Просмотр содержимого документа
«Система упражнений, направленная на развитие познавательной деятельности младших школьников»
Система упражнений, направленная на развитие познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг»
Задание 1. «Подбери общее понятие»
Цель: развитие мышления.
Учитель раздает детям полоски бумаги, на одной из которых представлена иллюстрация, а на остальных пяти – слова. Учитель просит внимательно посмотреть на иллюстрацию и на слова, написанные на каждой полоске. Дети должны к иллюстрации подобрать из 5 слов такое, которое бы являлось общим понятием по отношению к иллюстрации.
Задание 2. «Ключ к неизвестному»
Цель: развитие познавательной активности.
Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. На ключах записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение»). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
Задание 3. «Исключи лишнее»
Цель: развитие мышления и самостоятельности.
Детям предлагается выбрать из трех слов одно лишнее. Например: «Найди лишнее слово по цвету: апельсин, киви, хурма; по форме: телевизор, книга, колесо; по величине: бегемот, воробей, слон».
Задание 4. «Дерево, лист, плод»
Цель: развитие мышления и познавательной активности.
Учитель раздает детям карточки с изображением и названием различных деревьев, с изображением листьев и плодов этих деревьев. Учащимся необходимо к каждой карточке с деревом подобрать карточку с листом и плодом.
Задание5. «Собери фигуру»
Цель: развитие пространственных представлений, пространственного мышления.
Каждому ребенку выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого учитель демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть.
Задание 6. «Куда уместится кошка?»
Цель: развитие мышления.
Учитель предлагает детям изобразить знакомое им животное – кошку и придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?». Дети должны сами придумывать места, куда можно пристроить кошку.
Задание 7. «Объедини в группы»
Цель: развитие мышления.
Ученику предлагаются 25 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе было картинке, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Учащиеся должны ответить, почему эти картинки они объединили в одну группу.
Задание8. «Выбери два слова»
Цель: развитие мышления, самостоятельности.
Учитель раздает детям лист со столбиком слов (понятий), а рядом с каждым из них, в скобках, пять слов. Из этих пяти слов детям необходимо выбрать только два слова, обозначающие существенные признаки понятия, написанного перед скобкой. Например: «сад – (деревья, садовник, собака, забор, земля); мышь – (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка)».
Задание9. «Плохо или хорошо?».
Цель: развитие мышления
Учитель предлагает детям какой-либо объект, и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, «мороженое» – хорошо, потому что вкусно, «плохо» – потому, что может горло заболеть.