kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся

 

Влияние успеха на развитие познавательной деятельности

Выступление Саитгалиной 3. Т. на методическом семинаре в ГБОУ РШИСП № 5 г. Уфы.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся »

Семинар Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся

Влияние успеха на развитие познавательной деятельности

Выступление Саитгалиной 3. Т. на методическом семинаре в ГБОУ РШИСП № 5 г. Уфы.

За последние годы словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало для педагогов привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но при этом подчас забывают о том, что и ситуацию успеха нужно применять продуманно, с учетом многих факторов.

Прежде всего, необходимо понимать психолого-педагогические механизмы, которые лежат в основе ситуации успеха. Следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель.

На первый взгляд кажется, что достаточно учителю пару раз дать ученику возможность испытать успех, как сам собой будет обеспечен высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности. Но такое отношение чревато противоположным результатом: постоянная успешность может сформировать не столько активное, сколько привычное и, возможно, индифферентное отношение к учению. Кроме того, постоянное ожидание лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств учащегося: он уклоняется от преодоления трудностей, теряется в сложных учебных и жизненных ситуациях, в его поведении начинает преобладать мотив «избегания неудач». Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей. Поэтому, «оценивая детей... необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем, чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы».

Этапы организации ситуации успеха.

  1. Мотивационный этап.

Учитель ставит задачу сформировать у учащегося установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, т. е. формирует мотив достижения. Учитель вправе предложить различные варианты мотивов достижения: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым и т.д.

  1. Организационный этап.

Задача учителя: обеспечить учащемуся с учетом индивидуальных способностей и личностных качеств условия для успешного выполнения задания, заинтересовать его самим познавательным процессом.

На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - ощущается недостаток условий для ее выполнения. Здесь особа нужна помощь учителя. Необходимо помочь ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, стимулировать его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов создания ситуации успеха. К ним, в частности, относятся эмоциональная разгрузка, смена задания по желанию учащегося, помощь класса, «скорая помощь» (обращение к учителю, к более сильному ученику), подсказка (работа с учебником).

  1. Результативный этап.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Этот этап наиболее болезненный. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Известно, что мнения учителя и ученика в данном вопросе чаще всего расходятся.

Педагог оценивает итог деятельности, учитывая грамотность, аккуратность, правильность и пр., а ученик помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. и ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельность. Хорошо, когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит и отметке. В этом случае учителю достаточно похвалить ученика, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.

Возможен и такой вариант: ученик затратил минимальные усилия, но итог работы удовлетворяет основным требованиям. Такой вариант требует от учителя знания индивидуальных особенностей ученика, умения анализировать ситуацию. Необходимо продумать для конкретного ученика систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности, предложить такую форму работу, когда налицо вклад каждого учащегося в общее дело и оценивание производится группой учеников, а не одним учителем. Кроме того, возможны личные беседы, где учитель прямо, но без свидетелей говорит ученику о его недостатках: равнодушии, лени, попытке списать и пр.

На первый взгляд возникает парадокс: учитель намеренно ставит ученика в ситуацию неуспеха. Цель тактики - чтобы в сознании ребенка родилась радость не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины.

Есть ряд детей, у которых наблюдается боязнь ошибиться. Очень важно такому ученику не указывать сразу на его ошибки, а предложить ему самому попытаться их найти, предложить помощь. Необходимо отметить его достижения, показать свое уважительное отношение к его труду, пробудить желание с охотой учиться дальше.

  1. Завершающий этап.

Ситуация успеха «перерастет» из приема в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность. Если в начальном цикле ученик находится в роли объекта, показатели он принимает (или не принимает) предложенные условия, активно включается в происходящее, влияет на ход реализации ситуации успеха, т.е. становится субъектом обстоятельств.

Мало того, пережив заслуженное чувство успеха, школьник желает его повторить, упрочить. Он начинает самостоятельно искать пути для достижения лучших результатов и в учебе, это придает ему уверенность в собственных силах, позитивно влияет на взаимоотношения с окружающими.

Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащиеся становятся субъектом учебной деятельности, носители активного, преобразующего начала.

Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Складывается познавательная активность учащихся как субъекта, формируется стойкая потребность в самообразовании. Учитель не столько учит, сколько помогает найти области знания, необходимые для развития личности конкретного ученика. Этот период соответствует старшему школьному возрасту.

Итак, мы выяснили, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она организуется на всех этапах учебного процесса, усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если у субъект деятельности положительные эмоции в деятельности порождают чувство удачи, вызванное преодолением трудностей, как выбранных самим учащимся, так и предложенных учителем, вызывают эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач, приносят удовлетворение, осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления и, таким образом, формируют устойчивую потребность в самообразовании.

Ситуация успеха - достаточно тонкий психолого-педагогический инструмент. По идеи им должен владеть каждый учитель, но для этого требуется хорошее понимание обстановки, индивидуальности учащихся, овладение целой палитрой педагогических приемов.

Напоследок несколько правил для здоровых взаимоотношений в классе:

  1. Не скупиться на похвалу.

  2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.

  3. «На ложку дегтя - бочка меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепится на нем.

  4. Ставить только конкретные цели.

  5. «За двумя зайцами...». Не надо ставить несколько задач одновременно.

  6. Формула «Опять ты не...» - верный способ выращивания неудачника.

Подводя итог вышесказанному, вспомним что В.Ф. Шаталов утверждал, что для

того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу? Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

В.А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехам он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытной. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя ... радость успеха может померкнуть».

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние успеха на развитие познавательной деятельности учащихся

Автор: Саитгалина Зайтуна Тимершаиховна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 130096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Активные и интерактивные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(151) "aktivnyie-i-intieraktivnyie-mietody-obuchieniia-kak-sposoby-aktivizatsii-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "101536"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402421227"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(133) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-chieriez-formirovaniie-polozhitiel-noi-motivatsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "166501"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422968001"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Развитие учебной мотивации учащегося как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-uchiebnoi-motivatsii-uchashchieghosia-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "191998"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427389616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства