Просмотр содержимого документа
«Радость есть особая мудрость»
Открытый урок по самопознанию:
«РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ»
Цель урока: расширять представления о таких качествах человека, как радость, жизнерадостность, доброта и чуткость.
Задачи:
- побудить учащихся к размышлению о том, что такое радость;
- воспитыватьу них стремление к прекрасному: к радости, красоте, доброте, чуткости;
- пробудить стремление к творчеству, воспитывать толерантность.
Ход урока:
- Здравствуйте ребята сегодня у нас необычный урок тема нашего урока: «Радость есть особая мудрость». -Ребята, испытывали ли вы когда-нибудь чувство радости? Какое это чувство? Было ли у вас в жизни какое-нибудь радостное событие?
Круг радости
Чтобы начать наш урок, у каждого из вас должно быть хорошее настроение. Для этого мы с вами поиграем в игру «Комплимент». Каждый должен с улыбкой сказать друг другу хорошие слова, увидеть что-то необычное в своих подругах и друзьях. Давайте, начну я.
Во дворе играли дети. Вдруг одна девочка сказала: — А у меня сегодня радость — мне мама купила новое платье! Оно такое красивое, белое с розовыми розочками просто необыкновенное, — сказала Анечка и мечтательно закрыла глаза. Вова подумал немного и тоже сказал: — А у меня зато есть новая рубашка! Вот какая! — и он широко расставил руки, чтобы каждый смог по достоинству оценить его новую рубашку. — А мне купили карандаши, — быстро сказала Леночка. — Целую коробку! Яркие и красивые! — Да что карандаши! — включился в разговор Костя. — Вот у меня есть удочка. Настоящая! Мы с папой поедем на рыбалку и я много-много рыбы поймаю! А карандаши изрисуешь и всё. Дети начали перечислять все свои подарки и радости. Мне купили велосипед! А мне конструктор! А у меня есть дома кошка! — слышались детские голоса. И только один мальчик сидел тихонько и улыбался. — Алёшенька, а почему ты молчишь? — поинтересовалась у него Анечка. — У тебя разве нет никакой радости? — Есть! — скромно ответил мальчик. — Я в лесу цветы видел! — Какие цветы? — недоуменно спросил Костя. — Беленькие! Мы с папой гуляли в лесу, а потом стемнело и на полянке были беленькие цветы. Такие красивые! Они словно светились! — То же мне радость! — сказал Костя и засмеялся. — И вправду! Кто цветов не видел!? — засмеялась Леночка. — А ещё я крыши блестящие видел! — сказал Леша. — Зимой на них снег лежал и солнце ярко светило. Все крыши в городе были такие блестящие. Правда-правда! Я сам с балкона видел. — И вовсе это не радость! — смеясь закричал Вова. — Мы все снег видели. Он каждую зиму выпадает! — Алёша, может, у тебя ещё какая-нибудь радость есть? — пыталась поддержать его Аня. — Есть! Я рыбок золотых видел! — скромно сказал мальчик. — Каких рыбок? — заинтересовался Костя. — Где? — В луже. Сначала дождь прошёл, а потом солнце выглянуло. Вода в луже светилась и в ней рыбки золотые плавали! — Врёшь ты всё! — сказал Костя. — Нет у тебя никакой радости! Вот ты и выдумываешь! И все ребята стали смеяться. И только Анечка тихо сказала: — Подождите, ребята! — заступилась она. — А может, у него этих маленьких радостей больше чем у нас, ведь он их везде найдёт.
Вопросы к притче:
Как вы думаете почему Алеша видел радость в разных видениях?
А почему Аня заступилась за Алешу когда все стали над ним смеяться?
- Радость – чувство душевного удовлетворения, которое ведет человека по правильному пути, даже в самых сложных ситуациях. Оно не дает отчаяться в трудную минуту, оно вдохновляет поэтов и музыкантов, скульпторов и художников, творцов и самых обычных людей – нас с вами.
Чтение стихотворения.
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.
Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.
Радость — если солнце светит,
Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете
Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат
Песню ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат,
Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит,
Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит
В этом мире красоту.
Работа с пословицами. -Ребята, объясните, пожалуйста, смысл пословицы.
Доброе дело радость приносит.
Ученику – удача, учителю – радость.
Что день – то радость, а слез не убывает.
От радости кудри вьются, в печали секутся. (
От радости и старики со старухами помолодели.
Радость прямит, кручина крючит.
Хоть не богат, а гостям рад.
Богатому пакость, а убогому радость.
Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Творческая деятельность «Солнечное настроение»
Учитель:Мне бы хотелось, чтобы вы улыбнулись друг другу, улыбнулись себе, улыбнулись мысленно. Постараемся забыть всё плохое, настроим себя на доброе.
- А теперь попробуем стать творцами радости.
– Выразите цветом ваше представление о радости на белых кругах (у каждого ребенка на карте белый круг).
Учащиеся раскрашивают свои круги и прикрепляют их к большому ватману, помещенному на доске.
– Посмотрите, какое у нас получилось солнечное настроение!
Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой и радостью?
(Ответы учащихся)
Быть самому добрым
Помогать ближним
Хорошо учиться
Быть послушными, чтобы не огорчать родных и близких.
Не обижать малышей
Уважать старших
Обобщение - Молодцы, ребята, вы сумели украсить этот класс энергией радости. От ваших рисунков он стал теплее и уютнее. Как вы думаете, справедливы слова, взятые мной в названии урока? Почему радость мудра? Почему нужно жить в радости?
- Вот и подошло к концу наше занятие.
Рефлексия
- О чём же мы с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Что вы получили от этого занятия?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по – доброму, ибо только это достойно человека.
ТЕСТ «Есть ли у вас чувство юмора?»
(если “да” - “+”, если “нет” - “-”)
Любите ли вы смеяться?
Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?
Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?
Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель предлагает встать в круг ивместе спеть песню: «Если друг не смеётся»
Если друг не смеётся, Ты включи ему солнце, Ты включи ему звёзды, Это просто. Ты исправь ошибку, Превращая в улыбку, Все грустинки и слёзы, Это просто..
Воскресенье, суббота, Дружба это не работа. Дружба это не работа. Есть друзья, а для них, У друзей нет выходных. Есть друзья, а для них, У друзей нет выходных.
Если свалится счастье, Подели его на части И раздай всем друзьям, Это просто. А когда будет надо, Все друзья будут рядом, Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
Воскресенье, суббота, Дружба это не работа. Дружба это не работа. Есть друзья, а для них, У друзей нет выходных. Есть друзья, а для них, У друзей нет выходных.
Если каждый друг по кругу Другу протянет руку, То будет видно в иллюминатор Дружба - это экватор. Если каждый друг планеты Другу ромашкой помашет, То станет ясно Дружба - это планета ромашек.
Воскресенье,суббота, Дружба это не работа. Дружба это не работа. Есть друзья,а для них, У друзей нет выходных.