке племени Крокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке:
1 склонение
2 склонение
3 склонение
гува
кряда
магра
щгара
опащ
жадро
кряч
рюнь
терь
скичь
клущь
вищь
Из рассказа на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их:
Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.