Фрагмент урока окружающего мира на тему: "Отчего мы иногда болеем".
Цель: Познакомить с причинами и профилактикой заболеваний.
-
Планируемые результаты изучения темы:.
-
1. Личностные – осознают, что полезно для здоровья, а что – вредно; дают адекватную оценку с опорой на знание о здоровом образе жизни, стремиться сохранять свое здоровье для дальнейшей полноценной жизни
-
2. Метапредметные.
-
Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии) о факторах заболеваний человека и способах их лечения, о способах защиты от инфекций.
-
Регулятивные: умение определять цель, принимать решение, работать по алгоритму.
-
Коммуникативные: умение работать в парах и группах, высказывать свое мнение, учиться уважать мнение товарищей.
-
3.Предметные – применяют знания о своем организме для решения практических задач;
-
Принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности;
-
оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме;
-
владеют навыками установления и выявления причинно – следственные связи между
-
предупреждением заболевания, заболеванием и лечением.
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
II. Постановка проблемы и актуализация знаний.
- Ребята, у меня в руках яблоко. Я купила его по дороге в школу. Как вы думаете, могу ли я его съесть? (Ответы детей)
- А почему? (Его надо помыть).
- А зачем мыть фрукты, овощи, руки? (На них микробы)
- А что такое микробы? (это микроорганизмы, которые можно рассмотреть под микроскопом, потому что они очень малы)
- Ну, подумаешь микробы. Попадут в организм и что такого? (человек начнёт болеть).
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (предположения детей)
- Правильно тема нашего урока: Отчего мы иногда болеем?
- Ребята, ответы на какие вопросы вы хотели бы получить сегодня на уроке? (предположения учащихся.) Поиск ответов на ваши вопросы и будет целью нашего сегодняшнего урока. (От чего зависит здоровье человека?
Что является причиной заболеваний? Как определить, здоров человек или болен? Какие бывают заболевания?)
III. Совместное «открытие» знаний.
- Давайте попробуем сначала найти ответ на вопрос: Что является причиной заболеваний? Послушайте стихотворение.
Бежит маленький ручей
Средь цветов и средь камней.
И людей, и зверей
Поит он водой своей.
Часто жалуются люди
На болезни и недуги.
У зверей сложна судьба,
В то же время — жизнь длинна,
И дубы растут лет сто,
Коль не срубит их никто.
Вот прозрачный ручеек — Задает себе вопрос:
«Почему болеют люди?
Что их так несчастных губит?»
И решил вопрос он этот
Всем задать, кого ни встретит:
Розе, пальме, кабану, Тигру, дикому коту.
— Что же ответили ручью растения и животные?
Учитель. По мнению прекрасной, розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость — это особая мудрость, и болезни ее боятся.
Высокая стройная пальма ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям. А жестокость — это путь к гибели и болезням. Люди часто обманывают друг друга.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Дикий кот считает, что человек часто бывает, неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит их здоровью.
А как вы думаете, что является причиной заболеваний? (Подводят итог)
- Посмотрим, что думает о причинах болезней автор нашего учебника стр.56 2 абзац.
Мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского слово инфекция означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека или животного (собаки, кошки). В распространении целого ряда заразных болезней принимают участие кровососущие насекомые: вши, блохи, комары, москиты, слепни, клещи и др
Инфекция распространяется микроорганизмами (микробами), которые «живут» в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности игрушек и книг.
Источником заражения может быть кровь больного человека. Это может произойти при переливании крови или использовании медицинских инструментов, например одного и того же шприца несколькими людьми или при лечении зубов.
Замечено, если человек перенес какую-нибудь инфекционную болезнь, он уже ею больше не заболеет. У организма появляется невосприимчивость к такой болезни — иммунитет.
- Как искусственным способом можно приобрести иммунитет?
— Делали ли вам прививки?
— От каких болезней?
В результате прививки человек заражается вирусом в безопасной для себя форме, и организм приобретает способность сопротивляться болезни, т.е. иммунитет.
- Если возбудители попали в организм, то какие клетки вступают с ними в борьбу? (Белые клетки крови)
- Отчего же мы иногда болеем? Давайте обратимся к с. 57 учебника.
- Ребята, мы рассуждаем о том, что является причиной заболевания. А как вы отличите больного человека от здорового? (ответы детей).
- Послушайте стихотворение. Все ли основные признаки заболеваний мы перечислили?
Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь «принесла.
Кашляет, чихает, слезы вытирает.
У нее несчастный вид — очень голова болит,
Нос припух, температура — видно, ей нужна микстура.
И глотать ей тоже больно — очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки — она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить — трудно громко говорить.
В общем, встали все дела — так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться — с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь — надо многое успеть.
- Как выдумаете нравится ли человеку болеть? (Ответы учащихся)
VI. Первичный контроль
Тест «Твое здоровье» (слайд 10)
(Ставьте «+» или «-»)
1. У меня часто болит голова.
2. У меня часто бывает насморк.
З. У меня больные зубы.
4. Иногда у меня болит ухо.
5. У меня нередко болит горло.
6. Каждый год я болею гриппом.
7. Иногда меня тошнит.
8. Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.
Чего получилось больше: «+» или «—»?
Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить, или сохранить свое здоровье?
— Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
— Есть полезную пищу.
— Чистить зубы. Мыть руки.
— Выполнять физические упражнения и т.д.
Вот как заботится о себе герой стихотворения:
Почему я не болею, почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора?
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водой из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
VII. Рефлексия
- Смогли ли мы ответить на все поставленные вопросы?
- Что нового узнали на уроке?
– Как прошёл урок проголосуйте жетонами.
VIII. Домашнее задание.