kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВАжность развития познавательной деятельности у младших школьников имеющих задержку психичсекого развития

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР"»

«Актуальность проблемы речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста»


Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

1 -й–подготовительный (с момента рождения до 1 года)

2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет)

3-й –дошкольный (от 3 лет до 7 лет)

4-й– школьный (от 7 лет до 17 лет)

Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент для развития всех видов восприятия, непроизвольной памяти, мышления и речи.

Речевые нарушения

К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети, имеют проблемы в речевом развитии. В последнее время проблема задержки речевого развития у детей младшего возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша. На третьем году жизни речь ребенка становится доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же раннего возраста с ЗРР достаточно ярко выделяются среди своих сверстников.

  1. У ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

  2. Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

  3. Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

  4. Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний.

  5. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения.

  6. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

  7. Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу.

  8. Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

  9. Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

  10. Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.

  11. Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

Дошкольный возраст – это тот возрастной период, который является наиболее сензитивным для усвоения ребенком разговорной речи, изучения родного языка, становления всех сторон речи. Полноценное владение речью в дошкольном детстве является главным условием при переходе ребенка в школьную среду.

Анализ исследования по проблеме речевого развития детей показывает, что основные трудности у детей возникают в результате освоения связной речи. Именно поэтому одной из главных задач воспитателя является своевременное обращение внимания на речевое развитие ребенка, чтобы избежать возможных проблем при дальнейшем школьном обучении.

Ушакова О.С. в своих исследованиях отмечает, что развитие речи, речевого общения, совершенствование речевых навыков – одна из главных задач дошкольной психологии и педагогики. При этом решение этой задачи включает решение целого ряда других задач: воспитание звуковой культуры, обогащение словаря, формирование навыков связной речи, привитие интереса к художественному слову, посредством литературных произведений.

В развитии речи дошкольников огромное значение приобретает формирование навыков языковых обобщений, что открывает возможности для широкой ориентировки в способах словоизменения и словообразования. Формируя навыки сложной речи у дошкольников, необходимо передать и пояснить детям о разных типах высказываний, и научить их строить логическую связь между частями высказываний.

Необходимо понимать и осознавать, а также своевременно действовать, так как неправильная речь приведет к существенным проблемам в дальнейшем у ребенка. Неправильная речь и как результат проблемы в обучении в начальной школе, может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе. Все это может привести к негативным последствиям и виной всему будет – несвоевременная поддержка, оказание помощи, упущение в речевом развитии ребенка.

Основная проблема современного дошкольника заключается в том, что нарушения в речевом развитии проявляются не просто в структурном компоненте речи, а именно в комплексном отставании в развитии речевых компонентов. То есть основные ошибки, проблемы в звукопроизношении сопровождаются несформированностью фонематического слуха, связной речи, способности выстраивает логических высказываний.

Главная роль в речевом развитии детей отводится родителям и всему семейному окружению. Это те люди, с которыми ребенок начинает всесторонне развиваться и чья речь, поведение, речевая культура закладывается первостепенно в развитии ребенка. Именно поэтому родители должны постоянно контактировать с ребенком, создавать благоприятную атмосферу в семье, говорить с ребенком, задавать ему вопросы, уметь слышать и слушать свое дитя. Во время бесед с ребенком необходимо четко демонстрировать культуру диалога, ведь именно взрослые показывают пример, как нужно, например, вести диалог за столом, в гостях, при общении со сверстниками и незнакомыми людьми.

Современные исследования показывают, что на сегодняшний день, общее состояние связной речи значительно ухудшилось. Пересказ, как одно из форм развитие речи, доступен только при наводящих вопросах воспитатель. Современный ребенок испытывает огромные трудности при составлении рассказов по картинкам, наблюдается склонность к элементарному перечислению отдельных изображенных свойств и предметов. Наблюдается проблема выстраивания логической цепочки, построения сюжетной линии.

Таким образом, развитие речи – сложный процесс, которые требует усилий, как со стороны семьи, так и воспитателей. Необходимо постоянно обогащать словарный запас ребенка, развивать в нем культурную речевую среду, расширять кругозор и формировать знания окружающей действительности. Необходимо также, чтобы присутствовала атмосфера сотрудничества между воспитателем и родителем, так как это позволит согласовать методы и приемы деятельность, показать родителям, как необходимо строить общение со своими детьми, как преодолеть возможные трудности и получить желаемый результат. Родители должны понимать и серьезно подходить к решению проблем речевого развития детей, чтобы их дети жили беззаботно, были счастливы и успешны в будущей жизни.

Профилактика речевых нарушений:

Профилактика – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреждения и родителей, одним из важных направлений работы по развитию речи. Работа по профилактике речевых нарушений рассчитана на то, чтоб максимально рано выявить детей с задержками речевого развития, сократить разрыв между моментом выявления речевого нарушения и началом логопедического воздействия, целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей. Профилактика речевых нарушений будет эффективной:

  1. Если осуществляется взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов и родителей,

  2. Если организовывать в группах раннего возраста соответствующую предметно-развивающую среду.

  3. Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, пазлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков.

  4. Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот»

  5. Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Работа и коррекция речи особенно актуальна в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как показывает практика, с каждым годом число неговорящих детей не сокращается, а возрастает.

Одной из центральных задач на современном этапе – это поиск путей наиболее эффективного обучения для профилактики речевых нарушений. Актуальность проблемы определяет цель работы – развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребёнка. Реализация этой цели требует выполнения ряда взаимосвязанных видов работы, как с родителями детей, так и непосредственно с детьми.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Вахитова Г. Х., Поздеева С. И. Приемы активизации речетворческой деятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 75-81.

2. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 5 (243). – С. 175-177.

3. Лапшина В. С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста // Символ науки. 2017. №6. С. 119-121.

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: ВЛАДОС, 2010. 288 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
"Развитие познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР"

Автор: Ямашкина Наталья Юрьевна

Дата: 23.02.2025

Номер свидетельства: 665640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Социально-педагогическая работа с детьми с задержкой психического развития "
    ["seo_title"] => string(89) "sotsial-no-piedaghoghichieskaia-rabota-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "128578"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415537813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "220522"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434680377"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "«Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия у детей ЗПР»"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitie_melkoi_motoriki_i_taktilnogo_vospriiatiia_u_detei_zpr"
    ["file_id"] => string(6) "587204"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1632271822"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Статья «Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и  методы  ее коррекции» "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-osobiennosti-poznavatiel-noi-sfiery-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-i-mietody-ieie-korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "178846"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424885535"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства