Впервые ФГОС создавался как система требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе. Методологическая основа стандартов - системно-деятельностный подход, который предполагает переход:· от прежнего определения цели обучения - усвоение знаний, умений и навыков – к новому её определению: формирование опыта самостоятельного познания, т.е. в основе урока должен лежать не принцип «учу предмету», а принцип «учу ребенка» - формирую личностные, метапредметные, предметные результаты;· от стихийности самостоятельной учебной деятельности школьников к их самоорганизации;· от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач. В связи с требованиями ФГОС в Основную образовательную программу нашей школы включены 4 междисциплинарные программы, одна из которых - « Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». Как же построить свою работу, чтобы ученик мог, работая с текстом, не только понимать прочитанное, но и преобразовывать, интерпретировать и оценивать полученную информации. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, необходимые не только в учебе, но и в процессе всей жизни.
Данная технология позволяет учителю создать на своих уроках атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, дает возможность развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом. А это очень важно для современного человека, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное, не отвечает требованиям современного общества и государства. Поэтому перед нами стоит задача развития личностных качеств выпускников, которые будут способствовать их социализации и самореализации.
Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни. Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор. Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Умение мыслить критически помогает человеку, увеличивает шансы на успех.