Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:
помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
вызвать их мотивацию;
научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»
Доклад
Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Выполнил: учитель русского языка
и литературы
Горяева Н.П.
Всё наше достоинство – в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время,
в которых мы ничто. Постараемся же мыслить
достойно – в этом основа нравственности.
Б. Паскаль.
Школьные учебники становятся всё толще. Количество предметов, которые изучают современные ученики, всё больше. А уровень знаний и уровень общеучебных умений современных учеников, по мнению многих учителей, всё ниже.
Может быть, экстенсивный путь развития образования уже исчерпал себя и нам стоит тратить усилия наших детей и свои нервы на другое?
Американские педагоги Дж.Стил, К.Мередит, Ч.Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления.
Она является относительно новой для Казахстана, с ней знакомы далеко не все педагоги.
Ещё Лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. Урокам развития речи посвящены труды многих талантливых отечественных методистов (М. А. Рыбниковой, К. Б. Бархина, Л .М, Бусыгина, Т. А. Ладыженской и других). Главной задачей, которую должен решить учитель на подобных уроках, было и остается развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов, жанров. Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи…
Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно ориентированного обучения. Учителя знают, что именно это обучение ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Выявленные противоречия я пытаюсь решить, развивая творческие способности личности школьника с 5 класса через использование элементов технологии критического мышления.
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью.
Педагогические задачи, стоящие передо мной:
помочь личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
вызвать их мотивацию;
научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
В основе методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.
Результативность опыта включает в себя:
самосовершенствование личности;
развитие творческих способностей;
умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.
Положительная мотивация использования технологии критического мышления заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Каким же образом я внедряю эту систему?
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления.
Характеристика технологии развития критического мышления.
Но как к этому прийти, когда чаще всего учителю не важно, что именно думает ученик по тому или иному вопросу. А важно только то, насколько точно он воспроизвёл его слова или текст параграфа учебника?
Такое положение дел перестало устраивать всех: государство, которое осознало необходимость обновления образования на всех уровнях и взяло курс на обновление образования; общество, которое пришло к выводу, что человек, являющийся носителем устаревшей информации, не владеющей эффективными стратегиями мышления, не способен быть творцом, развивать окружающую действительность и быть компетентным специалистом своего дела. Но как этого добиться? На этот вопрос может дать ответ «ТРКМ», которая является одной из педагогических технологий, способной решить ряд задач, касающихся обновления образовательного процесса в условиях профильного обучения.
Конечно, технология развития критического мышления не является технологией, которая может быть востребована только на ступени профильного обучения. Однако данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при обучении учащихся 5-х – 7-х классов, а при обучении старшеклассников «ТРКМ» должна стать ведущей.
Зачем нужна «ТРКМ»?
Навыки критического анализа, развиваемые посредством приёмов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного ученика.
ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе и повысить самостоятельность учащихся.
При применении ТРКМ на уроках русского языка происходит активное развитие умений критического анализа, данная технология обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Но данная технология «не привязана» к предметной области – её можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счёт учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая её использование системным и методичным.
Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта. Внешних норм и правил. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело владеть информацией, но критически её оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать её вдумчиво, критически, рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и оценочности данной информации.
Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трёхфазной структуре. Сначала я начала использовать отдельные приёмы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Три фазы (этапа) технологии развития критического мышления.
Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
Деятельность учителя. Задачи данной фазы.
Деятельность учащихся.
Возможные приёмы и методы.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
-систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
-верные и неверные утверждения;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
2. Стадия осмысления.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом.
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Методы активного чтения:
-маркировка с использованием значков
(по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на постановленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.
3. Стадия рефлексии.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы. Выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно- следственные связи.
Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
-Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы;
-организация устных и письменных ответов;
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе);
-исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д. изученной информации, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Чтение для развития критического мышления.
На своих уроках я работаю с двумя основными типами текстов – информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приёмы технологии, в основном, одинаково «работают» на обоих типах текстов. Можно дать большое количество рекомендаций по поводу их применения, но нельзя забывать о главном – определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия, используя набор приёмов и стратегий.
Стратегия «толстые» и «тонкие вопросы»
Данный приём я использую на любой фазе урока. Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием «толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностикизнаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.
«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учеников 10-го класса после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:
* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?
*Что устарело в романе и что в нем современно?
* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?
Письмо для развития критического мышления.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления, так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».
Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая, ещё более интересная.
Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, знать о нём больше.
Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.
При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и композиционная сторона текста), а не просто грамотность.
Особо хочется сказать о приеме, который таит в себе большие возможности. Синквейн – один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология исходит из признания чтения оптимальным способом вхождения человека в культуру, письмо же рассматривается как наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению, так как пишущий всегда активен. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод, по моему мнению, удачен в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму.
Синоним к первой строке. Снежно.
-Теперь обратите внимание на репродукцию картины К.Ф.Юона «Зимний день» и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания. О чём ещё помог вам вспомнить художник? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить свою работу?
-Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете. Что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным.
- А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них.Детям выдаю памятки по работе в парах.
Дети пишут улучшенные варианты сочинения.
3.Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух.
На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. И главной задачей, которую решает учитель, было и остаётся развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
Технология развития критического мышления предлагает несколько иной взгляд на вещи.
На уроках развития речи на первом этапе по обучению написания сочинения, я учу детей анализу образцовых текстов, с использованием приёма ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), а в правом – комментарии.
Например:
Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (воспоминание, протест, ассоциации и так далее).
Даём комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Что хотел сказать автор? Какие средства использовал?
И.Соколов-Микитов.
Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча весна.
Автор высказывал свои эмоции – радость, они на первом месте, а потом как бы объясняет с помощью признаков, шумна и пахуча, почему весна вызывает радость.
Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки.
В следующем предложении называются признаки весны более конкретные: расшифровывается её шум – пение птиц, звон ручейков.
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления. Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:
Регулярно писать.
Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.
2. Интересные темы.
Интересные темы – это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.
3. Образцы.
Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах.
Слово – образец может иметь ещё один смысл.
Когда кто-то пишет на ваших глазах, рассказывает об этом, показывая, что даже у профессиональных авторов процесс создания текста сопряжён с мучениями творческими, с множеством замечаний и неоднократной серьёзной правкой, то учащиеся более спокойно воспринимают собственные переживания и трудности, возникающие при создании текста.
Читательская аудитория.
Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и в последствии мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение.
5. Привычка править.
Как утверждают бывалые авторы, «писание – это переписывание». Черновой текст – бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.
6. Помощь других.
Несмотря на то, что создание текста – процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и студии.
Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимися при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.
На уроках русского языка и литературы результативными являются интерактивные формы работы, в основе которых лежит общение. Это уроки-конференции, круглые столы, диспуты, деловые игры, групповые игры, творческие отчеты. Они развивают коммуникативные навыки учащихся, помогают четко выражать детям свои мысли, воспитывают культуру общения. Иногда лидеры групп привлекаются к ведению урока в роли учителя: готовят опорные таблицы для изучения нового материала, проверяют правильность выполнения заданий, учатся объективно оценивать своих товарищей.